Выберите свой район: Новосибирск
Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым
Резонанс
Резонанс
Яндекс.Погода
21.08.2015

Бумажных дел мастер

Новосибирец Павел НИКУЛЬШИН имеет необычное хобби: он складывает из бумаги фигурки животных, которые очень похожи на настоящих.

Откуда такая страсть и что самое приятное в столь кропотливом досуге, выясняла корреспондент «ВН».

Искусство по ксерокопии

На вопрос, откуда взялась такая склонность к бумажному зоопарку, собеседник демонстрирует  детские книжки с яркими иллюстрациями. На них — те самые динозавры, насекомые и прочая живность.

— В 1997 году мне в руки попала ксерокопия английской версии книги «Оригами для знатоков», и я сложил оттуда практически все, кроме разве что модульных шаров, — вспоминает Павел. — С тех пор древнее японское искусство приобрело еще одного поклонника в Сибири.

Поначалу постижение искусства оригами шло медленно. Это сейчас есть сайты, форумы, социальные сети и сообщества, тогда были только книжки. И еще —  катастрофически не хватало бумаги.  За счастье был даже  цветной лист для ксерокса... А ведь материал многое значит в оригами. Наш собеседник со знанием дела объясняет, что у каждого сорта бумаги есть свои плюсы и минусы. Мягкий лист стойко терпит складки, но хуже держит форму, у более плотного — другая проблема: фигурка получается «топорной». Конечно, чтобы сложить элементарную модель, сгодится и лист из школьной тетрадки, но для произведений искусства, к которым смело можно отнести работы сибиряка, бумага должна быть качественная.  Правда, у Павла есть свои хитрости при работе с упрямыми листами: где-то сбрызгивает водой, чтобы придать форму модели, или смачивает, а потом  постепенно высушивает, чтобы добиться правильной формы.

Зарядка для мозга
Много у мастера и других профессиональных секретов, например, некая спонтанность.

— Некоторые авторы утверждают, что невозможно сделать сложную модель, детально не продумав ее заранее. Приходится это опровергать — большинство моделей я придумал с одной–пяти попыток, — говорит Павел.

Правда, у такой быстроты есть и обратная сторона. Оригамист настолько быстро  собирает модель, что не успевает запомнить, как это получилось.
И дело тут вовсе не в плохой памяти. Количество операций легко может перевалить за сотню. Павел признается, что по этой причине процесс записи пошаговых схем дается ему труднее, чем изобретение чего-то нового.

Впрочем, негласный кодекс оригамистов предписывает делиться собственными творениями. Так что как минимум раз в год мужчина пересиливает себя и принимается за чертежи своих работ.

— Над некоторыми фигурами работаю по полгода. Иногда бывают заминки с созданием отдельных моделей — до нескольких лет, но это скорее по принципу: если я это сделаю, то мне не о чем будет мечтать. Вообще у каждого оригамиста, который чего-то добивается, вырабатывается свой стиль. К примеру, если бы по моей схеме работал другой человек, то та же самая фигура вышла бы совершенно иной, более геометрической по форме, с более четкими линиями сгиба. Поэтому мне иногда говорят, что модели у меня получаются какие-то мятые. Но именно такими я и стараюсь их сделать, так они выглядят почти живыми.

Увы, бумажные фигурки — совсем не прибыльное хобби. Единственные его дивиденды, как признается мастер,  — это эстетическое удовольствие и интеллектуальная зарядка.

СПРАВКА
Оригами называют японским декоративно-прикладным искусством, хотя считается, что появилось оно в Древнем Китае, где и была изобретена бумага. Первоначально оригами использовалось в религиозных и свадебных обрядах. В творческом «багаже» оригамиста Павла Никульшина более 200 авторских моделей динозавров, насекомых, рептилий, морских раковин и многого другого.