Как гласит легенда, 80 лет назад молодые композиторы, среди которых был Николай Стрельников, поспорили на несколько ящиков шампанского, что напишут оперетту в стиле Кальмана. Причем главными героями в ней должны стать не австро-венгерские или французские аристократы, а наши российские князья, графы и холопы.
Решено было взять классическую оперетту, изъять из нее оригинальное либретто и вложить свое. Спорщики отредактировали старую пьесу, рассказывающую о судьбе Андрея Туманского и его возлюбленной французской актрисы Виолетты Леблан, которая совершенно неожиданно становится холопкой графа Кутайсова. После чего содержание стали «скрещивать» с музыкой популярной оперетты Имре Кальмана «Принцесса цирка». Опыт оказался неудачным. Положение спас Николай Стрельников, который по «кальмановской схеме» написал авторское произведение.
Премьера оперетты «Холопка» состоялась в 1929 году на сцене Ленинградского театра музыкальной комедии. После успешного «старта» оперетта обошла все музыкальные подмостки страны. В 60-х годах вышла в свет киноверсия оперетты под названием «Крепостная актриса», ставшая лидером кинопроката.
На сцене Новосибирского театра музыкальной комедии «Холопка» была поставлена в 1961 году. Нынешнюю версию этой очаровательной любовной истории в театре ставит режиссер из Санкт-Петербурга Ольга Мухортова.
— Наш спектакль — это добрая, веселая, яркая, фееричная сказка, пронизанная изумительными мелодиями, — говорит режиссер. — В «Холопке» занято много молодых артистов театра, которые впервые исполняют главные роли. Они, конечно, очень волнуются, но работают с огромным удовольствием. Главное в спектакле — дух молодости.
По словам Ольги Мухортовой, режиссером фильма «Крепостная актриса» был ее педагог Роман Тихомиров. Поэтому, когда ей позвонили из Новосибирска и предложили поставить на сцене театра оперетту «Холопка», она в свою очередь высказала пожелание взять за основу сценарий фильма. Но решено было остановиться на версии Стрельникова.
Действие спектакля перенесено на 60 лет вперед, приближено к дате отмены крепостного права. Кроме того, оперетта лишилась третьего акта, который, по мнению режиссера, был несколько «натянут». В результате все страсти по «Холопке» сконцентрированы в двух актах.
Хореограф-постановщик спектакля Александр Курбатов (Барнаул) работает с труппой музкомедии во второй раз. По его словам, ставить танцевальные номера для балета, одетого в платья с зауженным подолом, — задача непростая. Пришлось находить такие пластические решения, которые не разрушали бы замысел режиссера.
Художник-сценограф Татьяна Королева (Санкт-Петербург) предложила оригинальную сценографию, в основе которой ленты и банты. Оформление легкое, ажурное, игровое и даже несколько пародийное, как сама история создания «Холопки».
По словам дирижера-постановщика спектакля Эхтибара Ахмедова, в музыкальной палитре оперетты переплетаются мелодии русского романса XIX века, подлинные напевы русских и украинских песен, лирические мелодии в стиле Кальмана.
Главные роли в спектакле репетируют: Алексей Штыков, Анна Фроколо, Дарья Фролова, Наталья Данильсон, Дмитрий Суслов, Сергей Плашков.