Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

В роли падчерицы, в стиле граффити

В роли падчерицы,   в стиле граффити
В первый воскресный день августа с набережной дохнуло осенней свежестью. Обские волны в ненастный день обретают особенную прелесть. Несколько влюбленных парочек на скамейках. Юные экстремалы висят на страховочных паутинах вдоль каменистой опоры Октябрьского моста. Вот и все общество.
Зато есть что почитать на парапетах. Двойственное ощущение: и радостно вырваться из бетонного города к реке, и как-то неуютно, что ли…
Когда-то речной флот был популярным видом междугородных пассажирских сообщений. Города соревновались в красоте своих набережных и речных вокзалов. Чем может в этом отношении похвастаться Новосибирск — третий по величине город России и сибирская столица?

На прогулочном кораблике отправляемся в сторону Заельцовского парка. Вдоль набережной движемся недолго, она всего 1,7 километра, и с воды представляется не очень привлекательной. Террас, расцвеченных клумбами, яркими и местами довольно искусно продуманными композиционно, практически не видно в диковатых зарослях. И вот к этим «небритым подмышкам» с отмели поднимаются подпорные стены, испещренные современной наскальной живописью. Граффити, уличное искусство. В нашем случае оно дальше убогих в исполнении тегов не идет. Такими художествами хороший хозяин и туалет разукрашивать не станет. По мнению экспертов, граффити вообще элемент или, если хотите, характерный признак деградирующей территории. Кому-то покажется такое мнение спорным...

По реке с легендами

К железнодорожному мосту, сразу за парком «Городское начало», набережная и вовсе теряет культурный вид — витые чугунные ограждения выпали и щербатые парапеты достигли почти максимальной степени опасного разрушения. Мрачно и дальше, за колючей проволокой, — ямы да ухабы, поросшие быльем и сорной травой. Иностранцев и прочих гостей города в этот закоулок не поведут. Впрочем, про закоулки и иностранцев у нас есть даже целая легенда.

Вот, к примеру, про бывшее местное поселение вдоль речки Каменки. Оно было такого порядка, что не то что по ночам, но и днем туда милиционеры боялись заходить. Когда в Новосибирск приехал президент США Никсон, его, конечно, повезли в Академгородок. Путь пролегал мимо Каменки. Территорию предусмотрительно обнесли забором. Однако от глаз заморского гостя и его свиты с корреспондентами укрыть «позорное пятно» не удалось. «Что это там у вас?» — спросил Никсон. «А это у нас свинарники». «Хорошие какие свинарники, с телеантеннами», — усмехнулся американец. После этого в иностранной прессе замелькали экзотичные снимки: тут наука, а тут трущобы Плюс издевательские заголовки — «Нищие в шляпе» и пр. Разумеется, через некоторое время речушку смыло с карты города. Может, и вранье все, но забавно.

Хождение против ветра

— Проект новосибирской набережной появился более полувека назад, — рассказывает Игорь Попов-ский, председатель правления Новосибирского союза архитекторов. — Как и было принято, в лучших традициях классики с ее гипертрофированными пространствами. Отсюда огромная парковая территория. Минус ее в том, что расположена зона с подветренной стороны и в условиях нашего климата вовсе не располагает к долгим прогулкам. Юго-западный ветер, разгоняясь в припойменной части левобережья, обрушивается на набережную мокрым шквалом.

Зимой в период ледостава площадка от Октябрьского моста до Октябрьской пристани не эксплуатируется. А летом здесь полно аттракционов. В солнечную погоду в развлекательной зоне набережной людно. Но и пыльно. Сверху от перегруженной магистрали, где постоянное столпо-творение транспорта в жутких пробках, исходит гул и смрад. После двух-трехчасовой прогулки хочется побыстрее в метро.
— С введением в ближайшее время трехуровневой транспортной развязки атмосфера вокруг Октябрьского моста станет еще более насыщенной, — соглашается Игорь Попов-ский. — Автомобильная дорога, железнодорожные пути, по сути, отрезают город, его зеленые коридоры от набережной. Кстати, вид набережной, прежде чем она появилась, серьезно обсуждался. В середине прошлого столетия бакинские специалисты предлагали приблизить к набережной кромку жилой застройки, а не улицу. Замысел был прост: наполнить зону людьми, сделать ее излюбленным местом прогулок. Если не всего города, то, по крайней мере, местных жителей. Но воображение мэтров классической архитектуры рисовало куда больше простора.

Проект остался виртуальным

«Населить» набережную людьми пытались неоднократно. Уже в наше время, например, это предлагал сделать и Игорь Поповский. Года два-три назад его проект буквально расколол градостроительный совет Новосибирска. Чтобы создать живой фронт у воды, наполнить смыслом прогулочные площадки, предлагалось соорудить вдоль улицы Большевистской большой общественно-культурный центр, который нисходил бы террасами к набережной. Идея воплощалась в образе гигантского трехпалубного судна, обращенного носовой частью против течения Оби. Внутри предполагалось разместить художественную галерею, гостиницы, кафе, уютные магазинчики и все то, что привлекало бы внимание и создавало обстановку расслабленности, релакса.

Но проект в реальную жизнь воплотить не удалось. Хотя это могло бы стать еще одним символом столицы Сибири, ее речными вратами.

Она оживает только весной

Сегодня фишка набережной — ферма первого железнодорожного моста через Обь. Ну, ещё речной фонтан. В тот воскресный день он, кстати, не работал. Плавучий развлекательный комплекс «Чайка» тоже пустовал. Вот, собственно, и всё. В перспективе здесь планируется открыть памятник Александру III, имя которого Новосибирск носил еще в доновониколаевские времена. В мемориальной зоне решено разместить еще и макет Новосибирска в миниатюре, филиал музея и так далее.

По идее набережная с прилегающей территорией должна представлять собой некий архитектурно-ландшафтный комплекс. Что на деле? Из серьезных заведений ближе к набережной расположена Российская академия предпринимательства и «Старый дом» — Новосибирский государственный драматический театр. За пристанью, прикрываясь бетонным забором, растет новое здание, дальше высится «Ривер парк», гостиница. Но все это никак не увязывается в единый комплекс. В этом месте обещали явить пятизвездочный отель, но проект забросили, хотя земельные вопросы были решены. Просто заказчик грандиозного проекта понял: есть большая вероятность, что территория даже в перспективе не станет центром массового притяжения.

Кстати, место, где по проекту Поповского должен был разместиться пароход из стекла и бетона, по утверждённым планам займет большая парковка. Все просто, утилитарно...

Позиция некоторых архитекторов такова: выход на прибрежное пространство необходимо максимально освободить. А для этого придется вынести промзону, часть предприятий, в том числе и речной порт. Главный архитектор города Владимир Фефелов говорит, что в творческих мастерских сегодня созрела масса предложений относительно благоустройства не только набережной в районе речного вокзала, но и всего побережья Оби в черте Новосибирска. Причем приоритет, по словам господина Фефелова, будет отдаваться «эстетической составляющей». 

Существующие рубежи набережной, ограничивающие доступ к воде, решено компенсировать многочисленными аквапарками. Единственное, что тормозит процесс,— недостаток финансирования. «Срок окупаемости аквапарков — более десяти лет, поэтому в новых условиях инвесторы не спешат с реализацией столь долгих проектов», — прокомментировали в Союзе архитекторов. Вероятно, это и плюс, потому что есть еще время пересмотреть ситуацию.

Вопрос-ответ

О том, какой должна быть городская набережная, мы спросили у новосибирцев.

Мария Самосова, офис-менеджер:
— Пусть это остается пешеходной зоной, и лучше без глупых аттракционов. Что это за сельские развлечения: узнать силу своего удара, пострелять из пневматической винтовки? Для меня там скука и бесполезная трата времени. И загромождение хорошего вида на реку.

Валентин Верченко, пенсионер:
— Набережная — место историческое. Здесь начинался город моих родителей, моих дедов. Мемориальная зона там нужна. Это патриотично. Вот зеленые насаждения хорошо бы подстригать, как газончик. Ухоженность — главное.

Максим Жиров, временно безработный:
— Я где-то прочитал, что новосибирцы выросли из одежды провинциалов. Нам нужны современные интересные фишки. Пароход, говорите? Неплохо. Или огромный стеклянный купол с пляжами, гигантский аквариум. Словом, нечто удивительное.

Резонанс
Проект нового здания железнодорожного вокзала Бердска Новосибирской области впервые показали горожанам. Транспортный комплекс будет включать в себя авто и железнодорожный вокзалы. Старое здание, против сноса которого активно выступали общественники, будет сохранено.
21.07.2017
Хочешь спасти мир? Начни с себя. О том, как сохранить в себе человека, находясь лицом к лицу со смертью – новый фильм 2017 года от автора «Интерстеллара» и «Темного рыцаря» Кристофера Нолана. Грандиозный «Дюнкерк» новосибирцы смогут увидеть в оригинальном формате IMAХ. Хотя, как говорит режиссер, фильм легко можно смотреть и в любом другом формате.
21.07.2017 Жилье. ДОМ
Два года темпы строительства жилья в Новосибирске снижаются. Мест под застройку осталось мало, также стала меньше заинтересованность частных инвесторов. Как переломить ситуацию в отрасли? Необходим старт инфраструктурных проектов федерального уровня, заявил областной министр строительства Сергей Боярский на заседании «Регионального делового клуба строителей». Министр обозначил готовность области способствовать передаче муниципалитету 200 га земли и выделению 1 млрд рублей из бюджета для поддержки строительства.
Необычным способом отметили День российского бокса новосибирские спортсмены вместе с коллегами из десяти других городов. Они устроили флешмоб, который войдет в книгу рекордов.
В Новосибирске ежедневно на охоту выходят не менее десяти эвакуаторов. В среднем каждому удается «поймать» по восемь-десять машин.
В Новосибирске прошел заключительный этап конкурса водителей трамвая. Финалисты отборочных туров прокатились по трамвайному парку и продемонстрировали практические навыки вождения. Победитель отправится на всероссийский конкурс в Нижний Новгород.