Новосибирск 0.2 °C

Православная культура

29.04.2004 00:00:00

«Круглый стол» в редакции «ВН»

Проблема введения в школы курса по изучению православной культуры России вызывает разную реакцию в обществе - от горячей поддержки до резко негативных выпадов. И редакция «Вечернего Новосибирска», проводя «круглые столы», посвященные проблемам образования, конечно, не могла обойти эти дискуссии стороной.

Фото Сергея ПЕРМИНА

 В нашей редакции состоялась очередная встреча по вопросам образования. Обсуждалась тема «Преподавание курса «Православная культура России». В беседе приняли участие: автор учебника «Православная культура России» председатель отдела образования Новосибирской епархии протоиерей Борис Иванович Пивоваров, имам Новосибирской соборной мечети Джалиль Халилович Мустафин; начальник управления образования Советского района историк Андрей Николаевич Головнин, учитель русского языка и литературы школы N 128 Анна Ивановна Доронина, инспектор православной гимназии во имя преподобного Сергия Радонежского Ксения Венедиктовна Робак, преподаватель истории школы N 195 Татьяна Игоревна Нечипоренко, заместитель директора 195-й школы историк Надежда Александровна Валова, начальник Центра культурологического и религиоведческого образования НИПКиПРО Наталья Николаевна Попова и ее коллега методист центра Евгения Алексеевна Мартынова, заместитель директора по научной работе гимназии N 3 Алена Александровна Коростелева, студент Новосибирского государственного университета Андрей Антипин, ведущий рубрики «Вера, Надежда, Любовь» «Вечернего Новосибирска» Валерий Мельников. Вел беседу неизменный ведущий наших «образовательных» столов профессор Сибирского института международных отношений и регионоведения Олег Альбертович Донских.

 O. Донских: Обсуждая такие темы, как введение единого государственного экзамена, цели и задачи преподавания истории в школе, мы пытались определить гражданскую позицию в отношении возникающих проблем. А проблем немало - и теоретических, и методических, и организационных. Такую же цель мы ставим при обсуждении вопросов, которые связаны с преподаванием в школе курса «Православная культура России». Я благодарю всех, кто нашел время и возможность прийти на наш «круглый стол», и сразу задам ключевой вопрос. Как вы считаете, зачем в школе нужно введение курса «Православная культура России»?


 Прот. Борис Пивоваров: В 1997 году был принят Закон Российской Федерации «О свободе совести и религиозных объединениях», которым «признается особая роль православия в истории нашего Отечества, в становлении ее духовности и культуры». Из признания этой особой роли православия и вытекает потребность в изучении православной культуры России. Но чтобы более удовлетворительно ответить на этот вопрос, необходимо отметить, что в нашем обществе нет единого понимания таких выражений, как «светское государство», «светское образование». То, что существуют различные понимания светскости, хорошо подмечено в книге Игоря Понкина «Правовые основы светскости государства и образования», выпущенной издательством «Про-Пресс» в 2003 году. Можно выделить три вида понимания термина «светскость»: светскость агрессивная, светскость толерантная и светскость конструктивная, доброжелательная. По отношению к Церкви и верующим людям агрессивная светскость выражалась в антицерковной, антирелигиозной политике государства. И с такой светскостью верующие люди в нашей стране имели дело почти 70 лет.

 Светскость толерантная отражает индифферентно-игнорирующее отношение к вопросам религиозно-общественной жизни. Мне кажется, что от слова «толерантность» веет каким-то холодком. Мне больше нравится слово «доброжелательность». Светскость игнорирующая исходит из того, что православие никак не должно касаться общественной жизни, а православные традиции не должны допускаться в школу. И наконец, светскость понимающе-конструктивная, доброжелательная. Такая светскость принимает во внимание волеизъявление всех граждан России, в том числе и верующих, потому что волеизъявление должно предопределять обязанности и законы государства. Доброжелательная светскость, с одной стороны, учитывает равноправие граждан, а с другой - много веков существующие религиозные традиции народа. Покуда в обществе отсутствует общепринятое понимание принципа светскости образования, то и возникают споры о том, можно и нужно ли вводить преподавание православной культуры России в государственных и муниципальных учебных заведениях. В XXI веке в обществе должна преобладать конструктивная светскость. Наше же общество, к сожалению, пока находится на стадии перехода от светскости агрессивной к светскости толерантной. Поэтому так трудно дается школе апробация нового общеобразовательного предмета.

 А. Доронина: Человек рождается для счастья. Поэтому нельзя только давать науки, но надо полюбить ученика и научить его творчески работать в течение всей своей жизни. И нужно, чтобы он делал в жизни меньше ошибок. Так вот, этот предмет, «Православная культура России», пришел наконец в нашу школу. И православная культура России дает здесь особые возможности. В ее содержании история, литература и философия переплетаются с богатейшим многовековым опытом наших предков. Я второй год апробирую этот предмет и вижу, насколько ребята тянутся к духовному, насколько им интересно говорить о нашей культуре, накопленной веками, - источнике добра, красоты, истины. И когда ученик начинает слушать по-другому, такая радость, такая красота. Наши ребята выберут наконец правильную дорогу. Родители хорошо, с добром воспринимают этот курс.

 К. Робак: Курс «Православная культура» является естественным продолжением наших повседневных занятий. Этот курс у нас преподается три года, преподается по учебнику о. Бориса «Православная культура России». Он принимается с большим воодушевлением и учениками, и родителями. Конечно, сюда вошли лучшие образцы православной культуры - храмы, иконы, книги. Это те истоки, те корни, из которых выходит и современная культура. Так что изучать этот предмет необходимо. Это не противоречит тому, что изучать его будут представители других культур, например, мусульманской. В этом нет ничего проблематичного: если бы мы жили в другой стране, мы изучали бы культуру этой страны. Это очень разумно. В Советском районе я не встречала какого-либо противодействия в преподавании этого предмета.

О. Донских: Я хочу подытожить. Если я правильно понял, вы считаете, что изучать этот предмет необходимо в первую очередь как часть российской истории.

К. Робак: Да, любой культурный человек должен знать основы своей культуры.

 Е. Мартынова: Хочу добавить, что на основе православной культуры можно осуществлять и преемственность, связь поколений, как это было раньше.

Н. Попова: Без знания своей национальной культуры невозможно и знание своего родного языка. А для русского человека православие - сердце его культуры.

А. Антипин: Без знания православной культуры нельзя в полном объеме понять творчество Пушкина, Гоголя, Достоевского. Не говоря уже о забытых именах. Кто теперь помнит о поэте Хомякове, например, хотя в русской поэзии его можно назвать вторым после Пушкина. Православная культура должна учить мыслить критически. Можно вспомнить, например, преп. Максима Грека. Кроме того, знание православной культуры - это прививка от духовных болезней. Я имею в виду увлечение всевозможными псевдорелигиозными учениями.

В. Мельников: Каждое государственно-национальное образование имеет право на собственную культуру. Внедрение основ православной культуры - это восстановление попранных прав россиян. Именно россиян, а не только русских, так как православие - это религия не какой-то определенной нации, а религия вселенская. В России, в частности, православные не только русские и не только славяне, вот, например, не многие знают, что в Татарстане проживают кряшены - тюркская исконно православная народность.

 Имам Джалиль Мустафин: Если мы воспитываем человека, дать ему образование очень важно. У человека есть душа, и нужно дать ему все те знания, которые необходимы для того, чтобы он обращался к Богу. Потому что любой человек с рождения чувствует необходимость в поклонении своему Создателю. Человеку в образовательной сфере нужно давать объективную информацию обо всех основных мировых религиях, не только о православии, чтобы потом он, повзрослев, мог сделать сознательный выбор в пользу той или иной религии. Конечно, без принуждения. Учитывая, что в нашей стране проживают представители разных религий, нужно давать знания обо всех.



 А. Коростелева: Сейчас много говорят об актуальности реализации модели поливерсионного образования. Курс «Мировая художественная культура» знакомит детей с основами мировой культуры, её ценностями и достижениями, в том числе основами мировых религий, и помогает формировать поливерсионное мышление школьников. Православная культура России, изучаемая не в отрыве, а в контексте мировой культуры, позволяет не только лучше узнать отечественную историю и культуру, но и понимать и ценить её. Много говорят сейчас и о необходимости формирования толерантного сознания. И в этом смысле курс «Православная культура России» может оказать неоценимую услугу. Данный курс был апробирован мною в рамках программы «Мировая художественная культура», которую я веду с 5-го по 11-й класс. А на вопрос, для чего нужен этот курс, ответили сами дети. Для них ясно, что культура нашей страны на протяжении многих веков являлась православной. Родители тоже не проявили недовольства.

 А. Головнин: Я вообще рассматриваю актуализацию этой темы как ключевую проблему нашего общества в целом, связанную с духовным и нравственным состоянием. В девяностых годах произошло разрушение нравственных устоев, возникла зияющая пустота, и необходимо восстанавливать нормальное состояние души. Я рассматриваю предмет «Православная культура» только как инструмент образования и воспитания. И как всякий инструмент, он может быть использован как во благо, так и во зло. Все зависит от рук, в которых он находится. Введение этого предмета - один из способов познания богатейшей культуры, ее духовных и нравственных ценностей.



 Н. Валова: На мой взгляд, к преподаванию этого предмета нужно подходить очень гибко. Чтобы это было во благо, его нужно преподавать с душой. А готовы ли сегодня учителя к такому подходу?

О. Донских: Таким образом, у нас нет расхождений по поводу того, что православная культура - ключевая часть богатейшего наследия России. Совершенно невозможно понять многое в русской культуре, если не знать православных корней. Очень долго мы были лишены возможности слушать литургии Чайковского, Рахманинова и т.д. Я не говорю о литературе - Державина невозможно понять, Достоевского,... Я бы представил это так: человека можно привести в храм для двух целей. Одна - просто чтобы посмотрел: красиво, иконы, архитектура, свечку даже поставил. Вторая - приобщиться к тому, что в храме происходит. Это совершенно другая позиция. В действительности я думаю, что все проблемы, которые возникают, - это из-за путаницы между целями. Если бы проблема была только в том, чтобы углубить нашу культуру, чтобы дети не потеряли связь с предшествующими поколениями, никто бы копий не ломал. А теперь у меня вопрос к Борису Ивановичу, как автору учебника. В чем вы видите цели и задачи курса?

Прот. Борис Пивоваров: Прежде всего, мне хотелось бы сказать, что появление программы «Православная культура России» и апробация одноименного учебного пособия стали возможными благодаря сотрудничеству Новосибирской епархии и Центра культурологического и религиоведческого образования, созданного при НИПКиПРО. И программа, и учебное пособие имеют необходимые свидетельства о том, что это курс общеобразовательный, а не конфессиональный. Цели курса изложены в учебной программе. Главная цель - донести до российского школьника ясное и доступное свидетельство о православной культуре России, о православии, имеющем особую роль в истории России, повысив тем самым образовательный и культурный уровень учащихся. Задачи курса следующие: ознакомить учащихся государственных и муниципальных образований с истоками православной культуры России, с наиболее выдающимися памятниками, назвать имена выдающихся деятелей и хранителей православной отечественной культуры; выявить и показать культурно-историческую связь времен между различными периодами нашей родной истории; показать влияние православия на развитие русского языка, литературы, музыки, русского изобразительного искусства, русской культуры в целом, а также на развитие духовно-нравственных идеалов наших предков. Курс позволит ознакомить учащихся с актуальными проблемами сохранения памятников православной культуры России, с проблемой возрождения духовности и нравственности в современном российском обществе, а также будет способствовать формированию социальной зрелости воспитанников российской школы, воспитанию у них гражданской ответственности, почтительного отношения к духовному наследию России, почтительного отношения к родителям, к старшему поколению, нетерпимости к сквернословию, курению, наркомании, милосердному отношению к страждущим и нуждающимся в помощи людям. Понятно, что это все не может быть достигнуто механически или автоматически. Но соприкосновение с истоками - оно не может не иметь для многих освящающего и облагораживающего влияния. Образно говоря, этот курс - своеобразное путешествие в духовный мир православной культуры России. Кстати, разработанный нами курс для начальных классов так и называется: «Путешествие в мир православной культуры России». Подход к изучению православной культуры России - источниковедческий. Осуществляется он в первую очередь через знакомство с источниками, и в таком качестве он призван восполнить гуманитарное образование.

О. Донских: Хорошо. А в какой форме, на ваш взгляд, должен преподаваться этот курс, в качестве факультатива или обязательного предмета?

Прот. Борис Пивоваров: Я думаю, что, как и всякий общеобразовательный курс, православная культура России на стадии апробации может быть факультативной, а затем, по результатам апробации, она может быть введена как в школьный, так и в региональный образовательный компонент.

А. Доронина: Я хочу поддержать отца Бориса в том, что это предмет гуманитарный. Мы его воспринимаем прежде всего с этих позиций. Я хочу сказать о самом учебнике. Он настолько глубоко продуманный и красиво и удобно для учителя изданный, что по нему работать - одно удовольствие и учителю, и ребятам. Здесь и «Повесть временных лет», и «Слово о законе и благодати», о подвижниках наших, о преподобном Сергии Радонежском, здесь и храмы, и памятники, и многое, многое, что обязан знать каждый гражданин России. Словарик развивает и обогащает речь ученика. А это первоосновы. Потому что часов литературы в современной общеобразовательной школе недостаточно. А здесь источники. После курса я своих учеников увидела иными - спокойными, рассудительными, интересными, интересующимися данным предметом. Они даже одеваться по-другому стали. А многие ребята захотели защищать рефераты по православной культуре России. В прошлом учебном году из 16, которые по желанию сами пришли, работала много с родителями, и родители были заинтересованы. Одиннадцать учеников получили пятерки. Вот наглядный пример, что гуманитарный предмет способствует развитию личности. Он шел в форме факультатива, который был поставлен в расписание. Два часа в неделю.

К. Робак: Я думаю, что это может быть и факультатив. И это может быть предмет в рамках мировой художественной культуры по выбору учеников и их родителей либо по решению школьной администрации, если есть необходимость.

О. Донских: Иными словами, преподавание этого курса будет зависеть от доброй воли директора школы и наличия учителя, желающего и могущего его преподавать?

К. Робак: Что касается учителей, то желающих здесь достаточно. На базе православной гимназии уже два года проводится курс повышения квалификации учителей. Желающих очень много, особенно среди преподавателей литературы и русского языка, а также истории. К нам не могли попасть все желающие. Учителя говорят, что им этот курс необходим. Мы должны, по-видимому, идти по этому пути - переподготавливать людей, уже работающих в школе. Пусть это будут историки, литераторы, библиотекари, физики, в конце концов.

О. Донских: А газета «Коммерсантъ» пишет, что министр образования и науки Андрей Фурсенко пообещал Патриарху Всея Руси Алексию Второму заняться духовным воспитанием подрастающего поколения и с этой целью ввести в школах обязательный предмет «Основы православной культуры». Если это так, о чем мы тогда вообще говорим?

Прот. Борис Пивоваров: Некоторые средства массовой информации, в отличие от «Вечернего Новосибирска», подходят к этому вопросу агрессивно, внушая зрителям, слушателям, читателям мысль, что школьникам будут насильно преподавать православную культуру, что этим курсом в обязательном порядке будут охвачены все. Хотя ни Министерство образования, ни Священноначалие Русской церкви так вопрос никогда не ставили и не ставят. И очень немногие средства массовой информации пытаются найти, понять, в чем же здесь заключается проблема.

 Т. Нечипоренко: Нельзя говорить, что сегодня в историческом образовании не касаемся мы вопросов культуры. На мой взгляд, реально этот предмет - православную культуру России - можно преподавать в рамках курса истории. Чтобы не было отрыва курса истории от курса истории православной культуры. То есть расширить рамки этих курсов за счет истории православной культуры. А к этому по выбору учащихся вести спецкурс по истории православной культуры для тех, кто хочет изучать это более широко. Дело в том, что не все школы готовы сегодня к введению данного предмета, нет ни учебной базы, ни кадров, ни желания, ни понимания хорошего этого предмета. Этот предмет нельзя вводить по приказу.

О. Донских: Итак, спецкурс или факультатив?

Н. Валова: Это должно быть факультативом, а далее жизнь сама решит. Ведь и литераторов, хотя их выпускают тысячами вузы, хороших буквально единицы. Ни в коем случае нельзя вводить по приказу.

 Н. Попова: Я могу сказать, что в рамках модернизации образования для учителей существует система элективных курсов. И православная культура России прекрасно вписывается в систему образовательного пространства школы. На Рождественских чтениях у нас работает секция «Духовно-нравственный мир детства». Там мы готовы заслушать каждого ребенка. А в Бердске в рамках Дней славянской письменности и культуры пройдет детская конференция «Разумное, Доброе, Вечное», где будут выступать дети. Лучшие доклады прозвучат на наших Рождественских чтениях. Вообще, мы уже давно сотрудничаем с отделом образования Новосибирской епархии.

О. Донских: У меня вопрос. Элективный курс подразумевает выбор. Кто в данном случае выбирает - ученик, учитель, директор?

Н. Попова: Первым выбирает курс учитель. Потом его предложение обсуждается на педсовете. И последний выбор остается за ребенком, когда он придет на первое занятие.

Прот. Борис Пивоваров: Говорить о выборе необходимо тогда, когда речь идет не об общеобразовательном предмете, каковым является курс «Православная культура России», а о факультативном курсе по обучению религии, который будет сопровождаться религиозными обрядами. На европейском Западе урок по такому курсу не принято ставить первым или последним в расписании, чтобы не было намека на дискриминацию религиозного обучения. Согласно международной «Конвенции по борьбе с дискриминацией в области образования», принятой ЮНЕСКО в 1960 году и ратифицированной Верховным Советом СССР в 1962 году, родители и законные опекуны должны иметь возможность, во-первых, свободно посылать своих детей в любые учебные заведения, отвечающие требованиям органов образования, и, во-вторых, «обеспечивать религиозное и моральное воспитание детей в соответствии с их собственными убеждениями». В случае преподавания не общеобразовательного, а религиозного курса, выбор должны делать родители или сами дети, если это школьники старшего возраста. А школа должна откликаться на эти запросы. И в этом отношении инструктивное письмо Министерства образования от 4 июня 1999 года и аналогичный ему приказ Министерства образования от 1 июля 2003 года составлены не в духе этой международной Конвенции и по существу ей противоречат. В этих документах присутствует ряд лицензионных требований для религиозного курса, заимствованных из Федерального закона «Об образовании», хотя само слово «лицензия» в них отсутствует. В итоге, к сожалению, верующие дети и их родители фактически лишены права выбора. Точнее сказать, что они просто не знают своих прав. Если же речь идет о выборе между общеобразовательными факультативными курсами, имеющимися в школьном или региональном компоненте, а православная культура России является именно таким курсом, то дети могут выбирать их так, как выбирают другие факультативные курсы.

А. Коростелева: На мой взгляд, проблема преподавания православной культуры России упирается в кадры. Это кадры квалифицированные, мотивированные. Если у учителя нет внутренней мотивации, не хватает профессионализма, то ожидаемого результата не будет. Необходимы также наличие учебно-методического комплекса: учебников в достаточном количестве и разработанной методики. Как преподавать? Каковым бы ни было богатым содержание, если нет отработанной методики, отдачи не будет. Пути могут быть разные: интегрирование в курс истории России либо всего курса, либо его отдельных элементов, дополнительных часов реально мало. Факультативные занятия по выбору. Причем как для параллельных классов, так и для, скажем, восьмых-одиннадцатых классов. Хорошую перспективу, на мой взгляд, этот курс имеет как элективный, т.е. поддерживающий профильное гуманитарное образование на старшей ступени. Ученики должны набрать определенное количество часов. Я думаю, что за этой формой будущее. В нашей гимназии православная культура России велась в рамках МХК (мировой художественной культуры) за счёт часов гимназического компонента как обязательный урок для всей параллели. Родители были ознакомлены с учебным планом на установочном собрании (в нашей школе так принято), и возражений не возникло.

 В. Мельников: Если на стадии апробации факультатив необходим, то я за факультатив. Но убежден, что «Православную культуру России» нужно не размазывать в предметах истории и литературы, а вводить отдельным курсом в региональный компонент. Сразу же исчезает масса проблем: с юридическим обоснованием, с аттестацией и т.п. Выбивается почва из-под ног недоброжелателей, а таковых немало. Да и смешно родителям писать просьбы, чтобы их детям разрешили более подробно изучать родную культуру. Если бы такие письма писала российская диаспора, скажем, в Германии, то тогда другое дело.

О. Донских: У меня вопрос к господину имаму. Как вы видите преподавание курса по культуре ислама? Существуют ли такие учебники, и кто, на ваш взгляд, мог бы преподавать такой курс?

Имам Джалиль Мустафин: Должна быть написана книга по истории ислама. Такого учебника пока нет. Но у нас есть специалисты, которые могли бы написать соответствующую книгу. Что касается формы преподавания, то, на мой взгляд, лучше всего это делать не в форме факультатива, а нужно включить данный курс в рамки истории, это история нашего государства. Но вообще нужно изучать это в рамках истории цивилизаций. На мой взгляд, и мусульмане должны знать основы православия, и православные - основы ислама. Нужно подходить к религии исторически. Сначала следует изучить основные источники, начала ислама, а потом уже изучать, как ислам пришел в наше государство и как стали складываться взаимоотношения между разными народами. Мусульмане должны знать православие, а православные должны знать ислам, потому что мы живем в этой стране все вместе и должны знать друг друга. Если он хочет знать религию специально, он пойдет в храм, а школа должна давать хорошую объективную информацию.

В. Мельников: В некоторых СМИ усиленно муссируется тема религиозной «дискриминации», якобы имеющей место в сфере образования. В связи с чем я хотел бы спросить господина имама. Представим такую ситуацию: в школе обучаются тридцать учеников, двое из них - из мусульманских семей. И вот ученикам предлагается в качестве факультатива предмет «Православная культура России», подчеркиваю, в качестве факультатива. Будет ли такое предложение для мусульманских детей оскорблением их религиозных чувств?

Имам Джалиль Мустафин: Нет, оскорбления не будет, скорее, это неучитывание интересов. И к тому же у мусульманских детей должно быть право изучать культуру ислама.

А. Головнин: Я согласен с большинством выступавших. Если говорить о введении этого курса, то, на мой взгляд, возможны два варианта - либо интеграция основ в образовательные предметы - и не только в историю, но и в изобразительное искусство, этнологию и т. д. Другой вариант - факультативы по выбору.

О. Донских: В заключение нашего «круглого стола» я прошу всех участников высказать свои пожелания читателям

Прот. Борис Пивоваров: Прежде всего мне хотелось бы отметить постоянную заботу Архиепископа Новосибирского и Бердского Тихона об образовании и воспитании подрастающего поколения, а также взаимодействие Новосибирской епархии Русской Православной Церкви с управлениями образования администрации Новосибирской области и мэрии г. Новосибирска. С 2001 года имеются соглашения о таком сотрудничестве между светской и церковной системами образования. Это великое дело. Хотелось бы также поблагодарить всех присутствующих за плодотворную дискуссию и всех, кто заботится о духовной крепости российской школы. Спасибо.

К. Робак: Когда садовник выращивает свой сад, то, чтобы сделать дикую яблоньку настоящей яблоней, он делает ей прививку. И я надеюсь, что введение нашего курса даст свои плоды одним прикосновением к его содержанию.

А. Доронина: Иоанн Богослов говорит, что мир лежит во зле, а, как известно, зло побеждается добром.

Изучение православной культуры есть непрерывное шествие к добру.

Т. Нечипоренко: То, что этот курс нужен, нет сомнений, но главное, чтобы проводить это постепенно, без насилия и привычного всеобщего «одобряем», как это у нас в стране уже бывало.

Н. Валова: Я патриот своей страны и прилагаю все усилия, чтобы донести до детей наши истоки, но не стоит забывать о пласте мировой культуры, накопленном человечеством, что православная культура - это не нечто обособленное, а этой мировой культуры часть.

Е. Мартынова: Благодарю всех. Хочется пожелать, чтобы педагоги шли в наш центр, чтобы и дальше издавались учебники по православной культуре.

Н. Попова: Большое спасибо всем. В завершение хочу обратиться с просьбой к редакции. Мы открываем курсы профессиональной переподготовки по проблемам религиоведения и очень бы хотели через газету привлечь внимание учителей к этим курсам.

 А. Антипин: Я бы хотел пожелать учителям, преподающим этот курс, донести до учеников, что русский человек изначально жил в православии и по-иному себя не мыслил.

В. Мельников: Все мы знаем, что произошло в Косово. Православный епископ Косово и Метиохии в качестве основной причины случившегося назвал утерю сербским народом религиозно-культурных корней. Так что изучение в школе православной культуры России - это не столько попытка восстановления разорванной связи с великим культурным наследием, сколько решение вопроса - быть России или не быть. В конце концов, это нужно не столько Церкви, сколько обществу.

А. Коростелева: В одном фильме один персонаж говорит другому: «Какая от тебя польза? Да никакой, окромя вреда». Перефразируя ее, можно сказать, что от этого курса «окромя пользы, не будет никакого вреда». Помимо познавательной функции он выполняет и воспитательную уже одним своим содержанием. Мне было интересно принять участие в работе «круглого стола». Сегодня был высвечен ряд проблем, но в то же время озвучен уже имеющийся позитивный опыт в преподавании данного курса. Думаю, что рано или поздно проблемы будут решены, и курс «Православная культура России» займет неотъемлемое место в образовательной палитре школ, гимназий, лицеев.

А. Головнин: Опасна категоричность в оценках и в скорости введения предмета в образовательный цикл. Предмет необходим, но подходить нужно очень осторожно.

О. Донских: Всем большое спасибо, что вы откликнулись, и мы смогли это обсудить. Этот «круглый стол» меня убедил в том, что если этот курс будет вводиться постепенно, аккуратно и с доброй волей, то он, несомненно, сыграет свою положительную роль.


Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: