Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

Прививка нравственности

Новосибирская область стала лидером в эксперименте по внедрению курса «Основы религиозных культур и светской этики». Сегодня курс «Основы религиозных культур и светской этики» можно увидеть в расписании 1027 школ нашей области. То, что два года назад казалось непростой и в некотором смысле неоднозначной инициативой, сегодня опытным путем закрепило за собой имидж оправданного и нужного начинания. Результатом на государственном уровне можно считать недавнее заявление Президента Российской Федерации Дмитрия Медведева о том, что практика преподавания основ религии может быть расширена. И происходить это будет с опорой на опыт 21 региона, где этот курс хорошо обкатали. Среди них и Новосибирская область, включившаяся в эксперимент с самого начала и накопившая на сегодняшний день бесценный опыт в этом направлении.
Простые вещи
Тогда, в 2009 году, когда зашла речь об апробации курса, неоднозначность общественной реакции была вызвана в первую очередь неосведомлённостью: кто и что будет рассказывать детям? В каком виде и в каком объёме? Насколько сложным будет процесс в такой многоконфессиональной стране, как Россия? Со стороны самих конфессий и многочисленных землячеств звучали опасения: не превратится ли этот курс в прямую пропаганду православия?

Не превратился. Изначально никто и не собирался разучивать со школьниками жития святых и зубрить наизусть Евангелие. Во-первых, цели у курса были и есть совсем другие.

— «Основы религиозных культур и светской этики» являются культурологическим курсом, который направлен на развитие у школьников 10—11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, — говорит Наталья Попова, директор Центра культурологического и религиоведческого образования Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования. — Это как раз то, что составляет основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России и нацелено на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.

Таким образом, содержанием курса стал акцент на культуру, на произведения искусства, которые в конечном итоге выступают в качестве повода для углублённого разговора о вопросах морали, нравственности. И здесь, например, обсуждение православного храма идёт не как самоцель, но как понятийный пример термина «святыня», который есть в любой конфессии или же вне религиозного сознания вовсе. Если же класс рассматривает вопросы чести и достоинства, то тут хорошим пособием может стать пушкинская «Капитанская дочка», и ребята гораздо более пристальнее рассматривают те или иные ситуации в жизни героев, имея возможность более детально проработать их со всех сторон, в том числе и с точки зрения нравственных аспектов. В этом плане курс стал подспорьем школьным литераторам, историкам и обществоведам: школьная программа не имеет возможности в таком объеме останавливаться на нюансах и целые произведения порой попросту проглатываются незаметно для части класса.

Выбор как принцип
Сегодня в Новосибирской области в апробации принимают участие 22 427 учащихся. Однако, не все они постигают одно и то же. Родителями (как законными представителями) для обучения ребенка был выбран тот или иной модуль: основы светской этики (67,3% всех школьников, принимающих участие в курсе), основы православной культуры (20,1%) или основы мировых религиозных культур (12,6%).

Отметим, что выбор — ключевое слово при внедрении курса. Каждый шаг, каждый аспект старательно и неторопливо рассматривался, взвешивался, объяснялся на многочисленных родительских собраниях, где папа и мама могли высказать свои опасения, задать вопрос и наконец составить чёткое и ясное представление, о чём идёт речь.

— Кроме того, постоянными респондентами опросов, анкетирования и всевозможного мониторинга являются сами дети, — подчеркивает Наталья Попова. — И здесь конкретные результаты говорят сами за себя.

Так, на вопрос «Помог ли тебе этот предмет в чём-то разобраться?» ответ «да» дали 100 процентов учеников. Более подробно ответы распределились так: «понимать другого человека» — 30%; «не злиться по пустякам» — 10%; «понять семейные традиции» — 50%; а 10% мальчишек и девчонок ответили «теперь я знаю, как я могу сделать доброе дело». Немало, согласитесь.

Яблоня от… яблока?
За языком статистики — живые глаза, выглядывающие из-за цифр и процентов школьники. Которые, пожалуй, именно своим отношением и проголосовали за новый курс.

Простая школа в глубине непарадного жилмассива. Со своими заботами и разношёрстным, как и везде, составом ребятишек из самых разных семей: атеисты, православные, мусульмане…

— В самом начале подходит ко мне одна девочка, — рассказывает Марина Захарова, учитель истории, обществознания и основ православной культуры новосибирской школы № 15, — и говорит: «Я баптистка и на ваших уроках буду просто сидеть, слушать, но не буду ничего делать». Хорошо, отвечаю, договорились. Проходит урок, два, и я вижу, что она настолько увлеченно включилась в процесс, что ни о какой дистанцированности не может быть и речи!

Впрочем (вернемся к началу разговора), такой результат закономерен: «Основы религиозных культур и светской этики» изначально позиционировались как своего рода системное культурологическое дополнение к курсам истории и предмету «Окружающий мир». И то, что ребята тянутся к таким знаниям, можно только приветствовать.

Взрослые же, разобравшись и вникнув в содержание уроков, сегодня говорят:

— Математика и физика — это ещё полдела, можно быть смышленым, но вырасти настоящим бандитом, не имея нравственных и духовных ориентиров. И сегодня 77% родителей помогают детям при подготовке домашних заданий по курсу — яблони потянулись за яблоками.

Кстати, и сами «садовники» выразили желание повысить своё мастерство — учителя, преподающие основы религиозных культур и светской этики, озвучивают инициативу продолжить повышение квалификации по новому курсу.

— Всё вместе, в целом — важный, значимый результат, — говорит Марина Захарова. — И то, что духовно-нравственное воспитание занимает теперь достойное место в школьной программе, делает честь нашему региону.

СПРАВКА
Курс «Основы религиозных культур и светской этики» идет в четвертых и пятых классах в 1027 школах Новосибирской области. Всего в апробации принимают участие 22 427 учащихся и 1 500 учителей.

ФАКТ
На вопрос «Что больше всего нравится на уроках курса «Основы религиозных культур»? ребята ответили: «Работа в парах», «Создание иллюстраций», «Работа над проектами», «Выполнение с родителями домашнего задания», «Совместное обсуждение сказок».
Резонанс
Трамвай новосибирско-белорусского производства представили на выставке «TransSiberia» в рамках VI Международного форума «Транспорт Сибири». В мэрии уверены, что это лучший вариант обновления трамвайного парка.
С первых чисел мая началось комплектование дошкольных учреждений, в Новосибирске 12 тысяч малышей получили места в детских садах. Вот только это радостное событие для пап и мам омрачилось гигантскими очередями и сверхранними звонками будильников.
Шестиклассница из Новосибирска поставила рекорд России по длине волос. Коса девочки спускается ниже колен и достигает 139 см. Юная рекордсменка даже на 4 см обогнала финалистку взрослого конкурса «Русская коса Сибири», которая тоже живет в нашем городе.
Известные актеры Марина Могилевская и Владимир Стержаков, приехавшие с гастролями в Искитим Новосибирской области, делали покупки в одном из продуктовых магазинов города и охотно сфотографировались с продавцом.
Школьники с портретами российских писателей, изображениями старославянских букв и огромным плакатом прошлись по центральной аллее Красного проспекта. Возглавлял колонну детский хор, который исполнил гимн России и песни об Иисусе Христе.
Парк туризма и отдыха планирует возвести к 2020 году в Маслянинском районе Агентство инвестиционного развития Новосибирской области (АИР).