Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

Нестандартные стандарты

В новом учебном году начальная школа перешла на продлёнку нового типа. Вот уже почти полмесяца как все школы нашей области и страны в целом живут по-новому: с первого сентября 2011 года начальная ступень перешла на новый образовательный стандарт. Позже измененные стандарты вступят в силу для основного и среднего полного образования (с 2015-го и 2020-го годов соответственно). В чем же отличие новых образовательных требований от прежних и как справляются школы с вхождением в новый ритм жизни мы сегодня и попытаемся разобраться.
«Буквы разные писать тонким перышком в тетрадь…»
Строго говоря, два-три года назад была пробная попытка перейти на новые образовательные стандарты, но тогда эксперимент заглох по прозаической причине нехватки финансирования. Впрочем, на то он и эксперимент — шишки набить и выводы сделать.

С этого года уже в обязательном порядке и в федеральном масштабе абсолютно все школы в рамках начальной ступени перешли на стандарт нового поколения.

— По большому счёту, программа обучения осталась прежней, — говорит Галина Соломеева, директор лицея № 136, член Совета по реализации приоритетного национального проекта при министерстве образования, науки и инновационной политики Новосибирской области. — Если мы говорим о начальной школе, то раньше существовало семь линий учебных материалов (учебно-методических комплексов по одному предмету. — Авт.), сегодня этот диапазон сузили до четырех. Да уроков физкультуры стало три вместо двух.

После уроков всё только начинается
Главные же отличия новых стандартов заключаются именно во внеурочной деятельности: учащиеся должны, помимо 21 часа учебных занятий в неделю, четыре часа посвятить дополнительному развитию, выбирая для себя занятия по пяти направлениям: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, общеинтеллектуальное, общекультурное и социальное.

Конечно, маленький ученик не в состоянии самостоятельно определиться с выбором своих внеурочных занятий. Однако вместе с родителями это оказалось вполне по силам.

— У себя в лицее мы провели родительское собрание, на котором подробно разъяснили все аспекты новых образовательных стандартов, в том числе по внеурочной части, — рассказала Галина Соломеева. — Но этим мы не ограничились, а раздали бланки-заявления, где было четко прописано, что лицей со своей стороны может предложить своим малышам в сфере дополнительного образования.

Этот момент — один из ключевых: общеобразовательное учреждение со своей стороны обязано обеспечить разнообразную внеурочную деятельность ребенка. Ведь задача по новым стандартам звучит недвусмысленно: стопроцентная занятость «началки» после уроков. Однако если родители со своей стороны уже как-то организовали дополнительное образование ребенка вне стен школы, то эти часы пойдут в зачет. Впрочем, далеко не все папы и мамы оказываются сознательными и бегут записывать своих чад в музыкальные школы или кружки технического творчества. Поэтому большая часть этого бремени ложится все-таки на школы. Но тандем с родителями от этого не теряет своей значимости, потому что только сообща можно создавать портфолио ученика.

Копилка успехов
Сводное досье на каждого ученика — второе главное отличие новых образовательных стандартов, вступивших в силу в начальной школе. Впрочем, здесь закон менее строг и ограничивается лишь требованием фиксировать в портфолио все достижения ученика, давая учреждениям образования свободу в его формировании. Так или иначе, у ученических портфолио есть общие черты: совместно с родителями в них фиксируются психофизические особенности ребенка, его увлечения и, конечно же, достижения на образовательном фронте: грамоты, победы в конкурсах и тому подобное — все идет в копилку успехов, составляя, по сути, полный портрет ученика.

В конечном итоге именно такие портфолио помогут лучше сориентироваться в мире самого ребенка. Сюда взрослые теперь смогут заглянуть с тем, чтобы, например, более рационально организовать ту же внеурочную деятельность, выстраивание которой станет гораздо более серьезной заботой чуть позже — в начале следующего учебного года.

— Это один из главных рисков реализации новых образовательных стандартов, — говорит Галина Соломеева. — Ведь если сейчас школа мобилизует свои силы, чтобы организовать вторую половину дня только для первоклассников, то на следующий год мы будем иметь как этих подросших малышей, так и — правильно! — новый поток первоклассников. А это значит, что заботы удвоятся.

Впрочем, дело не только в пресловутой нагрузке на педагогический корпус (на который сегодня возложили не только внеурочную деятельность практически в стопроцентном объеме, а также утраченную было воспитательную компоненту), но и в элементарных, скажем так, бытовых нормах, которые вместе с требованиями СанПиНа грозят вот-вот разойтись по швам.

Представьте: ближе к обеду в школе звенит звонок, заканчивает обучение первая смена и… Никто не торопится домой. Малыши, согласно новому образовательному стандарту, расходятся по кружкам и секциям, а в школу в это время стройными рядами шествует вторая смена… И санитарные нормы, которые гласят, что на тридцать мальчиков должен приходиться один унитаз, оказываются под угрозой. А ведь таких школ, в которых занятия сегодня идут в две смены, в Новосибирске около тридцати процентов.

Что касается школьных нововведений, которые грядут через пять-десять лет для основной ступени и старшеклассников, то с ними ясности пока что еще меньше. Однако время есть, и примеры организованного решения текущих задач дают надежду, что новые образовательные стандарты не станут очередным бременем для образовательного сообщества, а действительно помогут нашим малышам раскрыть весь свой потенциал и все свои таланты.

— Очень, очень помогли областные и городские совещания, которые проходили начиная с марта, — признается Галина Соломеева. — Неоценимая поддержка шла и идет со стороны нашего Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования. Кроме того, те школы, которые пару лет назад участвовали в эксперименте, сегодня активно делятся опытом, что, безусловно, большое подспорье в таком непростом, но крайне важном совместном деле.

СПРАВКА
С 1 сентября 2011 года вступили в силу новые образовательные стандарты для начальной школы, с 2015-го изменения коснутся средней ступени, а с 2020-го — старшеклассников.

ЦЕЛЬ
Главная задача новых стандартов — стопроцентная занятость учеников начальной школы после уроков.

ЦИФРА
Траты родителей на подготовку одного школьника с 2005 года выросли в 1,8 раз.
Резонанс
Дом, в котором жила в Новосибирске рок-певица Янка Дягилева, находится под угрозой сноса. Побывавший в нашем городе российский писатель и журналист Василий Авченко объявил на своей странице в Facebook о сборе подписей в защиту этого культового для многих места.
Несколько знаковых объектов из Новосибирска названы в числе лучших российских девелоперских проектов и вошли в шорт-лист общероссийской премии «Приметы городов» 2017 года.
В июне 2016 года на Университетском проспекте около нового корпуса НГУ произошло столкновение КамАЗа и Nissan Caravan. Микроавтобус опрокинулся, а грузовик выехал на тротуар, снес мальчика с самокатом и врезался в дерево.
Жители Новосибирска вместе со всеми россиянами будут отдыхать в течение десяти дней — с 30 декабря 2017 года по 8 января 2018 года. Также нерабочими будут три дня с 23 по 25 февраля, четыре дня с 29 апреля по 2 мая, День Победы 9 мая, три дня с 10 по 12 июня и три дня с 3 по 5 ноября.
Министр транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области Анатолий Костылевский проконтролировал качество выполненных работ по ремонту дорожного полотна на улицах Ломоносова и Вокзальной в городе Оби.
Медвежонка увидел во дворе дома житель Тогучинского района Новосибирской области. Мужчина наблюдал, как медведь ест листья, а потом сфотографировал его.