Выберите свой район: Новосибирск
Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым
Резонанс
Резонанс
Яндекс.Погода
29.04.2016

Система быстрого реагирования

Институт дополнительного профессионального образования Новосибирского государст­венного аграрного университета (ИДПО Новосибирского ГАУ) — один из самых крупных в стране по числу слушателей и количеству программ.

Без эффективных новых знаний нельзя быть успешным

Институт дополнительного профессионального образования Новосибирского государст­венного аграрного университета (ИДПО Новосибирского ГАУ) — один из самых крупных в стране по числу слушателей и количеству программ.

Как отметил недавно во время прямой линии Президент России, на фоне общего падения — ВВП на 3,7 процента, промышленности на 3,4 процента — сельское хозяйство выросло на 3 процента. Немного, но тенденция обозначена. Чтобы она набирала силу, нужны не только профильные специалисты высокого уровня, но и инноваторы государственного, муниципального управления. Они должны быть способны мобильно реагировать на потребности и перспективы рынка, видеть экономическую ситуацию масштабно, эффективно планировать и управлять процессом — от бизнес-проекта до реализации готового продукта потребителю.

Где и как готовят сегодня такие кадры — об этом в нашей беседе с директором Института дополнительного профессионального образования, проректором Новосибирского государственного аграрного университета Владимиром ПАРШИКОВЫМ.

017-34-02.jpg

Ориентир на конкретного заказчика
— Владимир Иванович, кто они — ваши слушатели и почему возникла такая потребность в ДПО?

— Основной контингент слушателей — руководители и специалисты предприятий АПК — традиционно формируется в тесном взаимодействии с министерством сельского хозяйства Новосибирской области. С 1 сентября 2013 года — момент вступления в силу нового закона об образовании — значительную долю стали занимать программы, связанные с государственным и муниципальным управлением. Среди заказчиков обучения — управления Федеральной налоговой службы, миграционной службы, МЧС, министерство труда, занятости и трудовых ресурсов региона, Пенсионный фонд, мэрия города Новосибирска, управление делами губернатора Новосибирской области, департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Новосибирской области.

Вместе с тем расширяется география участников курсов повышения квалификации. Так, за последние два года установлены новые контакты в Северо-Западном и Центральном федеральных округах. Традиционно сохраняется деловое партнерство с восточными регионами России — Камчаткой, Якутией, Забайкальским краем.

Развитие ДПО должно отвечать запросам инновационной экономики: адекватно и быстро реагировать на требования рынка труда, обеспечивать сохранение и развитие кадрового потенциала, способность специалистов эффективно работать в новых условиях. В отличие от базового образования программы повышения квалификации и переподготовки кадров реализуются в гораздо более краткие сроки, подстраиваются под изменения рынка труда, ориентируясь на конкретного заказчика. Радикальные перемены, происходящие в российской системе образования, ставят принципиально новые стратегические задачи ее трансформации и адаптации к новым условиям. Программы ДПО становятся одним из факторов повышения конкурентоспособности специалистов, усиления их мотивации к высокопроизводительному труду, создания эффективного механизма взаимовыгодных отношений производителя и потребителя.

Опережая потребности производства
— Сегодня модно менять профессии, получать углубленные знания по узким специальностям. Вы учитываете такие стремления или в основном ориентируетесь на сектор АПК?

— Если говорить о базовой платформе, то присоединение Института к Новосибирскому государственному аграрному университету позволило выйти на создание единой системы обучения: довузовская — вузовская — послевузовская подготовка — дополнительное профессиональное образование.

Здесь все процессы в производстве нам хорошо понятны. Мы в постоянном контакте с селянами, проникаемся их проблемами, и это отражается в наших программах. Вуз вынужден так же стремительно меняться, как и состояние отрасли: обновляются технологии, оборудование, условия труда и требования к продукции... Нам приходится работать, опережая потребности производства, осваивать новые направления, нестандартные формы и методики преподавания. Это работа буквально с колес. А иначе чему мы можем научить?

017-34-03.jpg

На выездном занятии на племзаводе «Ирмень» Ордынского района. Фото с сайта www.nripk.ru

Располагая собственными квалифицированными кадрами, мы, кроме этого, привлекаем к сотрудничеству более двухсот преподавателей. Это ведущие работники минсельхоза области, органов управления, передовых предприятий АПК, ученые СО РАСХН и СО РАН, профессорско-преподавательский состав вузов Новосибирска.

Обновление знаний происходит стремительно, поэтому, как говорится, если хочешь хотя бы стоять на месте, надо очень быстро бежать вперед. Работая на опережение, мы постоянно наращиваем количество программ, актуализируем их, создаем новые направления в обучении. Любое расписание, любой учебный план для нас никогда не были догмой. По желанию слушателей корректируем их прямо в ходе учебы.

Самый быстропортящийся продукт сегодня — знания. В агропромышленном комплексе это особенно важно, так как специалисты работают с живыми ресурсами, к которым можно отнести и землю. Сельское хозяйство — очень подвижная структура.

Учит практика
— Слушатели у вас занимаются только в аудиториях или имеют возможность практики в селе?

— Практика, знакомство с опытом других обязательны. Слушатели должны понять: деревня пустеет не потому, что продукция никому не нужна, многое зависит от умения организовать дело. Там, где повезло с руководителями, села живут с перспективой. Но пока большая часть наших сельхозорганизаций не укомплектованы работниками нужных профилей. Улучшить положение помогает подготовка специалистов, востребованных рынком.

На выездных занятиях слушатели знакомятся с опытом тех крепких хозяйств, где активно идет процесс модернизации, технического перевооружения. Например, в Черепановском районе это Медведский животноводческий комплекс, в Маслянинском — «Сибирская нива», Каргатском — КФХ «Русское поле», Ордынском — племсовхоз «Ирмень».

017-34-04.jpg

На выездном занятии в Маслянинском районе, в «Сибирской ниве». На снимке справа — начальник управления сельского хозяйства Маслянинского района Михаил Ананенко. Фото с сайта www.nripk.ru

После такой подготовки слушатели, прошедшие обучение в ИДПО, по-новому подходят к управленческой и предпринимательской деятельности в разных аграрных отраслях. Условно их можно назвать инновационными менеджерами. На подготовку именно таких специалистов и направлены усилия вуза.

Современный аграрий должен знать основы экономики: планирование, финансирование, кредитование, налого­обложение, бухучет и аудит, коммерческую деятельность, кадровый менеджмент и еще многое другое. В сельскохозяйственном производстве специалист вынужден принимать самостоятельные решения, ведь производство сегодня — это полноценный бизнес.

Время ставит перед нами не только чисто отраслевые технологические задачи, но и, прямо скажем, политические. Продовольственная безопасность страны, импортозамещение — это способность успешно конкурировать на мировом рынке продовольствия. Для этого нужно обладать всем массивом современных знаний.

Расширять компетенции
— А со студентами, которые еще не завершили учебу в Университете, вам тоже приходится работать, их тоже нужно перепрофилировать?

— Я бы сказал — расширять компетенции. Мы обучаем и студентов, чтобы базовое образование пополнялось еще одной-двумя специализациями.

В современных условиях ДПО является действенным инструментом, несущим основную нагрузку по подготовке студентов к выполнению новых функциональных обязанностей. Система ДПО, более гибкая и результативная, превращается в завершающую ступень профессионального образования. В отличие от высшего образования, которое создает базу фундаментальных знаний, умений и навыков специалиста, ДПО дает возможность надстройки новых навыков, являющихся востребованными на рынке труда, что определяет конкурентоспособность. Особенно актуальным это является в современных российских условиях, когда довольно большой процент выпускников не трудоустраиваются по своей специальности.

За последние годы в России уже накоплен определенный опыт организации дополнительной подготовки студентов. Особое значение она имеет для аграрных вузов, обеспечивая будущих специалистов умениями и качествами, выходящими за рамки основной специальности, позволяя им решать сложные, комплексные проблемы современного сельскохозяйственного производства. В условиях динамичного развития новых технологий, непрерывного технического переоснащения производств критерием готовности выпускников к профессиональной деятельности становятся не столько знания, сколько компетенции, необходимые для выполнения стоящих перед предприятием задач.

Начиная с 1 сентября 2013 года закон «Об образовании в РФ» установил, что на программы ДПО могут быть приняты не только лица, имеющие высшее или среднее профессиональное образование, но и получающие его. Нашему Университету мы предлагаем программы профессиональной переподготовки и повышения квалификации для студентов. Так, одновременно с дипломом о высшем образовании студенты Инженерного института могут получить диплом эксперта по техническому контролю транспортных средств, студенты биолого-технологического факультета — профессию кинолога или охотоведа, выпускники ветеринарного института — сертификат ветфармацевта и так далее. Это, безусловно, повышает шансы такого выпускника устроиться на престижную работу.

017-34-05.jpg

Ректор Новосибирского государственного аграрного университета Александр Сергеевич Денисов вручает удостоверение слушателю курсов повышения квалификации из Республики Саха (Якутия). Фото с сайта www.nripk.ru

Наша задача — выстраивать курс обучения так, чтобы слушатели уверенно чувствовали себя в своей отрасли.

— Получается, что у вас по опыту и возрасту разные аудитории?

— В основном к нам приезжают учиться практикующие специалисты, и мы должны дать им максимально востребованные знания, новые технологии, чтобы они сразу смогли их применять на практике. Поэтому учебников в классическом понимании у нас нет, мы опираемся на достижения отрасли за последние год-два. Чтобы каждая программа била точно в цель, в ее разработке принимают участие практики, эксперты, преподаватели с огромным опытом работы в разных отраслях знаний.

Сбалансированность подготовки кадров
— А как вы ориентируетесь в потребностях конкретно нашей области?

— Конечно, тут не хаотичное метание по запросам рынка, иначе перекосы неизбежны, мода на образование может сбить с толку не только молодых людей. Сбалансированность подготовки кадров обеспечена тем, что нашим генеральным партнером является министерство сельского хозяйства области. В плане подготовки рабочих кадров и специалистов перерабатывающей промышленности мы предлагаем обучение по 28 профессиям, повышение квалификации и профпереподготовку  рабочим кадрам, 54 программы обучающих курсов для специалистов перерабатывающей промышленности.

Есть программы в области безопасности жизнедеятельности. Традиционно, как и во многих образовательных учреждениях ДПО, подведомственных минсельхозу, данное направление начиналось с обучения и аттестации по вопросам охраны труда, но требования рынка изменяются ежедневно, добавляются новые. Сейчас, например, есть уже такие, как обучение и проверка знаний требований охраны труда руководителей и специалистов организаций и предприятий; обучение руководителей и специалистов организаций и предприятий по пожарно-техническому минимуму (15 программ по разным категориям слушателей); повышение квалификации по электробезопасности руководителей и специалистов, электротехнического и элетротехнологического персонала (2–5-я группа допуска); повышение квалификации по экологической безопасности (три программы от 72 до 240 часов).

Тот факт, что Институт входит в состав Новосибирского государственного аграрного университета, говорит о больших возможностях: весь арсенал вуза направлен на развитие не только высшего, но и дополнительного профессионального образования. Участие ведущих кафедр Университета в учебном процессе, несомненно, повышает качество обучения в ИДПО.

Используются ресурсы богатейшей университетской библиотеки, Институт также располагает хорошим книжным фондом. Новые журналы, газеты, разнообразная литература, методические разработки преподавателей ИДПО, выход в Интернет — всем этим охотно пользуются те, кто приезжают сюда учиться.

В январе 2016 года в Университете создан испытательный лабораторный комплекс, в состав которого входит пять современных лабораторий. Сотрудники комплекса принимают активное участие в повышении квалификации микробиологов, ветсанэкспертов, специалистов в области отбора проб и так далее. Данный лабораторный комплекс открывает новые возможности не только при подготовке высококвалифицированных специалистов с высшим образованием, но и для системы ДПО Университета. И это прежде всего использование собственной материально-технической базы.

Новые идеи и услуги
Одно из основных нап­равлений работы Института дополнительного профессионального образования — переподготовка и повышение квалификации руководящих кадров и специалистов АПК, муниципальных и государственных гражданских служащих. На долю данного направления в 2015 году приходилось 38,6 процента от общего количества обученных.

Институт совместно с подразделениями Новосибирского ГАУ предлагает для своих слушателей 124 программы повышения квалификации, 10 программ профессиональной переподготовки. Каждый год к этому списку добавляются новые направления, разрабатываются новые программы.

Помимо образовательной деятельности Институт предлагает информационно-консультационные услуги. Ежегодно предоставляется более пяти тысяч консультаций субъектам АПК Новосибирской области — организациям, крестьянско-фермерским хозяйствам, органам управления. Расширяется перечень предлагаемых тем. Наиболее востребованы эти услуги среди КФХ (68 процентов от общего числа консультаций) и сельскохозяйственных организаций (23 процента). Студенты-заочники также могут обращаться по интересующим их конкретным вопросам.

Очень важно изучение передового опыта, информация о новых научных разработках в сфере образования. Именно с этой целью пять лет назад по инициативе ИДПО, поддержанной ученым советом и ректором Университета, создан научный журнал «Профессиональное образование в современном мире». Журнал включен в перечень ведущих российских рецензируемых научных журналов, рекомендуемых ВАК для публикации основных научных результатов диссертаций на соискание ученых степеней кандидата и доктора наук, а также в базу данных Российского индекса научного цитирования (РИНЦ) и имеет полнотекстовую сетевую версию на платформе Научной электронной библиотеки (http://elibrary.ru).

Институт регулярно проводит научно-практические конференции с международным участием, посвященные проблемам и перспективам образования. Данные мероприятия наиболее ценны практической составляющей и обменом мнений участников.

ФАКТ
30 лет Институт дополнительного профессионального образования Новосибирского государственного аграрного университета готовит востребованных специалистов для различных отраслей агропромышленного комплекса. Сегодня Институт отмечает свой юбилей.

СПРАВКА
Владимир Иванович ПАРШИКОВ — доктор философских наук, профессор, академик РАЕН, заслуженный работник высшей школы. Почти 30 лет работает в системе дополнительного профессионального образования. Под его руководством Институт по качеству образования и числу слушателей стал одним из ведущих центров дополнительного профессионального образования России.

АКЦЕНТ
Коллектив Института находится в постоянном поиске способов и методов передачи актуальных знаний. За последние годы повысилась значимость ДПО как компонента системы непрерывного профессионального образования. И сегодня побеждает не тот, кто идет в ногу со временем, а тот, кто просчитывает на шаг вперед. Этимология слова «успех» восходит к глаголу «успеть», поэтому девиз ИДПО: «Успех — это успеть!»

КСТАТИ
Актуальную информацию об образовательных услугах ИДПО заинтересованные могут получить на сайте Института http://www.nripk.ru