Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

Изобретатель бросил вызов трясине

Изобретатель бросил вызов трясине
Михаилу Григорьевичу Чернышову — ветерану, охотнику, изобретателю и отчаянному оптимисту — 88 лет. Каждое утро он делает зарядку, каждый день проводит за работой и каждое мгновение живет мечтой. Сейчас вот строит настоящее чудо техники.
Ветеран из Ордынки строит уникальную машину, которая поможет сибирским спасателям и охотникам бороздить непроходимые болота.

Михаилу Григорьевичу Чернышову — ветерану, охотнику, изобретателю и отчаянному оптимисту — 88 лет. Каждое утро он делает зарядку, каждый день проводит за работой и каждое мгновение живет мечтой. Сейчас вот строит настоящее чудо техники.

Сам себе конструктор
Михаил Григорьевич хозяйствует один, упорно отказываясь переезжать поближе к новосибирским родственникам. На нем и дом, и огород, и вот уже несколько лет проект постройки шнекового болотохода. Сам конструктор, инженер по образованию и энтузиаст по натуре, называет свою модель АСБШ-2 (амфибия-снегоболотоход шнековый) и считает, что она идеально подойдет для преодоления непроходимых болот службами спасения при чрезвычайных ситуациях. Например, при поиске мест крушения самолетов или вертолетов. А также для более приятных поводов залезть в такую глушь — охотничьих экспедиций. «Мой болотоход отличается плавающим самоочищающимся движителем. За счет этого у него высокая проходимость и маневренность», — уверен Чернышов.

Машина с роторами — винтами Архимеда вместо колес, с легкостью отталкивающимися от жидкой или кашеобразной субстанции. Там, где вязнут болотоходы с бескамерными шинами, там, где не могут пройти судна на воздушной подушке, шнекоход (название происходит от немецкого Schnecke — улитка) будет медленно, но верно ползти вперед. Увы, как подсказали коллеги из журнала «Популярная механика», в отечественном автостроении (несмотря на несколько обращений к теме) единственным успешным шнекоходом стал ЗИЛ-2906. Его начали разрабатывать в конце 60-х годов прошлого века в конструкторском бюро при заводе, в настоящее же время проект свернут. Да и в мире серийным изготовлением шнекоходов занимается только одна компания — австралийская Residue Solutions собирает пару десятков машин в год исключительно под заказ.

Михаил Григорьевич для своего проекта не жалеет ни сил, ни времени, ни денег. Весь день проводит в гараже, большинство работ выполняет самостоятельно. «Размечаю металл перед резкой, изготовил специальные приспособления, позволяющие гнуть кольца. А когда у меня работают сварщики, я всегда на подхвате», — рассказывает пенсионер.

Чтобы оплачивать услуги сварщиков и покрывать затраты на материалы, Чернышов вкладывает в свой проект всю пенсию — до копейки. Активно, но пока безуспешно ищет инвесторов. «Взял бы кредит, но банки отказывают. Говорят, что старый», — сетует Михаил Григорьевич. Пенсионер уже продал все, что можно было продать: и любимый деревообрабатывающий станок, и верного товарища по охоте — ГАЗ-66. «Этот сезон пока пропущу, а потом, может быть, кто-нибудь меня без машины возьмет», — без особой уверенности говорит охотник.

Не стреляйте в лебедей
— Несколько лет назад мне вручили удостоверение почетного охотника Новосибирской области, оно дается только старейшим охотникам. Не могу сказать, что я самый старший, но таких древних, как я, ни разу на охоте не встречал. Я с детства увлекался охотой: еще в пятом классе с мальчишками мастерили самодельные поджигатели из медной трубки.

Помню свое первое ружье — ИЖ-20. За охотничью карьеру через мои руки прошло около семи ружей. Сейчас в моем арсенале «Беретта», МЦ 21-12 (оба полуавтоматические, гладкоствольные, пятизарядные) и нарезное оружие СКС. Последнее — боевое, раньше таким армию вооружали.

У каждого охотника есть жалость. Без этого чувства нельзя. Выводки молодые плавают рядом со мной, я их отгоняю. А как же иначе? В лебедей никогда не стреляю. Когда-то давно случайно подстрелил лебедя, и произошло несчастье — потерял любимого человека.

И в косуль я не стреляю: жалко и неинтересно. Другое дело — когда ты охотишься на зайца, идешь за ним на лыжах, распутываешь петли его следов. Мы же не за добычей выезжаем. Это охотничий азарт и мужская гордость. Мне добыча сто лет не нужна! Моя страсть — в преодолении сложностей, это жизненная необходимость, не могу без этого существовать! Как пройти болота или снега? Как в пургу, где не пробраться никакому транспорту, пройти на лыжах?

В жерле вулкана
Как и с охотой, так и с авиацией, и с выживанием в экстремальных условиях, и с покорением непроходимых ландшафтов Михаил Григорьевич знаком не понаслышке.

— В декабре 1945 года на Камчатке я участвовал в тысячекилометровом лыжном переходе в честь 70-летия Сталина. Шли 14 суток. Целью перехода было нанести на карту маршруты подходов к вероятным районам падения самолетов. В среднем каждый день мы преодолевали 90 километров непроходимых снегов. Временами температура воздуха опускалась ниже 40 градусов. Было тяжело, но в то же время очень почетно.
Спускался внутрь Авачинского вулкана на 20 метров. Весной 1945 года произошло его извержение, а в августе мы с товарищем взяли увольнительную на три дня и отправились к вулкану. Все приключение заняло сутки, и мы решили использовать оставшееся время на покорение Корякской сопки. Это было очень опасное восхождение. На вершине испытываешь неописуемые ощущения. Безжизненное пространство — никаких звуков, только скалы. Как будто в другом мире... Нашли там старый пузырек из красного стекла, в нем хранились записки тех, кто всходил на вершину. Туда нужно было опустить свою записку, а прежнюю отправить по указанному в ней адресу в Москву. На скалах были выбиты «автографы» предыдущих экспедиций: одна была еще при царе, вторая и третья — в начале советских времен.

Четверка от Покрышкина
— Я восемь лет прослужил в армии, из них два года — во время войны. В 16 лет добровольно ушел на фронт, это была весна 1944 года. Я тогда и девяти классов не окончил. Когда на сортировке проверяли документы и выяснили, что мне нет семнадцати, отправили в летную школу в Купино. Учился там по программе ночных бомбардировщиков. Потом прошел учебно-тренировочный отряд и истребительное училище в Новосибирске. Меня отправили служить в дальневосточных погранвойсках на Камчатке. В наши функции входил перегон американских самолетов фирмы «Бостон» с Аляски в Красноярск (американцы поставляли их на фронт по ленд-лизу). Истребители перегоняла женская американская эскадрилья. Общались с ними на вечерах, в ресторанах. Обычные женщины, ничем от наших не отличались.

В те времена летчики чувствовали себя царями, хотя афишировать летный состав было запрещено. Мы даже форму не носили. С Покрышкиным я был лично знаком. Шел 45-й год, война уже закончилась, и Покрышкину нужно было слетать в Камень-на-Оби — оценить площадку для аэродрома. Меня посадили за штурвал. Покрышкин уже был признан непревзойденным летчиком, героем, но держался попросту. Пролетели над Камнем два круга, а на обратном пути Александр Иванович показывает мне: мол, сделай боевой разворот, переворот через крыло, глубокий вираж, срыв в штопор. И поставил мне за такой «экзамен» твердую четверку.

…Около двух лет назад проектом ветерана заинтересовались в МЧС. Спасатели предложили оплатить издержки по созданию снегоболотохода и перевести разработку Чернышова в собственное пользование. Однако Михаил Григорьевич продавать мечту отказался: «Я готов предоставлять свою машину при необходимости, но так, чтобы у меня навсегда забрали детище, в которое я вложил все свои силы, я не могу».

По плану работы над АСБШ-2 должны завершиться в этом году ко Дню Победы.

ФАКТ
ОАО «Федеральная пассажирская компания» с 14 января назначило для некоторых поездов дальнего следования дополнительную остановку на станции Обь в Новосибирской области. Теперь пассажиры из Кемеровской, Омской, Томской областей и Красноярского края, которым нужно попасть в аэропорт Толмачёво, выйдя на станции Обь, могут быстро добраться до аэропорта на автобусах, «привязанных» к расписанию поездов
Похожие новости
15.09.2017 ОБЩЕСТВО

Участниками VIII Международного семинара студентов и молодых ученых «ГЕОМИР», состоявшегося в Сибирском государственном университете геосистем и технологий, стали студенты и аспиранты из России, Израиля, Казахстана и Китая.

Резонанс
Сегодня, 19 сентября, исполняется 50 лет трехкратному победителю Олимпийский игр, почетному жителю Новосибирска, Герою России Александру Карелину.
Добрый фильм о современном облике Новосибирской области снял телеканал ОТС. В фильме представлены главные достижения региона со дня его основания до наших дней, использовано много видовых планов города и районов. Для съемок активно использовался квадрокоптер.
В матче с ХК «Динамо» 21 сентября игроки новосибирской «Сибири» будут играть в специально изготовленных к этой игре свитерах, которые затем будут проданы на интернет-аукционе. Вырученные деньги планируется потратить на детскую площадку для детей-инвалидов.
14.09.2017
На рынке услуг управляющих организаций в Новосибирске развернулась фейковая конкурентная борьба.
О расколе в научном сообществе и необходимости не допустить преобладания в составе будущего руководства СО РАН членов научно-координационного совета (НКС) ФАНО сообщил нынешний председатель Сибирского отделения академик Александр Асеев. Выборы председателя СО РАН состоятся 27 сентября в Москве.
16.09.2017 фото
Масштабное празднование юбилея региона началось в Новосибирске вчера, 15 сентября. Вечером тысячи горожан пришли в Центральный парк на веселый праздник-дискотеку «Новосибирская область – во весь голос!», организованный издательским домом «Советская Сибирь» совместно с телеканалом ОТС и «Радио 54» при поддержке правительства Новосибирской области и Новосибирского регионального отделения партии «Единая Россия».