Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

Новосибирский инклюзив

Новосибирский инклюзив
Чтобы дать возможность детям-инвалидам учиться в одном классе вместе с другими ребятами, в регионе утвердили концепцию развития инклюзивного образования. Как это работает? Сегодня во многих прогрессивных странах не делят детей на больных и здоровых.

Почему в обычной городской школе не отказываются от детей с задержкой психического развития, ДЦП и диабетом

Чтобы дать возможность детям-инвалидам учиться в одном классе вместе с другими ребятами, в регионе утвердили концепцию развития инклюзивного образования. Как это работает?

Сегодня во многих прогрессивных странах не делят детей на больных и здоровых: они посещают одни и те же детские сады, школы, а впоследствии и высшие учебные заведения. Принято считать, что такой подход позволяет детям с ограниченными возможностями здоровья лучше адаптироваться в социуме. Подобный опыт есть и в нашем регионе, правда до сих пор применять его решались не везде.

Ни для кого не секрет, что в советское время подход был иной: для людей с ограниченными возможностями вроде и создавали условия, но при этом, по сути, изолировали их от общества. Сначала они посещали специализированные детские сады или группы (конечно, там, где они были), потом — школы-интернаты, которые зачастую находились за сотни километров от родного дома. Естественно, при таком подходе влиться в социум было непросто, да что там — практически невозможно. Сейчас ситуация кардинально изменилась. И примеры успешной инклюзии уже есть.

История со счастливым концом
Илье 11 лет, он учится в обычном пятом классе обычной средней общеобразовательной школы № 179. Мальчик демонстрирует неплохие результаты, особенно по математике, участвует в предметных олимпиадах, до последнего времени активно занимался футболом. Правда, теперь перестал, говорит: «Не мое». Если не знать о его диагнозе, не догадаешься, что он чем-то отличается от других.

— Из-за родовой травмы Илье поставили диагноз «детский церебральный паралич, правосторонний гемипарез». Когда он родился, у него была парализована правая половина тела, — рассказывает мама мальчика Наталья. — Илья — младший из двойни, его старший брат родился абсолютно здоровым. Реабилитацией мы занимались с рождения, да и сейчас продолжаем.

По словам Натальи, у семьи была одна цель — сделать так, чтобы ребенок никогда не ощущал себя не таким, как все. Поэтому в пять лет по рекомендации невролога Илью отдали в секцию футбола. Мама до сих пор благодарна тренеру, который не испугался и взял в команду особенного ребенка. В этом же возрасте мальчик пошел в детский сад, в самую обычную группу. Когда пришло время отдавать ребенка в школу, принцип был тот же: только в общеобразовательную, на общих основаниях, а там будь что будет. В школу № 179, где уже в то время было инклюзивное образование, ребенка приняли без проблем.

Как рассказывает Наталья, в начальной школе у Ильи были некоторые сложности. К примеру, он медленно, порой неразборчиво писал, но спасибо учительнице — она терпеливо работала с ребенком, всегда находила к нему подход. Кстати, теперь Илья может писать и левой, и правой рукой. Сегодня о том, что у ребенка ДЦП, говорит лишь слегка измененная речь: когда торопится, мальчик «глотает» окончания слов. Но это ему практически не мешает — Илюша в классе ходит в лидерах, дети тянутся к нему, у него много друзей.

Начинаем с садика
Сегодня в школе № 179 учатся восемь детей с ограниченными возможностями здоровья и восемь детей-инвалидов. Диагнозы разные: задержка психического развития, ДЦП, сахарный диабет. Возраст тоже разный — с первого по восьмой класс. В школе работают два психолога и логопед, образовательное учреждение активно сотрудничает с кафедрой коррекционной педагогики и специальной психологии института повышения квалификации, педагоги проходят специальное обучение. И эта школа — далеко не единственная, где практикуют инклюзивное образование.

— Сегодня в нашей области действует учреждение психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям — областной центр диагностики и консультирования и 10 его филиалов, а также 11 консультативных пунктов для родителей, обеспечивающих получение детьми дошкольного образования в семье, — рассказывает министр образования, науки и инновационной политики Новосибирской области Сергей Нелюбов. — Кроме того, у нас есть 29 коррекционных школ, а 247 детских садов имеют группы комбинированной и компенсирующей направленности. Таким образом, в регионе имеются все предпосылки для развития инклюзивного образования.

Зачем нужна концепция
Как подчеркивает Сергей Нелюбов, концепция, представленная членам регионального  правительства, разработана для обеспечения равного доступа к образованию всех обучающихся, выработки единой методологической основы инклюзивного образования, создания целостного правового поля и распространения доступных практик.

— В нашей области создана уникальная модель инклюзивного образования, накоплен опыт, который достаточно высоко оценен на федеральном уровне, — говорит директор областного центра диагностики и консультирования Татьяна Чепель. — Нам необходимо этот опыт распространить и закрепить, объединить усилия всех ведомств, чтобы дети, имеющие проблемы со здоровьем, могли в полной мере реализовать свое право на образование. Для этого мы предложили утвердить концепцию развития инклюзивного образования.

По словам Татьяны Чепель, особенно важно избежать ошибок, которые были совершены в других регионах. Например, ни в коем случае нельзя разом закрыть все коррекционные школы, а детей из них перевести в обычные общеобразовательные. Там нет для них ни условий, ни специальных программ, ни подготовленных педагогов. Концепция как раз и призвана минимизировать все возможные риски.

СПРАВКА
В Новосибирской области 24 тысячи детей с ограниченными возможностями здоровья, 7 400 из которых являются инвалидами. 68 процентов обучаются инклюзивно, еще 423 ребенка — дистанционно. 53 общеобразовательные школы региона уже включились в орбиту инклюзивного образования: там созданы условия для детей с ограниченными возможностями, разработаны специальные программы, штат укомплектован педагогами, обладающими необходимыми компетенциями. Такие школы есть почти во всех муниципальных районах области.
Не отстают учреждения среднего профессионального образования и вузы. В студенческих группах вместе со всеми обучаются студенты с инвалидностью, в том числе передвигающиеся на инвалидных колясках, незрячие и слабовидящие, с тяжелыми формами общих заболеваний (детский церебральный паралич и другие).

Резонанс
Проект нового здания железнодорожного вокзала Бердска Новосибирской области впервые показали горожанам. Транспортный комплекс будет включать в себя авто и железнодорожный вокзалы. Старое здание, против сноса которого активно выступали общественники, будет сохранено.
Хочешь спасти мир? Начни с себя. О том, как сохранить в себе человека, находясь лицом к лицу со смертью – новый фильм 2017 года от автора «Интерстеллара» и «Темного рыцаря» Кристофера Нолана. Грандиозный «Дюнкерк» новосибирцы смогут увидеть в оригинальном формате IMAХ. Хотя, как говорит режиссер, фильм легко можно смотреть и в любом другом формате.
21.07.2017 Жилье. ДОМ
Два года темпы строительства жилья в Новосибирске снижаются. Мест под застройку осталось мало, также стала меньше заинтересованность частных инвесторов. Как переломить ситуацию в отрасли? Необходим старт инфраструктурных проектов федерального уровня, заявил областной министр строительства Сергей Боярский на заседании «Регионального делового клуба строителей». Министр обозначил готовность области способствовать передаче муниципалитету 200 га земли и выделению 1 млрд рублей из бюджета для поддержки строительства.
Необычным способом отметили День российского бокса новосибирские спортсмены вместе с коллегами из десяти других городов. Они устроили флешмоб, который войдет в книгу рекордов.
В Новосибирске ежедневно на охоту выходят не менее десяти эвакуаторов. В среднем каждому удается «поймать» по восемь-десять машин.
В Новосибирске прошел заключительный этап конкурса водителей трамвая. Финалисты отборочных туров прокатились по трамвайному парку и продемонстрировали практические навыки вождения. Победитель отправится на всероссийский конкурс в Нижний Новгород.