Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

Баланс желаемого и возможного

Баланс желаемого и возможного
«Когда денег мало, то как делить их — поровну или по-честному?» — задал риторический вопрос депутат Законодательного собрания Новосибирской области Юрий Зозуля на заседании комитета области по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности.

Самый массовый наказ избирателей, по реализации госпрограммы «Чистая вода», остается в повестке регионального парламента

«Когда денег мало, то как делить их — поровну или по-честному?» — задал риторический вопрос депутат Законодательного собрания Новосибирской области Юрий Зозуля на заседании комитета области по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности.

Обсуждали на этот раз бюджетные коррективы: доходы областного бюджета предложено увеличить на 637 миллионов рублей за счет безвозмездных поступлений. С учетом этого доходная часть на 2016 год составит 106 миллиардов рублей. Расходную планируется увеличить на 1 миллиард 138,5 миллиона, и общий ее объем вырастет до 112,5 миллиарда рублей.

Будущее оставляет надежду
Необходимость внесения этих изменений совпала еще с одним плановым обсуждением: в повестке комитета стоял «чувствительный» вопрос о проекте программы наказов избирателей. Истекли отведенные на ее формирование 200 дней, и на сессии предстоит этот документ утвердить.

Острота обсуждения темы была обусловлена тем, что «доходные» изменения в бюджет не коснулись программы исполнения наказов. И особенно самого массового из них, связанного с реализацией госпрограммы «Чистая вода». Заместитель председателя комитета Валентин Сичкарёв напомнил о рекомендации комитета по строительству, жилищно-коммунальному комплексу и тарифам включить в постановление сессии о бюджете отдельный пункт: при дальнейших корректировках увеличить финансирование госпрограммы «Чистая вода». Это, по крайней мере, оставляет надежду, что она будет продолжена, хотя финансирование на ближайший год практически свернуто.

Депутаты настойчиво обращали свои вопросы к членам правительства, участвовавшим в заседании комитета. Можно ли в принципе рассчитывать, что изменения бюджетных обстоятельств повлияют на программу наказов? Удастся ли депутатам, как они выразились, прямо и честно смотреть людям в глаза или груз невыполненных обязательств сделает диалог о нуждах населения бессмысленным?

При разности мнений, острой полемике и резких заявлениях председатель комитета Александр Морозов, пожалуй, наиболее точно выразил общее итоговое мнение: «Наказы — один из эффективных инструментов нашей работы, и об отказе от него не может быть и речи». Это стало ответом на сказанные в полемическом запале слова Юрия Зозули: «Может быть, вообще убрать эту программу наказов? Зачем мы их собираем, если не в состоянии выполнить? Что мы скажем людям? «Спасибо за вашу активную позицию, которая выразилась в формировании наказов, но от этого ничего не изменится»?»

По обновленному закону
Справедливости ради надо сказать: новосибирские депутаты, в 2000 году одними из первых в стране принявшие закон о наказах избирателей, прекрасно осведомлены, что с тех пор изменилось очень многое. И каждый избранник в своем округе сделал немало в ответ на пожелания местных жителей.

Так, в прошлом созыве депутаты получили просьб и обращений в материальном выражении на общую сумму около 60 миллиардов рублей. На их реализацию из областного бюджета было затрачено более 20 миллиардов рублей. При всей очевидности неплохого результата в ходе работы пятого созыва Законодательного собрания депутаты все равно поднимали вопрос о сложностях выполнения наказов и недостаточности финансирования. Его пропорции, целесо­образность, особенности городских и сельских проблем — все эти темы, можно сказать, прописались в повестках обсуждений всех форматов: они звучат на заседаниях рабочих групп, комиссий, комитетов, сессиях…

К сожалению, в последнее время бюджетные обстоятельства во многом изменились, чаще не в лучшую сторону, а число наказов только растет. Этот факт можно толковать двояко, но вместе с тем следует признать очевидное: интерес избирателей к этой форме общения со своими избранниками обусловлен ее эффективностью, поэтому она и пользуется популярностью.

По принятому и обновленному закону «О наказах избирателей депутатам Законодательного собрания Новосибирской области» депутаты стараются повысить эффективность реализации наказов избирателей в изменившихся условиях формирования областного бюджета. Если раньше принцип был точечным, то теперь — программно-целевой. Это значит, что в областном бюджете не предусмотрено отдельных объектов социальной инфраструктуры — стадионов, больниц, детских садов, школ, которые строились бы по наказам избирателей. Все это теперь — в соответствующих государственных и ведомственных целевых программах. При этом реализация оказывается более гарантированной, поскольку соответствует плану социально-экономического развития области.

Сверстанная программа выполнения наказов уже демонстрирует, как они могут быть объединены в тематические блоки и решаться в качестве проблемы общерегионального уровня в сферах здравоохранения, образования, возведения спортивных объектов, строительства дорог, газификации, водоснабжения и так далее.

Комитет принял решение внести в постановление апрельской сессии дополнительный пункт: «При очередных бюджетных корректировках выделить средства на госпрограмму «Чистая вода».

КОММЕНТАРИИ
Андрей ШИМКИВ, председатель Законодательного собрания Новосибирской области:
— Больше десяти процентов годового бюджета области вряд ли получится выделять на наказы. Поэтому мы разработали «дорожную карту» реализации всех наказов на ближайшие семь — десять лет. Каждый объект учтен, оцифрован, определены первоочередные направления.

Александр МОРОЗОВ, председатель комитета по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности:
— Мы предлагаем зафиксировать программу «Чистая вода» в постановлении сессии как стратегическое направление, чтобы в дальнейшем ее финансирование было увеличено.

Игорь УМЕРБАЕВ, заместитель председателя комитета по государственной политике, законодательству и местному самоуправлению:
— Считаю, что механизм реализации пожеланий избирателей достаточно действен. Принятый закон о наказах регламентирует контакты депутатов с региональными министерствами, и сов­местно можно выстраивать очередность выполнения наказов избирателей.

Олег СУВОРОВ, заместитель председателя комитета по аграрной политике, природным ресурсам и земельным отношениям:
— Проблемы выполнения наказов были всегда. Мы вправе ежегодно пересматривать выделяемые на это расходы, но я считаю целесообразным также создать специальный фонд, который можно наполнять из разных источников.

Ирина ДИДЕНКО, заместитель председателя комитета по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности:
— Нужно выстроить алгоритм взаимодействия депутатского корпуса и правительства в части приоритетности реализации наказов внутри округов, аргументированно обосновывать необходимость включения в расходную часть бюджета их исполнения.

Валентин СИЧКАРЁВ, заместитель председателя комитета по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности:
— Ни один вопрос не стоит в области так остро, как проблема качества питьевой воды. При формировании проекта программы наказов избирателей эту тему поднимал каждый депутат сельских округов.

Дмитрий КОЗЛОВСКИЙ, заместитель председателя комитета по строительству, жилищно-коммунальному комплексу и тарифам, председатель комиссии по наказам:
— Нужно постоянно искать новые возможности реализации наказов: возможно, иногда стоит и взять кредиты, обратиться к нашим депутатам в Госдуме, чтобы нас не забывали при формировании федеральных программ. Не исключаю и помощь инвесторов.

СПРАВКА
Наказы избирателей — одобренные собраниями избирателей и имеющие общественное значение предложения кандидатам в депутаты Заксобрания, направленные на улучшение деятельности органов местного самоуправления, органов государственной власти по вопросам экономического, социального и культурного развития населенного пункта, района, области, обеспечения жизни и деятельности населения.

Резонанс
Дом, в котором жила в Новосибирске рок-певица Янка Дягилева, находится под угрозой сноса. Побывавший в нашем городе российский писатель и журналист Василий Авченко объявил на своей странице в Facebook о сборе подписей в защиту этого культового для многих места.
Несколько знаковых объектов из Новосибирска названы в числе лучших российских девелоперских проектов и вошли в шорт-лист общероссийской премии «Приметы городов» 2017 года.
В июне 2016 года на Университетском проспекте около нового корпуса НГУ произошло столкновение КамАЗа и Nissan Caravan. Микроавтобус опрокинулся, а грузовик выехал на тротуар, снес мальчика с самокатом и врезался в дерево.
Жители Новосибирска вместе со всеми россиянами будут отдыхать в течение десяти дней — с 30 декабря 2017 года по 8 января 2018 года. Также нерабочими будут три дня с 23 по 25 февраля, четыре дня с 29 апреля по 2 мая, День Победы 9 мая, три дня с 10 по 12 июня и три дня с 3 по 5 ноября.
Министр транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области Анатолий Костылевский проконтролировал качество выполненных работ по ремонту дорожного полотна на улицах Ломоносова и Вокзальной в городе Оби.
Медвежонка увидел во дворе дома житель Тогучинского района Новосибирской области. Мужчина наблюдал, как медведь ест листья, а потом сфотографировал его.