Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

«Аватар» бьёт в колокол

2010-01-22
Алексей Надточий
«Аватар» бьёт   в колокол
Но поможет ли новый фильм Кэмерона пробудить человечество?

При всей голливудской коммерческой затёртости сюжета суперрекорда кинопроизводственной машины Америки (бюджет в полмиллиарда долларов и свыше тысячи терабайт компьютерной анимации) «Аватар» впечатляет в любом варианте. Кто-то задолго до просмотра фильма в кинотеатре уже крутил рекламный ролик-трейлер и наслаждался им бесконечно.

Преисполненный новогоднего уважения к самому себе, взрослому дяде, усаживаешься в кресло со скептической улыбкой: ну-ну, мол, посмотрим, чем порадует нас уже немолодой режиссёр в своём излюбленном жанре кинофантастики, и вопреки всему — возрасту, предубеждению — фильм захватывает. Едва появившись на большом экране, «Аватар» бьёт все рекорды посещаемости кинозалов и расходится в многочисленных пиратских копиях, в том числе и компьютерных. И вот диво: против этого никто не возражает!

Интернет разрывается от дискуссий в блогах. Борис Стругацкий, которого добровольные рыцари взялись защищать от якобы Кэмерона-плагиатора, подавать в суд, однако, ни на кого не собирается, понимая, насколько это глупо, и на своём персональном сайте сообщил: «Никогда и нигде создателей фильма «Аватар» я в плагиате не обвинял и обвинять впредь отнюдь не намерен». Коммунисты Питера, всегда стоявшие особняком даже в лоне своей партии, разместили в Интернете заявление: «Циничное ограбление советской фантастики и гимн бесчеловечным опытам над людьми», что попахивает стремлением отметиться в очередной раз на чьём-нибудь фоне. Даже администрация Папы Римского тоже высказала своё мнение: мол, ничего страшного, хотя художественные особенности произведения могли быть и повыше. И т. д. и т. п. — чтобы окунуться в кипящий каскад суждений, стоит сходить в Сеть.

Сам Джеймс Кэмерон в одном из интервью заявил, что это уже не первая его попытка разбудить человечество, трагически упертого в слепом эгоизме потребительского отношения ко всему миру. Об этом были его знаменитые «Терминаторы», о том же он вопиет в «Титанике»: НЕ слышат! Всё глухо — сказали бы русские — как в танке, американцы, наверное — как в разорившемся банке.

О чём же на этот раз гудит колокол Кэмерона?

Понимаю, что трудно, для кого-то невозможно воспринимать фильм аналитически. Сегодня, увы, упрек в рационализме при оценке образной системы произведения искусства стал слишком популярен и даже моден: к чёрту, мол, ваши соцреалистические выдумки, а вместе с помоями — так уж повелось — и ребёночка туда же... Главное, мол, чувства, чувства и чувства. И всё-таки попытаемся абстрагироваться и вычленить из богатой художественной ткани, несомненно, большого современного произведения киноискусства некую голую правду и сказать нечто трезвое, как об известном короле. Несомненно, это тот случай, о котором не скажешь, в отличие от большинства коммерческих фильмов, что вот, мол, из искусства уходит культура, потому что здесь всё нормально и с моралью, и с этикой, и с эстетикой, — всё на месте. Тебя не пробуют окунуть с головой в чан с пахучей жидкостью известного происхождения, а симпатично старомодно взывают к лучшим гуманистическим движениям твоей души. Но давайте попробуем пересказать сюжет простыми словами (хотя и это сегодня не приветствуется) и посмотрим на результат сказанного.

Покалеченный в одной из земных войн начала XXI века (Венесуэла, уж не намёк ли?) десантник Джейк Салли так бы и остался никому не нужным безногим обрубком в одном из социальных приютов родины, если бы не случайная гибель его брата-близнеца учёного Тони, с которым у него одинаковая генная и очень во многом схожая психическая структура. Корпорация (с большой буквы, не поймёшь даже, где она кончается и начинается родина, потому что интересы тесно переплетены) подхватывает инвалида именно потому, чтобы не пропал ценный биологический материал — гуманоид аватар, сконструированный на геноме Тони, и отправляет его вместо брата на планету Пандору. (Многие, конечно же, помнят, что означает выражение «ящик Пандоры», и некий элемент тревоги не покидает нас за всё время просмотра фильма). Там Джейку предстоит переквалифицироваться из простого десантника в оператора синтезированного живого существа на основе ДНК человека (в данном случае его брата) и аборигена Пандоры — то есть стать аватаром.

С помощью специального аппарата его «душа» — психофизика становится тождественна аватару, десантник как бы на время переселяется в тело мощного гуманоида. И здесь весьма востребованы его качества характера решительного парня-вояки. Его задача — войти в доверие к обитателям планеты и разведать возможность дипломатического контакта с ними. Всё это ради редкого минерала, в данном случае — антигравитационного вещества анобтаниума, килограмм которого стоит на Земле 20 миллионов долларов и который поможет решить энергетическую проблему. Если не удастся дипломатическое решение вопроса, то... На этот случай родина в лице Корпорации имеет запасной вариант — полковника Куоритча, умелого и до боли знакомого по голливудским лентам ветерана всех войн, разумеется, со шрамами на лице, который ради выполнения воинского долга готов на всё, не особенно задумываясь о сущности своих поступков: надо, и всё тут, какая разница, родина нам велит или Корпорация, нам это нужно!

На беду (а как же иначе?) Джейк влюбляется в обитательницу Пандоры грациозную хвостатую Нейтири. (Ау, Андрий, сын Тараса!) И когда дипломатическое решение проблемы контактов двух цивилизаций становится невозможным (а весь Голливуд уже многие десятилетия успешно спекулирует именно на межзвёздных и межцивилизационных войнах, как будто мы обречены только на войну с иным разумом), в игру вступает со своими ребятами, облачёнными в суперброню, полковник Куоритч. И перед Джейком встаёт проблема нравственного выбора: кого защищать — родину-Корпорацию или девственную Пандору и Нейтири.

Учёная дама Грейс (конечно, с вечной сигаретой и хрипловатой грубостью в голосе) тоже вроде бы прозревает и хочет спасти живую, хоть и фантастически нежную и хрупкую планету и поддерживает Джейка. Пандорцы, на стороне которых, наконец, выступает разбуженная страданиями своих детей сама мать — мыслящая природа, одерживают победу над землянами и выпроваживают их домой (янки, гоу хоум!). На экране счастливый конец, хеппи-энд, как говорят американцы. Но ноет растревоженная великолепием поставленной трагедии душа, чем-то финал сродни «Титанику», и это тоже характерно для Кэмерона: не зря же некоторые киноманы разглядели в фильме даже суицидные мотивы.

Не кажется ли вам, уважаемый читатель, что мы уже сто раз видели и слышали подобные истории, и к ним вполне применимо слово «ходульность»? Но секрет настоящего произведения искусства в том и состоит, что каждый раз одна и та же история рассказывается отдельно, с присущими только этому художнику красками и выразительными средствами, будь то искалеченный вьетнамской, иракской или какой ещё войной пехотинец, изуродованный продажной моралью столичных чиновников «афганец», блудный сын или падшая Магдалина.

А чем, казалось бы, военные действия на Пандоре отличаются от войны в Ираке? Разве что там и там сражаются и умирают якобы за идеалы свободного мира, а на деле всё за те же минералы: там — анобтаниум, здесь — нефть. И за спиной родины хорошо проглядывает силуэт Корпорации, которая давно стала квинтэссенцией общества потребителей.

Но главная мысль, которая терзает всё-таки Джейка, хотя она, разумеется, проистекает из его любви, — как относиться к другому: иной планете, где даже переплетённые корни деревьев составляют нечто одно живое и мыслящее (Дерево Дома, Эйва), к совсем не похожему на тебя разумному существу из племени Нави, к совершенно иной морали, которая в корне противоречит вековому земному «дай». «Ты никогда не будешь таким, как мы!» — мелодраматический и правдивый вопль возлюбленной Джейка. И под влиянием нового знания он вдруг сам прозревает: «Реальный мир — там, а всё это (мир Корпорации) — страшный сон».

Кто-то из нынешних и известных недавно сказал, что трагическое противоречие сегодняшнего человека — это его способность сотворить нечто превосходящее его самого по техническому исполнению. А вот контролировать ситуацию он, человек, пока ещё не в состоянии. Красивые слова, похожие на правду, но не правда. Человек ещё чрезвычайно далёк от настоящего постижения мира, и если говорить по большому счёту, то он даже не решил для себя важнейшую научную и философскую проблему — не создал хотя бы цельной теории поля, что уж тут говорить о каком-то «царе природы» и прочей чепухе. Правда, он может уже вмешиваться в молекулярную, клеточную и ядерную структуру материи. Он создаёт новые (для себя, природе давно всё известно) виды энергии, новые биологические виды. Но главная проблема человека не в том, что он не может контролировать созданное, — всё-то он может, но, увы, не всегда эгоистически хочет.

Это проявляется в большом и малом. В нашем стремлении взять, а не дать, в том числе и у природы не на Пандоре, а здесь, на Земле. Мы лишь на подступах к необходимости договариваться с другими не в далёком космосе, а здесь, на нашей голубой пока планете. Наши благие намерения ограничить себя повисают не в Копенгагене, где не сумели договориться главы государств, а в нашем доме. Мы всё ещё барахтаемся в решении простых вопросов: сколько можно брать у природы и сколько нужно уже давать ей взамен? Что-то лепечем о заинтересованности неких нехороших людей, которые —у! — завидуют нашим углеводородам и потому «изобретают» глобальное потепление. Мы болтаем о своей любви к природе и тревоге за экологию, но втихаря вырезаем очередную делянку в сосновом лесу под особнячок. От этого всеобщего вранья окружающим и самим себе уже тошнит, и потому нужно тоже смотреть «Аватар».

Проблема не в дефиците ума и фантазии: их вполне хватило бы на безбедное существование всех, пусть и не в равной степени. Проблема в том боге, точнее в отсутствии в нашей душе того бога, который есть совесть и любовь.

 

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Яндекс.Дзен
Резонанс
Новости
Проект Большая Перемена
Непростая, но контролируемая ситуация наблюдается в России в условиях пандемии COVID-19. Количество новых случаев заболевания растет, нагрузка на медиков сохраняется, а в отдельных регионах возрастает. В этих реалиях выплаты врачам и медицинскому персоналу должны быть сохранены, заявил Президент России Владимир Путин 18 ноября в эфире телеканала «Россия 24».

Добровольцы начали доставлять льготные лекарства пациентам из группы риска в Новосибирске - пожилым людям и тем, кто по состоянию здоровья не может прийти в поликлинику.
Фуд-корты, детские площадки и кинотеатры в торговых центрах попали под ограничительные меры с 16 ноября. Общепиту две недели можно работать лишь навынос. Новосибирцы стараются обхитрить систему и едят гамбургеры по углам, отворачиваясь от охранников. На самом большом фуд-корте в «Меге» посетители продолжают обедать за столиками некоторых ресторанов.
Наряду с обеспечением населения медикаментами в центре внимания и продовольственная безопасность. В правительстве региона обсудили, как помочь оптовым и розничным продуктовым рынкам в Новосибирске - они оказались в трудной ситуации из-за пандемии.
На дистанционное обучение с понедельника, 16 ноября, перешли 40% школьников региона или 140 тысяч учащихся. У многих из них возникают проблемы организационного и технического плана, а кто-то за три дня дистанционки успел получить двойку - за неподключение. Министр образования региона заявил, что так оценивать успеваемость сейчас недопустимо.
Пимокатный двор появился в Новосибирске. Открыл его умелец, который больше десятка лет делает обувь из шерсти, без каких-либо механизмов. Корреспонденты ОТС узнали, сколько времени мастер тратит на одну пару и почему носит повязку на голове.
Подписка на газету Советская Сибирь на 2021 год
x^