Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

Когда публика рвётся на сцену

Когда публика рвётся на сцену
Чемоданы давным-давно распакованы, жизнь вошла в привычное русло, но впечатления от гастролей еще не улеглись, потому что было их множество и спрессованы они невероятно.

Европа ждала гастролей Новосибирского симфонического оркестра с нетерпением и открытым сердцем

Чемоданы давным-давно распакованы, жизнь вошла в привычное русло, но впечатления от гастролей еще не улеглись, потому что было их множество и спрессованы они невероятно.

«Нас помнят и любят»
Из Новосибирска в Москву и далее в Европу, а также на обратном пути в Россию были куплены индивидуальные авиабилеты не только для музыкантов и руководителей поездки, но и для 11 музыкальных инструментов — десяти виолончелей и тубы. У каждого из них в самолете было свое отдельное кресло.
За четырнадцать дней с перелетом Новосибирск — Москва — Мадрид, а потом переездами более чем в 400 километров, с давящей разницей часовых поясов, было сыграно восемь концертов. Если же еще учесть, что в день выступления проходила и генеральная репетиция с солистом, то получается, что фактически сыграно 16 концертов. Темп и напряжение молотобойца. А должна была звучать (и звучала!) прекрасная музыка…

— Очень приятно, что Новосибирский симфонический был ожидаем, — рассказывает Валерий Карчагин, первая скрипка, то есть главный после дирижера человек в оркестре. — Его помнят и любят, и, с моей точки зрения, есть за что… Огромное спасибо музыкантам, потому что очень тяжелая в физическом смысле ситуация была, а исполняли они все блестяще.

На концерте в Дюссельдорфе, где солировала пианистка Валентина Лисица, по словам Карчагина, с публикой и вовсе случился эстетический шок:

— После исполнения концерта Рахманинова слушатели покинули свои кресла и, как я понял, вот-вот были готовы ринуться на сцену, чтобы поближе посмотреть на те чудеса, которые только что продемонстрировала артистка вместе с новосибирским оркестром. Сказать, что это был успех, мало!..

Цитата из рецензии на этот концерт немецкого критика: «Оркестр из Новосибирска принят с большим энтузиазмом. Высокие качества его игры были очевидны уже во время исполнения увертюры к опере «Руслан и Людмила» Глинки. Несмотря на то что оркестр играл большим составом, его игра звучала чисто и прозрачно».

По местам собственной славы
Это был юбилейный тур оркестра, созданного и взращенного Арнольдом Михайловичем Кацем, поэтому надо было соответствовать уровню ожиданий слушателей. А тем есть что вспомнить. Впервые в Сарагосе коллектив выступал в 1995 году, на открытии нового концертного зала. Затем, в 1996 году, также под руководством Каца дал концерт, в котором солировал Ростропович, и этот факт увековечен на специальной памятной доске, где отмечены лучшие концерты, прошедшие в этом зале. Через 10 лет здесь же новосибирским оркестром дирижировал Томас Зандерлинг, который возглавлял и нынешние гастроли. В Дюссельдорфе наши музыканты выступали в 1997 году, вместе с Арнольдом Михайловичем завершая большой тур по Германии. В Вене их впервые услышали 25 лет назад и тоже ждали с нетерпением.

— Не было города, где бы нас не ожидал полный зал, порой залы были переполнены, — рассказывает генеральный директор Новосибирской филармонии Татьяна Людмилина. — Приятно, что имидж оркестра находится сейчас на таком уровне и давно уже достигнутой планке, когда можно вести абсолютно конструктивные и плодотворные переговоры с западными концертными агентствами и осуществлять такие серьезные поездки. И что важно: подобные гастроли — это не только выезд оркестра за рубеж, это позиционирование за пределами страны высокого уровня культуры нашего города и региона.

Свободное парение
Окно в Европу для новосибирских музыкантов когда-то, в 70-х, прорубал маэстро Арнольд Кац. И оно благодаря таланту и самоотверженному труду коллектива остается для сибиряков открытым. Помню, как десять лет назад, накануне 50-летия оркестра, Арнольд Михайлович рассказывал мне о скрытых от постороннего взгляда пружинах этого процесса: «Как никто не понимает, что такое симфонический оркестр, что такое дирижер, так и музыканты до конца не понимали, кто они в оркестре... Именно на этих гастролях они почувствовали себя артистами. И это главное наше достижение! Самое удивительное, что я как дирижер чувствовал себя наравне с ними, музыкантами, которые работали в этих гастрольных концертах со мной и без меня. Это была полнейшая художественная свобода!.. Ведь наше искусство, оно — образное. И если музыкант играет то же «Болеро» Равеля, он должен чувствовать и понимать атмосферу этого произведения, то есть быть широко образован. Понимать, что ноты могут быть теплыми, темными, белыми, черными, синими, голубыми — разными, и все это — ноты»...

012-17-02.jpg

Фото Андрея Баулина

Вот уже девятый сезон подряд художественным руководителем и главным дирижером оркестра является известный музыкант Гинтарас Ринкявичюс. Эту кандидатуру оркестранты в 2007 году, после ухода маэстро Каца, выбрали и определили для себя сами. Поэтому дальнейший путь коллектива и движение его в следующее десятилетие — это путь непрерывного развития. Что, кстати, и стало на этих гастролях главным потрясением для тех, кто слышал оркестр прежде — двадцать, пятнадцать, десять лет назад.

Мелодия доверия
Со своим глубоко почитаемым художественным руководителем музыканты встретились в финале европейских гастролей в Санкт-Петербурге. Это была радостно ожидаемая человеческая и творческая встреча.

— Последний концерт, который мы провели с нашим художественным руководителем в Мариинке, был, на мой взгляд, пиком гастролей, — говорит Валерий Карчагин. — Я до сих пор с ним живу! Во-первых, мы встретились с маэстро Ринкявичюсом, вспомнили нашу замечательную трактовку Четвертой симфонии Чайковского. Во-вторых, фурор, случившийся в связи с выступлением нашего оркестра, был невероятным: после концерта нам долго аплодировали, потом весь вечер звонили, поздравляли.

...А мне вспомнилась предшествовавшая гастролям открытая репетиция, которую маэстро Ринкявичюс провел в Новосибирске. Там шла работа и над Четвертой симфонией. После в ответах на вопросы слушателей прозвучали такие слова: «Дирижер, конечно, диктатор. Но я думаю, что Арнольд Михайлович очень-очень любил своих музыкантов. Ведь дирижеры зависят от них, поэтому хорошие взаимоотношения и доверие, полное, искреннее доверие, для того чтобы было хорошее исполнение, в оркестре необходимы».

ДЕТАЛИ
Новосибирский академический симфонический оркестр — ключевой коллектив Новосибирской государственной филармонии. Основанный в 1956 году легендарным дирижером, народным артистом СССР, профессором Арнольдом Кацем и руководимый им до 2007 года оркестр входит в число лучших симфонических оркестров страны. В 1982 году ему было присвоено звание академического.

После ухода из жизни Арнольда Каца в 2007 го­ду оркестр возглавил триумвират: художественный руководитель и главный дирижер Гинтарас Ринкявичюс (Литва), главные приглашенные дирижеры Томас Зандерлинг (Германия) и Фабио Мастранжело (Италия — Россия).

Самый первый концерт оркестр сыграл в деревне Чесноковка Алтайского края в 1956 году. В июне 2016 года коллектив намерен реконструировать в бывшей Чесноковке, ныне Новоалтайске, тот первый концерт. По словам генерального директора Новосибирской филармонии Татьяны Людмилиной, такого в России еще никто не делал.

Кульминацией этого сезона для Новосибирского академического симфонического оркестра станет большой юбилейный концерт «60 лет триумфа», который пройдет 29 марта в Государственном концертном зале имени Арнольда Каца. Руководить оркестром будет Гинтарас Ринкявичюс, солистом выступит пианист Дмитрий Маслеев, победитель XV Международного конкурса имени Чайковского (2015).

Резонанс
Дом, в котором жила в Новосибирске рок-певица Янка Дягилева, находится под угрозой сноса. Побывавший в нашем городе российский писатель и журналист Василий Авченко объявил на своей странице в Facebook о сборе подписей в защиту этого культового для многих места.
Несколько знаковых объектов из Новосибирска названы в числе лучших российских девелоперских проектов и вошли в шорт-лист общероссийской премии «Приметы городов» 2017 года.
В июне 2016 года на Университетском проспекте около нового корпуса НГУ произошло столкновение КамАЗа и Nissan Caravan. Микроавтобус опрокинулся, а грузовик выехал на тротуар, снес мальчика с самокатом и врезался в дерево.
Жители Новосибирска вместе со всеми россиянами будут отдыхать в течение десяти дней — с 30 декабря 2017 года по 8 января 2018 года. Также нерабочими будут три дня с 23 по 25 февраля, четыре дня с 29 апреля по 2 мая, День Победы 9 мая, три дня с 10 по 12 июня и три дня с 3 по 5 ноября.
Министр транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области Анатолий Костылевский проконтролировал качество выполненных работ по ремонту дорожного полотна на улицах Ломоносова и Вокзальной в городе Оби.
Медвежонка увидел во дворе дома житель Тогучинского района Новосибирской области. Мужчина наблюдал, как медведь ест листья, а потом сфотографировал его.