Новосибирск 3.8 °C

Атом действительно мирный

26.09.2014 00:00:00
Атом действительно мирный
Вчера Новосибирский завод химконцентратов отметил свой 66-й день рождения, а послезавтра все сотрудники атомной промышленности России будут принимать поздравления с профессиональным праздником.

Накануне двойного события молодежный комитет завода в сотрудничестве с Новосибирским информационным центром атомной энергии провели увлекательный велопробег по улицам Калининского района, где расположен НЗХК. Главной целью акции было информирование людей о реальной роли и значимости атомной промышленности.

Всегда в авангарде
ОАО «НЗХК» и еще 11 предприятий по всей России входят в компанию «ТВЭЛ», являющуюся в свою очередь структурным подразделением госкорпорации «Росатом». Достаточно скромный слоган «Росатома» — «Корпорация знаний» — не отражает в полной мере всей сути. На самом деле это огромная структура, объединяющая сотни учебных заведений различного уровня, научные лаборатории и институты, промышленные предприятия и объекты атомной энергетики. В силу специфики о деятельности «Росатома» не пишут много, но специфика подразумевает и вторую сторону медали: те, кто работают в атомной промышленности, — элита: самые умные, креативные, ответственные и преданные. Атомную промышленность заслуженно называют локомотивом экономики страны, авангардом инновационного развития. И здесь донельзя затертое в СМИ слово «инновации» действительно соответствует своему смыслу и предназначению.

С незнанием борются системно
Неудивительно, что всех причастных к велопробегу не отпугнула холодная погода и регулярно накрапывающий дождь, который в конце пути обернулся еще и снежным зарядом: в назначенное время все собрались и были готовы в путь. Руководитель Новосибирского информационного центра атомной энергии Геннадий Старцев — один из организаторов пробега, который инициировал головной офис в Москве.

— По всей России 17 центров, подобных нашему, и еще четыре за границей, — поясняет Геннадий Алексеевич. — Везде, где есть предприятия компании «ТВЭЛ», атомные электростанции и даже атомный ледокольный флот, проводится системная работа с населением, прежде всего со школьниками и молодежью, не только по информированию, но и по популяризации естественнонаучных знаний.

Рабочие дни в информационном центре расписаны по минутам: до обеда, как правило, организованные группы школьников, после —  различные акции для населения. Которое, что вполне естественно, немного тревожится наличием в их городах «опасных» производств. По сути это и стало в свое время причиной создания сети центров по всей стране.

— С людскими страхами, основанными на недостатке информации, мы столкнулись воочию, — отметил Геннадий Старцев. — Особенно высокий фон недоверия был в Северске Томской области, да и в Новосибирске люди не очень верили: как завод, производящий топливо для АЭС, может быть абсолютно безопасным? Этот велопробег, который, помимо Новосибирска, сегодня пройдет еще в семи городах России, и призван дать ответ на злободневный вопрос большому числу людей.

С дозиметром наперевес
В 11 часов, как и планировалось, велоколонна, состоящая из молодых работников НЗХК, студентов Новосибирского политехнического колледжа и просто людей, откликнувшихся на идею, тронулась в путь. Им предстояло проехать около восьми километров по Калининскому району, периодически останавливаясь для замера радиационного фона. Персональные дозиметры участникам акции раздал заместитель начальника цеха, начальник лаборатории охраны окружающей среды НЗХК Иван Пильчик. Он же и объяснил, как будут проводиться замеры и появления каких цифр на дисплее стоит опасаться.

— В современных приборах измерения радиационного фона используется единица зиверт. Если кому-то привычнее прежний рентген, то просто умножьте на 100.

Сегодня мы с вами живем в век активного использования радиоактивных веществ, и величина допустимого уровня в 0,1 — 0,2 мкЗв/ч (10 — 20 мкР/ч) считается нормальной (фоновой). Уровень 0,2 — 0,6 мкЗв/ч (20 — 60 мкР/ч) считается допустимым, а уровень свыше 0,6 — 1,2 мкЗв/ч (60 — 120 мкР/ч) признан повышенным

Естественный радиационный фон — доза излучения, создаваемая космическим излучением и излучением природных радионуклидов, естественно распределенных в земле, воде, воздухе, других элементах биосферы, пищевых продуктах и организме человека.

Итак, будем ехать, измерять и записывать показания. Первый замер сделали тут же, на месте старта, в непосредственной близости от корпусов НЗХК. Мой дозиметр показывает 0,09 мкЗв/ч (в три с лишним раза ниже максимальных фоновых значений для Новосибирска), у остальных участников пробега схожие показатели. Пока неплохо, едем дальше…

Чем дальше, тем спокойнее
До следующих двух контрольных точек — Павловского сквера недалеко от улицы Учительской и ЛДС «Сибирь» — мой дозиметр вообще не подавал никаких признаков жизни: как было 0,09, так и есть. Хотя у некоторых, кто подходил ближе к проезжей части, приборы показывали от 0,11 до 0,14 мкЗв/ч. Иван Пильчик тут же объяснил ситуацию.

— Он, — показывая на меня, сказал Иван Викторович, — стоит на земле, в 10 метрах от дороги, а вы практически на асфальте. И показания вашего прибора изменяются благодаря наличию в устройстве дорожного полотна природного щебня. 

Это не шутка, а абсолютно доказанный факт. Щебень по сути своей — это раздробленные куски породы, лежавшей в земле тысячи лет. В принципе, радиоактивных карьеров у нас в области нет, но есть такие, где мощность дозы гамма-фона не превышает установленных норм, но чуть выше естественного. Такой щебень принято дробить крупно, укладывать в один из нижних слоев и  пересыпать сверху мелкими фракциями. Так что простые жители могут приобрести дозиметр (в Интернете они абсолютно доступны) и не только измерить радиационный фон в месте своего проживания, но и, к примеру, проверить, кто из дорожников соблюдал технологию при строительстве и не экономил на толщине верхних слоев дорожной одежды.

Эти 0,14 мкЗв/ч так и остались самым высоким и единственным значением. В основном показания прибора колебались на отметках 0,09 — 0,11 мкЗв/ч. И вот радость — на следующей точке замера, у политехнического колледжа, «ожил» и мой дозиметр: переключился на 0,08 и снова замер. «А ты не верил, что он рабочий», — радостно заключили участники велопробега. На последнем перегоне — от площади Калинина до детского автогородка на улице Дуси Ковальчук — прибор даже показал 0,06 мкЗв/ч, но потом  вернулся к привычным цифрам среднего значения гамма-фона, что, признаюсь честно, успокаивало.

Чистота налицо
В жизни доводилось встречать немало работников НЗХК самого разного возраста, и никто из них не производил впечатления облученного больного человека.

Иван Пильчик рассказал, как организована система контроля радиационной безопасности в цехах предприятия и в частности упомянул о выданном нам в начале велопробега дозиметре.

— Для многих участников велопробега дозиметр — просто забавная, интересная штучка, а для нас, работников завода, — профессиональный индивидуальный прибор для измерения мощности дозы гамма-излучения. Для контроля индивидуальных доз в производстве массово применяются индивидуальные накопители, по которым периодически отслеживается накопленная доза работника. Контроль и учет доз работников на предприятии ведется очень строго. Превышений, установленных «НРБ-99/2009» нормативов по дозам облучения для персонала на нашем предприятии нет.

По данным специалистов, постоянный радиационный фон в Новосибирской области составляет от 0,06 до 0,2 микрозиверта в час, или от 6 до 20 микрорентген в час. Это вполне естественная доза облучения. Понятно, что каждый из нас на протяжении жизни накапливает в своем теле радиацию. Ее уровень, кстати, можно измерить в Новосибирском информационном центре атомной энергии, где и финишировал наш пробег и где мы посредством телемоста передали эстафету Екатеринбургу. Оказалось, что уровень так называемой накопленной радиации в нашем теле зависит от возраста и массы. И если на возраст мы, увы, повлиять никак не можем, то регулировать массу тела — вполне. Впрочем, это уже такие тонкости, в глубины которых вас с удовольствием посвятят в информационном центре.

ЭТО ИНТЕРЕСНО

ОАО «НЗХК» имеет третью категорию объектов радиоактивной опасности. Первая категория — у АЭС, вторая — у предприятий по переработке отработанного атомного топлива.

Помимо НЗХК, в Новосибирске есть еще несколько десятков объектов с третьей категорией, в том числе лечебные учреждения. Кстати, профессия врача-рентгенолога считается весьма опасной.

Но самые большие регулярные дозы радиации получают пилоты и стюардессы.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: