Выберите свой район: Новосибирск
Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым
Резонанс
Резонанс
Яндекс.Погода
18.05.2016

Кто грамоте горазд?

«О чем задумалась? Почему изложение не пишешь?» — «Не знаю, как слово правильно написать — «медмедь», «ведмедь» или «медведь»...» Такую сценку из школьного детства рассказывала моя мама, вспоминая учительницу русского языка и то, с каким трудом младшеклашки послевоенных лет осваивали грамоту.

«О чем задумалась? Почему изложение не пишешь?» — «Не знаю, как слово правильно написать — «медмедь», «ведмедь» или «медведь»...» Такую сценку из школьного детства рассказывала моя мама, вспоминая учительницу русского языка и то, с каким трудом младшеклашки послевоенных лет осваивали грамоту. Как не посочувствовать ребенку, перебирающему в памяти словесные корни, каждый из которых вполне мог бы иметь отношение к таежному зверю? «Ведение», «мед»… Всезнающего Интернета, который дал бы подсказку, тогда не было.

Каков уровень грамотности сегодняшних школьников, к услугам которых различные умные программы, готовые исправлять, редактировать  тексты? Педагоги жалуются, что результаты предэкзаменационных тестов не слишком утешительны, и приходят к выводу: раньше было лучше.

Кто-то винит во всем Интернет, где подростки зависают часами и порой даже щеголяют своей нарочитой безграмотностью. Кто-то уверяет, что все эти «лутче», «гастробайтеры» и «медведы» с «преведами» — всего лишь форма протеста против занудствующих грамотеев, обожающих разливать по формочкам скудные трафаретные мысли. А может, бурный ритм современной жизни не дает нам возможности задумываться над каждым написанным словом? Потому и рождаются такие «интертрепации» текстов, что просто «ужос», «памагити-караул».

Казалось бы, мотивы работать над собой и повышать уровень грамотности очевидны. Например, если человек ищет работу, связанную с общением, заполнением документации, или стремится, чтобы друзья правильно понимали его мысли. Отправляя СМС-сообщение «Встретимся в пол один», можно ли быть уверенным, что послание расшифруют и свидание состоится?

Эксперты говорят, что у людей, знающих два языка и больше, редко бывают проблемы с правописанием. Получается, нужно учить языки и читать книги. Именно книги, а не глянцевые журналы, бьющие по глазам «веселыми картинками». И необязательно — в бумажном варианте. Ведь, вопреки популярному мнению, Интернет — это не глобальная помойка, а библиотека мира, и черпать из нее может каждый кто владеет элементарными навыками поиска.

Но тут опять возникает вопрос: чем объяснить пассивность людей, их нежелание искать и черпать, ведущее к добровольной безграмотности? Ленью и нелюбопытством?

В XIX веке чернокожие рабы мечтали обучиться чтению и письму, а хозяева запрещали им это делать: боялись, что в процессе чтения у рабов появится стремление к свободе и независимости. Как показала история, правильно боялись. Сегодня мы немножко «дегидрируем». К чему это приведет? Со временем увидим.