Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

Аркадий Чмыхайло: «У метро в Новосибирске большой потенциал развития»

Аркадий Чмыхайло: «У метро в Новосибирске большой потенциал развития»
Аркадий Чмыхайло имеет государственные награды, воинское звание — генерал-майор. Фото предоставлено пресс-службой Новосибирского метрополитена
250 тысяч новосибирцев ежедневно пользуются метро. Какие ресурсы есть у Новосибирского метрополитена, чтобы справляться с растущим пассажиропотоком? В какую сторону необходимо строить новые линии метро, и почему станцию «Спортивная» строить дешевле? Какова настоящая себестоимость проезда в метро? Зачем на станциях мрамор меняют на гранит?  В первом эксклюзивном интервью на посту начальника МУП «Новосибирский метрополитен» на вопросы VN.ru ответил генерал-майор ФСБ Аркадий Чмыхайло.        

- Недавно после ремонта было открыто сразу несколько входов в подземку. Где еще ожидается ремонт?

- Ремонтные работы были завершены ко Дню города, но плановая работа по обновлению входов в вестибюли метро продолжается. Это связано с тем, что Новосибирскому метрополитену более 30-ти лет. Камень со временем стареет, рассыпается, на нем появляются сколы, трещины. Особенно это касается  мрамора, но и гранитные ступени также со временем стираются. В связи с этим и проводится плановый ремонт. Полностью заменяется облицовочная плитка.

Мы решили не облицовывать стены мрамором, так как это очень мягкий камень. Мрамор впитывает в себя все вредные вещества, он темнеет, на нем появляются разводы, и в результате он теряет вид. Гранит надежнее и прочнее, он лучше сохраняет приглядный вид и его можно полировать. Именно с этим связана переоблицовка входов в метро. Мы завершили в июне три входа. На станции метро «Гагаринская» (вход №4, со стороны магазина «Океан»), «Студенческая» – со стороны  НГТУ.  И «Красный проспект» - со стороны Дворца бракосочетаний: теперь здесь красивый вход, что хорошо гармонирует с отремонтированным Дворцом.

открытие метро.jpg

Фото предоставлено пресс-службой Новосибирского метрополитена

Входы в метро мы ремонтируем, исходя из финансового положения метрополитена, за счет собственных средств; никаких дополнительных средств у нас для этого не привлекается. Планируем продолжать ремонт входов на станции «Студенческая» (вход №3), и вход №4 на станции «Площадь Маркса» (в сторону магазина «Кристалл»). При ремонте меняем также освещение и входные двери, которые изготовляют на Черкизовском заводе.

Комплектующие все отечественные, что очень важно, так как сейчас в нашем метрополитене двери разные (что, впрочем, не бросается в глаза). Соответственно, комплектующие к ним тоже разные. Это создает трудности. Сейчас мы все приводим к единому стандарту. Все двери – только из отечественных деталей, что позволяет в кратчайшие сроки устранять любые неисправности.              

- Вопрос безопасности сейчас очень актуален. Как сделать метро безопасным и одновременно комфортным?

- В августе 2015 года было сформировано административное ядро службы безопасности метрополитена, созданной в соответствии с законом «О транспортной безопасности» (ФЗ №16). Наша служба насчитывает около 150-ти человек. Конечно, это определенная  финансовая нагрузка на метрополитен, но от этого никуда не деться. Это требование времени, и мы обязаны обеспечивать безопасность пассажиров, в том числе и антитеррористическую.

метро уваров 1.jpg

Фото Аркадия Уварова

По моему личному мнению, все же антитеррористической деятельностью должны заниматься спецслужбы, а транспортные объекты могут быть лишь звеньями общей системы безопасности на транспорте. Желательно, чтобы спецслужбы обеспечивали безопасность далеко на подступах к объекту транспортной инфраструктуры, а не в тот момент, когда террорист, не дай Бог, проник на объект: даже если его и задержат, все равно есть явная угроза того, что он применит средство террора. К сожалению, такие примеры есть, когда террористы приводили в действие взрывное устройство в момент их задержания на объектах  транспортной инфраструктуры.

- Часто ли люди недовольны предложением пройти в комнату досмотра багажа после прохождения рамочного металлоискателя? 

- Такие пассажиры есть, но это – единичные случаи. В неделю максимум два-три подобных случая, когда люди нервно реагируют на требование проверки багажа. И это при ежедневном потоке пассажиров в 230-250 тысяч человек! Мы стараемся выполнять выборочный контроль, хотя закон требует досматривать весь багаж и всех пассажиров, которые при прохождении рамки металлоискателя вызывают сигнал сработки. Если мы будем, как говорится, до буквы выполнять инструкцию, то получим ситуацию, которая была недавно в Санкт-Петербурге, где были созданы большие очереди. Аналогичная ситуация была года два назад в Екатеринбурге, где очереди уходили за 200-300 метров от станций метрополитена.

Метрополитен должен быстро и безопасно доставить людей из пункта А в пункт Б. Это главная задача метрополитена как основного транспорта города. Наверное, здесь есть фактор несовершенства закона в том, что он создавался в привязке к авиационному транспорту. В аэропортах в этом плане все понятно и логично. Но метрополитен и аэропорт – разные вещи. И здесь нашим законодателям нужно подойти к решению вопроса дифференцированно. Сейчас мы не можем пропускать граждан, особенно в часы пиковой нагрузки через рамки металлоискателя, потому что создадим толкучку, что вызовет не только неудобство, но и угрозу давки. Так могут возникнуть последствия похуже теракта… Поэтому в данном случае мы тщательно проанализировали обстановку и приняли соответствующие управленческие решения.

- Какой пассажиропоток был зафиксирован по итогам первой половины 2017 года? За счет чего его можно увеличить?

- Наш  метрополитен относительно молодой. Говоря проще, запас прочности у него очень высокий. Например, станция метрополитена «Площадь Маркса» загружена не полностью – всего на 60-70% от той нагрузки, которую она реально может нести. И тем более, с учетом развития метрополитена, «Площадь Маркса» рассматривается как проходная станция, а не как конечная. И если метрополитен будет развиваться дальше, пойдет в сторону площади Станиславского и затем на «Чистую слободу», то понятно, что станция  разгрузится. Поэтому резервы у нас серьезные, перспективы длительные.

метро пермин.jpg

Фото Михаила Пермина

Сейчас пассажиропоток самый максимальный - 260-270 тысяч в день. Это характерно для зимнего, осеннего периода и начала весны. В летний период перевозка составляет около 210-220 тысяч пассажиров в день.

За последние пять лет мы наблюдаем стабильный рост пассажиропотока. По сравнению с прошлым годом, на сегодняшний день прирост составил 6% (данные на конец июля 2017 года). Думаю, что эта тенденция сохранится и дальше.

Если говорить о перспективах, то я поясню, в чем у нас есть запас прочности. В Новосибирском  метрополитене предусмотрены платформы на пятивагонные составы, а сейчас в составе поезда метро - 4 вагона (ресурс 20%). Еще один резерв – уменьшение промежутка времени между поездами. Сейчас промежуток на Ленинской линии составляет от 3 до 6 минут. На Дзержинской линии – 6 минут и более: это связано с тем, что линия до конца не достроена. На станции «Золотая нива» - один  тоннель; из-за него и возникают шестиминутные разрывы, которые мы сократить пока не можем.

При наличии соответствующих финансовых средств мы первым делом достроим тоннель на «Золотой ниве», где создаем условия для нормального функционирования поездов и сокращаем разрывы по времени. И, соответственно, развиваем метрополитен в направлении улицы Доватора с открытием депо «Волочаевское». Сейчас речь идет о том, где изыскать источники финансирования. Без федеральной поддержки не обойтись, стоимость проекта – около 19 миллиардов рублей (две станции и депо, без которого развивать Дзержинскую линию невозможно). Земля под депо зарезервирована, а проектные изыскания проведены еще 3 года назад. Но время идет, и проект уже требует доработки. Есть повод надеяться, что тема развития метрополитена в Новосибирске получит свое воплощение – я очень хочу верить в это.

- Все жители Новосибирска хотят верить в это, особенно на МЖК и «Чистой слободе»…

- В том то и дело, что развитие линии на Гусинобродском шоссе даст толчок развитию и на Юго-Запад. Пассажиропоток сразу вырастает как минимум на 20-25%. Это, естественно, даст  финансовый приток и позволит нам приступить к следующему этапу работ, но, опять же, не без поддержки федерального центра.     

- Как вы оцениваете перспективы строительства станции метро «Спортивная» как части проекта новой «Ледовой арены»?

- Я думаю, что строительство станции метро «Спортивная» в рамках реализации этого проекта было бы целесообразным. Тем более, что это такой значимый для города объект, с комплексом спортивных и развлекательных сооружений, плюс развитие дорожной сети. И оптимальным средством для подвоза людей на этот объект является метрополитен. Основа для строительства станции «Спортивная» уже есть. Ее нужно достраивать, и в данном случае не потребуются многомиллиардные затраты.

- Насколько цены за проезд в метро в Новосибирске сопоставимы с ценами в других городах РФ? Какой тариф за проезд метро должен быть, чтобы себестоимость была эффективной?

- Напомню, что цену за проезд устанавливает не метрополитен. И изменение тарифа – это вопрос не только экономический, но и политический. Есть, конечно, понятие себестоимости. На сегодняшний день себестоимость проезда очень близка к 20 рублям, она приблизилась к этой черте максимально. И это вызывает определенные сложности в обеспечении ремонтных работ, в содержании объектов метрополитена, поэтому уже назревает серьезная потребность в увеличении тарифа. Сейчас 20-рублевый тариф остался в России только в Новосибирске и Нижнем Новгороде. Все остальные метрополитены уже подняли цены. Проезд в метров Самаре – 23 рубля, в Екатеринбурге – 28 рублей, в Казани – 25 рублей. Про метрополитены в столичных городах я не говорю…

На мой взгляд, так как речь идет об экономической эффективности, увеличение тарифа неизбежно, оно диктуется временем и экономическими условиями, в которых мы находимся. Я вижу, что тариф на сегодняшний день должен быть поднят, как минимум, до 23 рублей. Максимум  - до 25 рублей. Такой тариф будет эффективен для содержания метро (что прямо связано с безопасностью перевозок), поддержания наших мероприятий по капитальному ремонту вагонов и так далее. Подошел срок износа кабельного оборудования: замена силовых кабелей - это очень серьезный и важный вопрос. Напомню, что повышения тарифов были и на 2, и на 3 рубля. Последнее повышение было в 2015 году: с 18 до 20 рублей. 

Есть  еще одна из статей дохода метрополитена, благодаря которой он сегодня выживает – объекты торговли в переходах метро. Мы привели эти объекты в цивилизованный вид, соблюдая все нормы, которые обеспечивают нормальную эвакуацию пассажиров в случае чрезвычайных ситуаций. Все это проверено и согласовано соответствующими надзорными органами. Все средства, вырученные за аренду объектов торговли, идут в кассу метрополитена, что является для него очень серьезной поддержкой на сегодняшний день.                 

- Как показала себя система безналичного расчета в метро? Насколько активно новосибирцы пользуются разного вида картами?

- Ежедневно информацию снимает дежурный по метрополитену. На сегодняшний день мы превысили отметку в 6 тысяч проходов по банковским картам. В начале 2016 года, когда только начали эту работу, счет шел на сотни - по картам проходило чуть больше ста человек. За год произошел рост от 100  до 6000 проходов по картам за день.

Эта форма оплаты проезда в метро показала себя очень положительно, рост идет непрерывно. И если так будет продолжаться дальше, то метрополитен готов устанавливать еще дополнительные турникеты, чтобы обеспечить удобный быстрый проход пассажиров. Это уменьшает очереди у касс и у кассовых аппаратов.

Недавно у нас проходила акция (всего их было четыре, и они проходили в  сотрудничестве с банками-партнерами): «Каждая пятая поездка по банковской карте – бесплатная». Напомню, что мы первыми из числа региональных метрополитенов проявили инициативу по оплате проезда в метро с помощью банковских карт. 

- Новосибирский метрополитен наладил ремонт подвижного состава собственными силами. Сколько прослужат такие вагоны?

- Действительно, мастерские электродепо самостоятельно выполняют капитальный ремонт. Напомню, что любые технические средства имеют межремонтные сроки, в том числе и вагоны состава метрополитена. Межремонтный срок (до капремонта) вагона метро – 30 лет. Вагоны,  которые были поставлены метрополитену в год его открытия (28.12.1985 – прим. ред.), как раз подошли к этому сроку. Они с 2009 года находятся в плановом ремонте.

После капитального ремонта срок эксплуатации вагона - 15 лет. То есть мы на 15 лет продлили жизнь наших вагонов. Надеюсь, к этому времени уже сможем закупать новые вагоны и комплектовать новые составы. Срочно вопрос обновления подвижного состава не стоит,  но как перспективный он должен рассматриваться, и мы должны готовиться к тому, чтобы в плановом порядке заменять вагоны, у которых истекает срок эксплуатации.

Метрополитен освоил в полном объеме капитальный ремонт вагонов. Мы их ремонтируем только из наших отечественных комплектующих. Из них 90% изготавливаются в наших мастерских. За исключением тяговых двигателей, которые  изготавливаются и ремонтируются на заводе в Красноярске. Некоторые агрегаты, связанные с электроникой и пневматикой, также пока самостоятельно не ремонтируем.

Мы отвечаем за контроль качества вагонов, которые ремонтируем - они проходят соответствующую сертификацию. В метродепо есть специальный цех для ремонта вагонов. Экономия средств очень серьезная. Капитальный ремонт вагона метро обходится нам в 14 миллионов рублей, а покупка нового вагона обойдется в сумму от 80 до 100 миллионов рублей. Таким видом ремонта занимается только Новосибирский метрополитен.

СПРАВКА

Начальник МУП «Новосибирский метрополитен» Аркадий Владимирович Чмыхайло  ранее работал заместителем начальника МУП «Новосибирский метрополитен» – начальником службы безопасности.

А. В. Чмыхайло родился в 1960 году. Окончил Высшее пограничное военно-политическое училище, в 1991 году - Военно-политическую академию имени В.И. Ленина, в 2005 году - Военную академию генерального штаба Вооруженных сил РФ. С 1977 по 2015 годы проходил службу в пограничных войсках КГБ СССР и пограничной службе ФСБ РФ. Воинское звание — генерал-майор. А.В. Чмыхайло имеет государственные награды. В 2017 году был награжден памятной медалью «За вклад в развитие Новосибирского метрополитена».

Оставить свой комментарий
Похожие новости

Актер Николай Караченцов, госпитализированный в понедельник, 18 сентября, в отделение нейрохирургии НИИ скорой помощи имени Склифосовского, находится в состоянии средней тяжести.

Резонанс
Плач котенка в коллекторе Кольцово под Новосибирском случайно услышали диггеры во время одной из своих вылазок. На поиски животного в лабиринтах под землей ушло около 30 минут. Счастливчиком оказался белый котенок, которого вытащили на поверхность, отмыли, и сейчас ищут ему новый дом.
Итоги конкурса селфи и видеороликов подвела молодежная избирательная комиссия Новосибирской области. Победителем и обладателем IPhone 7 стал 24-летний профессиональный военный Сергей Иванов. Он сфотографировался с лапшой у избирательного участка в единый день голосования.
Губернатор Владимир Городецкий на встрече с журналистами 21 сентября прокомментировал угрозы активистов поджечь кинотеатры Новосибирска, в которых планируют показать скандальный фильм «Матильда» о взаимоотношениях балерины Кшесинской и императора Николая II.
Разрешения на охоту в предстоящий охотничий сезон распределят методом случайной электронной выборки. Жребий будет разыгран среди половины охотничьих разрешений, остальные достанутся в порядке очередности охотникам, принимавшим участие в биотехнических мероприятиях. Сезон охоты на косулю сибирскую продлится в Новосибирской области с 1 ноября по 15 декабря, на лося – с 15 ноября по 31 декабря.
В субботу, 23 сентября, село Баган Новосибирской области отмечает юбилей. Да не простой, а настоящий – вековой! Районному центру исполняется 100 лет. В преддверии праздника корреспондент VN.ru встретился с министром сельского хозяйства Новосибирской области Василием Пронькиным, который в течение шестнадцати лет возглавлял администрацию Баганского района.
Ефрейтора осудили на 16 лет за двойное убийство в Тогучинском районе Новосибирской области. Родственники погибших недовольны приговором и намерены обжаловать его. По их мнению, наказание понесли не все участники зверского преступления.