Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

Протоиерей о грехах людей и правде жизни, посвященной Богу

Протоиерей о грехах людей и правде жизни, посвященной Богу
Фото Аркадия Уварова
Известный новосибирский священник — протоиерей Александр Реморов, настоятель храма в честь иконы Божией Матери Казанская поселка Краснообск, рассказал корреспонденту «Советской Сибири» об учебе в советской школе, о любви к женщине, о грехах людей и о том, что человек рожден для счастья.

— Отец Александр, в 90-е годы вы стали первым священником, кто вышел на региональный телевизионный экран: десять лет вели передачу «Воскресная православная проповедь». Необычный опыт для священника. Трудно было? 

— Первое время даже страшно было: море людей, но непонятно, кому говоришь, ведь перед тобой только огонек камеры. Это большая ответственность. Нужно очень хорошо следить за своей речью, четко формулировать мысли. А вообще это интересно. Приходилось готовиться, книги читать в библиотеке. Теперь уже и Google можно спросить.

— Как вы стали священником?

— Я вырос в священнической семье. И с папиной, и с маминой стороны священниками служили с начала XIX века. Папа тоже священник. Когда он умер, его похоронили у алтаря Преображенского собора в Бердске. Учась в советской школе, я ходил в церковь. Не чувствовал никакой дискриминации: мои учителя и друзья-одноклассники к этому всегда относились нормально. Мы эти школьные связи поддерживаем. Недавно говорили о том, чтобы отметить очередную годовщину окончания школы. Я уже старый: в сентябре 70 исполнилось.

После школы я поступил в НЭТИ на радио­технический факультет. Хотел сначала получить образование, искал себя. Живя в общежитии, по воскресеньям ездил на ранние литургии в Вознесенский собор. В это время в Новосибирске служил архиепископ Павел (Голышев). Это был высокообразованный человек. Он относился к эмигрантам первой волны: маленьким его вывезли родители в Париж. Во время Второй мировой войны много сделал для того, чтобы помогать советским военнопленным, оказавшимся во Франции. По-моему, награжден высшим орденом Франции как герой Сопротивления. Советское правительство пригласило его вернуться на Родину. Он приехал в 1947 году, нес различные церковные послушания. В середине 70-х вернулся во Францию, к брату, переехал в Бельгию, спустя несколько лет скончался. 

В нашем Вознесенском соборе владыка Павел проводил регулярные беседы, особенно в четверг после акафиста — эта традиция была установлена еще владыкой Варфоломеем. Эти беседы мне очень нравились. Они, наверное, повлияли на то, что я пришел в храм и стал служить. Меня приняли в собор пономарем. Выполнял послушание иподьякона. Институт оставил, женился, в армии отслужил и вновь вернулся в церковь. Окончил семинарию и академию.

HE0A6698.jpg

Человек сам выбирает, творить добро или зло, а также исправить ошибки. Фото Аркадия Уварова

— От армии могли отказаться?

— А зачем? Это абсолютно необходимо, чтобы мужчина прошел армейскую службу — как раньше говорили, отдал долг Отечеству. По-моему, и сейчас среди определенной части молодежи есть это понятие: кто не служил, тот не мужчина.

— И крест носили?

— Обязательно. Никто этого не запрещал. У меня прекрасные воспоминания о воинской службе. И командование относилось прекрасно, в отпуск отпускали даже. Я служил в закрытом городе, церкви там тогда не было. Сейчас есть, построили прекрасный храм, все собираюсь съездить посмотреть. Это Красноярск-26, теперь Железногорск.

— Существует такое представление, что верующих в Советском Союзе все-таки притесняли…

— Верующему человеку всегда жить хорошо, когда он с Богом, и в советское время, и сейчас. Испытания в вере у человека бывают во все времена. 

Что касается Церкви, в советском прошлом у Церкви были свои проблемы, а теперь свои.

— А сама Церковь изменилась?

— Верующих стало больше, храмов больше, и то влияние, которое Церковь оказывает на окружающих, более заметно. Она стала заниматься социальной работой. В советское время это было запрещено, хотя такое качество ей присуще по существу. Если не Церковь, то кто? Допустим, в нашей Новосибирской епархии есть комплексный центр для бездомных. Епархия им помогает, кормит, одевает, обувает, даже документы выправляет, чтобы человек встал на ноги и снова мог приносить пользу обществу. Очень большая работа идет по перевоспитанию наркоманов, алкоголиков. Забота о людях, освободившихся из мест заключения. О женщинах, которые попали в трудную ситуацию. К сожалению, государство не сильно этим занимается. В Новосибирске нет даже приюта для бездомных. Для собак и кошек есть, а для людей нет. Церковь порой становится последним пристанищем для человека, у которого нет надежды.

HE0A6718_.jpg

Если человек соблюдает Божьи заповеди, он счастлив, потому что он с Богом. Фото Аркадия Уварова

— Как вы влюбились в своей жизни? Это было один раз?

— Наверное, это была любовь с первого взгляда. Я встретил свою будущую супругу в Петропавловском соборе в Томске, там она работала ризной. Увидел ее — и сердце откликнулось. Прежде ни к кому подобного не чувствовал. Потом в Новосибирске встретились. В июле познакомились, а в октябре поженились. Для меня важно, чтобы дух был один, чтобы человек был верующий. Я такого человека нашел и полюбил, она по-настоящему единственная. У нас есть сын. Он священник. Окончил НГУ, кандидат филологических наук, преподает в университете латинский, греческий, еврейские языки. Его жена, тоже выпускница НГУ, сейчас кандидатскую пишет. У нас пятеро внуков.

— Вы верите в рок, судьбу?

— Не верю. Православное понимание промысла Божия дает человеку свободу. Человек сам выбирает, творить добро или зло, а также исправить ошибки. Может жизнь свою строить так, как он того хочет. Но если мы со своими грехами бежим от Бога, когда эти грехи, грешочки или грешищи складываются в одну большую кучу, то эта куча и приводит нас к тому, что мы называем роком или судьбой. Я так думаю.

— Наверное, священники знают все секреты других людей, даже самые постыдные. Знают самую большую низость, на которую способен человек…

— И самую большую высоту, на которую способен человек.

— В чем люди признаются на исповеди?

— Признание — половина дела. Раскаяние должно быть искренним. Покаяние — это перемена жизни. Тогда есть надежда, что человек исправится. Грехи почти у всех одинаковые. Гражданский брак, супружеская неверность, осуждение, зависть, непочтение к старшим, к родителям в том числе. Ложь, ругань, обида, гложущая сердце. Даже святые отцы говорят: чтобы избавиться от обиды, нужно попросить святого человека помолиться, только тогда обида может уйти.

— Есть ли грех, который нельзя простить?

— Господь не хочет смерти грешника. Каждому человеку предоставляется возможность покаяться. Не прощается грех нераскаянный, когда человек не раскаивается в нем, закостеневает. Такой грех становится его привычкой. В религии есть вещи, которые не сразу могут быть понятны. С Христом рядом распяли двоих разбойников. Один из них сказал: «Помяни меня, Господи, когда придешь в Царствие Твое». Господь ответил: «Сегодня же будешь со Мной в раю». И мы даже не знаем, как зовут его. Так он и остался в истории как благоразумный разбойник. В храме Александра Невского есть икона благоразумного разбойника. И, по верованию Церкви, он первым вошел в рай. То есть, если человек хочет спасения, Господь всегда ему предоставляет такую возможность. Время нашей земной жизни дано для того, чтобы человек определился: с кем он, где он. И Царство Небесное начинается здесь, в этой земной жизни, в сердце человека. Но и ад тоже начинается здесь. И когда у человека в сердце адское состояние, он не может быть в раю. Потому что он привык здесь к аду. Человеку трудно избавиться от своих нехороших привычек, это знают все. Царства Небесного достигают те, кто прилагает усилия. Прилагать усилия к себе трудно. Но Господь сказал: «Иго Мое — благо, а бремя Мое — легко». Но хотя это иго и бремя, всем желающим спасения Господь помогает.

— У вас очень красивый крест. Почему кресты у священников разные?

— У священника три вида крестов. Когда человека рукополагают во священника, архиерей на него надевает белый восьмиконечный крест. За выслугу лет и за труды его награждают наперсным протоиерейским крестом — он четырехконечный, позолоченный. И когда дальше служит, его награждают крестом с украшениями. На мне крест с украшениями.

— Носите только его?

— На богослужения я всегда надеваю крест с украшениями, как положено. Если есть возможность, то крест в соответствии с цветом облачения. Например, на Пасху — с красными камешками. Каждый священник, как и всякий крещеный человек, носит свой нательный крест. Крест — символ нашего спасения. Он — видимое напоминание, что надо брать пример с Христа в отношении к людям — всех любить, всем помогать. Господь нам говорит: «Возьми Крест свой и следуй за Мной». Без ропота, обид и негодования. Как он.

Господь сотворил человека для счастливой жизни, а проблемы мы делаем себе сами. Он нам дал рекомендации для счастливой жизни, так сказать инструкцию по применению — Десять заповедей. Если я их соблюдаю, я счастлив, потому что я с Богом. И всем также желаю стараться соблюдать заповеди и быть счастливыми.

Опубликовано в газете "Советская Сибирь" №46 от 16 ноября 2016 года

Похожие новости
Резонанс
Смертельное ДТП с участием мотоцикла и автомобиля ветеринарной службы произошло в новосибирском Академгородке — смерть байкера была настолько очевидной, что медики даже не стали снимать с него шлем.
Хождение по мукам страхования скоро закончится, обещает Минфин РФ.
Рожать всем селом и на работу вскладчину – так жители одного из сел Мошковского района Новосибирской области выезжают из села. Всему виной плохая дорога, которая при малейшем дожде становится непроезжей.
В Новосибирске в этом году станет на 20 тысяч школьников больше, чем в прошлом, говорят в пресс-службе мэрии. 1 сентября двери для учеников откроют три новых школы: в Первомайском, Железнодорожном районах и на Ключ-Камышенском плато – это больше двух тысяч новых мест. Однако в нескольких образовательных учреждениях мегаполиса все равно придется потесниться. Например, 211-я школа примет сразу 11 первых классов. Как будут справляться с таким количеством новобранцев, выясняла Елена Мирошниченко.
17.08.2017 Видео
В редакцию «Новостей ОТС» обратились работники технической школы ДОСААФ в Искитимском районе. Люди на протяжении нескольких лет не получают зарплату и даже не знают, сколько конкретно денег им задолжало предприятие. Николай Сальников разбирался в ситуации.
Непрошеные гости все чаще наведываются на участки куйбышевских садоводов. Людям приходится убирать урожай раньше агрономических сроков, чтобы не остаться без запасов на зиму.