Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

Нурлан ТАЙИРОВ: «Девушки не выходят у меня из головы»

Нурлан Тайиров всегда в окружении женщин — и в мастерской, и на персональных выставках, как это было, например, в ноябре прошлого года в галерее камерного зала филармонии. Потому что образы прекрасных незнакомок — на его картинах и это одна из основных тем творчества художника.

Известный новосибирский художник в преддверии 8 Марта поделился с «Советской Сибирью» мыслями о живописи и женщинах

Нурлан Тайиров всегда в окружении женщин — и в мастерской, и на персональных выставках, как это было, например, в ноябре прошлого года в галерее камерного зала филармонии. Потому что образы прекрасных незнакомок — на его картинах и это одна из основных тем творчества художника.

The Girls и другие
Семь лет назад персональная выставка на улице Фабричной и вовсе называлась The Girls, что подвигло тридцатилетнего Нурлана полушутливо объясниться с публикой и прессой.

— Девушки, да еще и с бокалом — лучший повод написать картину, — утверждал он на вернисаже. — Живописи свойственно говорить женскими образами, поскольку в них выражаются и ее собственные загадочные свойства… Возвращаясь к девушкам, хочу заметить: они не выходят у меня из головы.

Звучало эпатажно, но надо знать Нурлана или поговорить с ним не на бегу, серьезно, чтобы правильно расшифровать эту легкомысленную фигуру речи — «не выходят у меня из головы». Такой случай представился, и разговор в его мастерской, позволивший заглянуть в профессиональные тайны живописи, открыл много интересного и неожиданного в этом молодом, талантливом, глубоко думающем и чувствующем художнике.

Рентгенограмма творчества
…На станке, в работе, я увидела знакомую картину из его известной серии «Вакханки».

— Не удивляйтесь, переписываю, — объяснил Нурлан. — Это для меня не редкость: даже если работа уже выставлялась, я потом все равно, бывает, ее переписываю. Выставка, собственно, для того и нужна, чтобы увидеть вещь по‑новому и, возможно, потом дописать, переделать.

Как оказалось, перфекционизм вообще одно из главных свойств Нурлана. Он считает его неотъемлемым свойством профессии.

— Вы часто пишете сериями — «Вакханки», женские портреты…

— Мне кажется, что живопись в современном мире — это процесс мышления: человек видит мир и при этом постоянно оттачивает свой взгляд. Отсюда — серии. На одну и ту же тему идут вариации, какие‑то доработки. Начал одну работу, понял, что надо совсем по‑другому, при этом старые находки не хочется уничтожать — начинаешь заново. Поэтому на персональных выставках у меня много работ, композиционно схожих.

Нурлан указывает на портреты, расположенные на стене мастерской, — девушки с бокалом у стола.

— Вот эта серия, к примеру, началась с вполне реалистичной работы — в 2005 году, когда я преподавал, мне позировала студентка нашей архитектурно-художественной академии Марина. Картина называется «Гостья». Теперь здесь достаточно большое количество работ, и, скорее всего, серия будет длиться и длиться.

09-12-03.jpg

Гостья, 2005 г.

— Эти девушки, разные и прекрасные, такой неиссякающий для вас, бесконечно вдохновляющий образ?

— Я иду не от сюжета. Те же «Вакханки» вовсе не для того писались, чтобы показать зрителю дионисийский разгул, обнаженных красивых женщин. Нет, это только исходная база для живописных процессов. Как говорят у нас, это только «подмалевок». Каркас, на котором и происходит вся живописная работа. И что получится в результате, я заранее не знаю, мне самому всякий раз любопытно. Это как раз то, что мне больше всего и нравится в процессе живописи. То есть у меня не бывает такого: ах, что‑то возникло — раз-раз, быстро накидал… Я пишу долго, слоями. Иногда, если работа заходит в тупик, я ее могу оставить, открыть через месяц, через два, полгода. Есть работы, которые я пишу по многу лет. И если, скажем, сделать их рентгенограмму, вскрыть все слои, может оказаться, что раньше картина была совершенно иной, были изображены другие фигуры, по‑другому были трактованы. Многослойный процесс, растянутый во времени, — это вот мое…

Узнанное незнаемое
— У художника, в творчестве которого так много прекрасных женских образов, грех не спросить: какую женщину не на картинах, а в миру можно назвать прекрасной? Это какая‑то определенная сумма внешних черт — красивые глаза, длинные волосы, изысканные линии фигуры?

— Скажу так: когда женщина — индивидуальность, она прекрасна. Я против однотипности. Как я не могу говорить о своих работах — эта красивее, а эта хуже, то же и с женщинами — они просто разные. Иногда женские образы на моих картинах имеют сходство с реальным персонажем, но обычно пишешь, пишешь — и вдруг создается образ, появляется незнакомый тебе человек.

09-12-04.jpg

Бокал шампанского, 2015 г.

— Незнакомка, в которую вглядываешься: чего от нее ждать?..

— Примерно так. Это мне и интересно.

Нурлан признается, что мы застали его как раз в период не просто творческих поисков, но некоторой смены вех — попыток найти новые темы, новые ходы и средства.

— Это сложный процесс, тяжелый. Не могу похвастать, что у меня все внутри поет. Но я понимаю: это такой период, и я, скорее всего, изменюсь… Думать так мне позволяет опыт.

Из нашего долгого разговора о живописи я поняла, что для Нурлана (здесь он не первый раз вспомнил Ван Гога, чье творчество считает суперживописью) процесс рисования — это борьба с железной стеной между чувством и умением художника это чувство выразить. Пробить стену означает выразить чувства своим умением. И тут для творца начало некоего замкнутого круга, почва для изматывающего самокопания: допустим, рисовать ты умеешь, но, может, чувствуешь не так сильно, чтобы получился шедевр? В общем, профессия еще та — ешь себя поедом досыта…

— Недавно я сам себе задавал вопрос: могу я все бросить? Но это то, в чем я действительно понимаю, в чем уверен и что‑то могу…

Попойки, пиастры, прекрасный пол
— Вы, мягко говоря, не реалист. Журналисты осторожно называют ваши работы полуабстрактными. Где черпаете впечатления — в природе, игре цвета, света, фактур?

— Я редко отталкиваюсь в творчестве от реального мира. Импульс идет от каких‑то размышлений или внутренних ощущений. Бывает, что‑то приходит извне, но это, скорее, не реальность, а сны: что‑то такое приснится и как бы промоет тебя изнутри, заставит о чем‑то другом задуматься, повернет мысль и поиски в новое русло…

— И все‑таки самое яркое впечатление последнего года — эмоциональное, художественное, интеллектуальное?

— Безусловно, рождение второго сына. Ему сейчас восемь месяцев, старшему — три с половиной года. Вообще, рождение детей — за последнее время самое большое событие. Ощутив себя отцом, я сильно изменился. Не знаю, как это описать, но я стал другим человеком. Я увлечен семьей, возможно стал даже меньше работать, однако я об этом не жалею. Как раз семья сегодня для меня самая мощная подпитка. Уверен: это уже мне помогает и поможет в дальнейшей работе.

— Детской серии еще нет?

— Не-е-ет. Я своих мальчишек пока не могу рисовать.

— Почему?!

— Я на них только смотрю и любуюсь. Понимаю, что это воспроизвести невозможно. Это просто чудо.

09-12-02.jpg

Ольга (портрет жены), 2010 г.

— Жена кто по профессии, если не секрет?

— Оля — художник, на четыре года позже меня окончила академию.

— То есть дома вас понимают?

— Да, и это удача.

— А как же ваш залихватский девиз в соцсетях: «Попойки, пиастры, прекрасный пол»?

— Это просто красивая фраза в каком‑то контексте была, — смеется Нурлан, — попойками я никогда не увлекался… Помню, на обсуждении моей дипломной работы Михаил Сергеевич Омбыш-Кузнецов даже попенял мне: «Уж слишком все серьезно, тебе действительно надо пообщаться с вакханками…»

 

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

— Мне нравится дарить жене цветы скорее без повода, нежели в честь какого-то праздника. И каждый раз я стараюсь выбрать какой-нибудь небольшой и необычный букет, неброский, но гармоничный, например, альстромерии или эустомы. Я еще не знаю, какие цветы выберу на этот раз и с каким цветком сравнил бы мою жену, но всегда стараюсь подобрать что-то похожее на нее. И обычно ей нравится мой выбор

СПРАВКА

Нурлан Тайиров родился в 1978 году в Петропавловске (Казахстан), где учился в детской художественной школе, а затем на отделении живописи в колледже искусств, который лкончил в 1998 году с красным дипломом.

С 1998 по 2004 год — студент Новосибирской государственной архитектурно-художественной академии (кафедра монументально-декоративного искусства, отделение живописи), которую также окончил с красным дипломом. 

С 2006 года — свободный художник, работает с заказами в области храмового искусства (мозаика, иконопись), фасадной и интерьерной росписи частных и общественных зданий, станковой живописи и графики.

C 2003 года участвует в региональных, областных, городских выставках. Работы находятся в коллекциях Новосибирского художественного музея, Северо-Казахстанского областного музея изобразительных искусств, в фонде НРО ВТОО «Союз художников России».

Резонанс
Министр транспорта РФ Максим Соколов уверен, что восемь стран-участниц форума «Транспорт Сибири» — это не предел. С учетом активизации нашей политики в направлении Юго-Востока и Азиатско-Тихоокеанского региона, количество стран, участвующих в этом форуме в 2018 году, возрастет. Об этом министр сообщил 26 мая на итоговой конференции форума.
Сколько стоит помолодеть под скальпелем хирурга в Новосибирске, насколько безопасны пластические операции сегодня, помогает ли большая грудь устроиться в жизни, и самые необычные просьбы, которые приходится выслушивать докторам, в материале VN.ru.
25.05.2017
Утром 25 мая начали подавать горячую воду в дома зоны ТЭЦ-5 в Новосибирске. Максимальный срок отключения истекает через сутки. С 29 мая начинается новый этап отключений в зоне ТЭЦ-4, с первого июня – в зоне ТЭЦ-3 и Кировской котельной №1.
Молодые муравьи общаются иначе, чем взрослые насекомые, выяснили исследователи муравьиного языка — новосибирские биологи совместно с коллегами из Москвы, сообщает пресс-служба НГУ.
Очень дорогое купе Mercedes-Benz попало в аварию, вежливо пропуская пешехода на пешеходном переходе, сообщает новосибирский «Автоспас».
В интернете появился проморолик про готовность Новосибирска принять в 2023 году молодежный чемпионат мира по хоккею.