Новосибирск 11.6 °C

Не попробуешь — не узнаешь

29.01.2010 00:00:00
Не попробуешь —   не узнаешь
Это только кажется просто — продать старое жильё и купить более просторное новое с доплатой.

Вынужденная в очередной раз обратиться в милицию, чтобы унять буйствующих верхних соседей и их пьяных друзей, наша семья всерьез задумалась о необходимости обмена квартиры. А заодно и увеличения ее площади.

Так как больше всего нас пугала возможность потерять пусть небольшое, но имеющееся жилье, то начали с консультации у людей, полностью владеющих ситуацией, обратившись к знакомому — управляющему одним из крупных агентств недвижимости города.

Так как покупать новую квартиру было решено после продажи имеющейся, то нашу квартиру тут же в агентстве и оценили. Получилось, что после ее продажи, нам потребовалось бы доплатить за новую еще столько же, сколько мы выручили. Три миллиона 200 тысяч стоит новая квартира (понятно, под самоотделку) в том же районе, где мы сейчас живем. Из которых 1 миллион 650 тысяч мы могли сразу же заплатить, продав свое жилье у станции метро «Студенческая». При этом, как уверил риелтор агентства, наше жилье ушло бы без всяких затруднений, что называется, с колес. Короче, на первичном рынке жилья квартиру мы бы купили по цене 40 тысяч рублей за квадратный метр, а свои метры реализовали по цене 35 тысяч. Что, признаюсь, немного удивило. Мне почему-то казалось, что строящееся жилье должно стоить с уже построенным хотя бы одинаково.

Отличаясь большей, чем я, недоверчивостью, дочь на следующий день мелким гребнем прочесала все объявления по продаже квартир на сайтах. После чего, пораженная результатом, доложила на семейном совете, что разброс цен на квартиры в Новосибирске — если судить по выставленным на продажу вариантам — просто чудовищен. И действительно, есть предложения о продаже подобных нашей квартир — по названной риелтором цене в один миллион 650 тысяч. Но есть и такие же квартиры по цене в 2 миллиона 300 тысяч. Причем, расположенные в местах похуже. Подобного разброса цен мы и предположить не могли, и это показалось странным и подозрительным. Все-таки рыночные цены должны как-то коррелироваться.

Тем не менее, несмотря на подобный разброс цен, покупка квартиры на вторичном рынке нас заинтересовала. Более того, нормальный кирпичный дом, построенный в пятидесятые годы, нам показался даже более надежным, чем нынешние новостройки. Которые то ли простоят следующие пятьдесят лет, то ли лет через десять начнут рушиться. Во всяком случае, на вопрос по поводу будущего каркасного домостроения в условиях нашего сибирского перепада температур уверенных и оптимистичных ответов специалисты мне ни разу не дали.

Другое дело, что при покупке квартиры в старом доме никто нам не мог обещать, что дом в течение последнего десятка лет не подтапливался, что у него не расходятся стены, в нормальном состоянии фундамент, отремонтирована крыша, в хорошем состоянии подвальная сантехника и электрооборудование. И, соответственно, никто не мог сказать, понадобятся ли в будущем серьезные затраты на проведение этих работ и будет ли увеличение из-за этого квартирных платежей. А ведь подобные платежи могли съесть всю выгоду от недорогой покупки такой квартиры.

По ходу дела стоит отметить, что риелтор, которому мы всё это тут же высказали, обратив его внимание на то, что в нашем доме все коммуникации сменены, дом недавно отремонтирован, отчисления на капитальный и текущий ремонт дома минимальны (а это означает небольшие платежи за квартиру), на мои слова никак не отреагировала. Ответив лишь, что подобные тонкости при оценке квартиры никого не интересуют и на стоимость квартиры никак не влияют. Вот так так!

Второй причиной, из-за которой мы сомневались в покупке квартиры на вторичном рынке, был риск потери купленного. Имеется в виду вероятность — как бы мала она ни была — того, что когда-то, в лихие 90-е годы, из квартиры был незаконно выписан ребенок-инвалид... Который, вполне возможно, именно после нашей покупки квартиры, узнав о своих правах, захочет вернуть квартиру обратно — на что имеет полное право. Или же некто, севший в тюрьму и теперь, наконец, ее покинувший, захочет возврата квартиры, принадлежащей ему по закону... Понятно, что проверка за отдельную плату в бывшем ЖЭУ всех, когда-то прописанных в квартире, этот риск сводила к минимуму. Но понятно и то, что делать это пришлось бы нам самим и за собственный счет.

Ни одно агентство недвижимости не возьмет на себя ответственности за возникновение подобных вариантов, сколько бы ни давалось обещаний на этот счет при оформлении договора. А единственное, что полностью бы нас устроило, это обмен нашей приватизированной квартиры на приватизированную же квартиру большей площади с доплатой, полностью не устраивало агентство недвижимости. Ясно почему. Ведь при этом оно теряло свои немалые комиссионные, не отвечая, в сущности, ни за что, кроме подбора варианта.

Когда мы перешли к конкретному подбору вариантов, почему-то опять оказалось, что всё, что нравилось, оказывалось по цене в районе все тех же пресловутых трех миллионов рублей. Как-то так получалось, что продать свое мы должны были как можно дешевле, зато купить так же дешево уже не получалось. А это означало, что доплачивать нам пришлось бы в течение десятка лет около полутора миллионов плюс проценты. В общей сложности 2 миллиона 100 тысяч рублей.

Так что после завершения разговора в агентстве я сразу же позвонила в две строительные компании, с руководителями которых была знакома и знала их как людей безоговорочно порядочных. Один сразу и без обиняков объяснил, что в губернаторскую ипотечную программу его дом не входит, потому что свои квартиры в юстиции он не зарегистрировал (а это — обязательное условие). А потому мне нужно искать собственный вариант. Дешевле квартир-студий в «Сибири» и в «Дискусе-плюс» он лично в городе не знает. Более того, «Дискус» в конце прошлого года продавал квартиры в 100 квадратных метров по цене 18,5 тысячи рублей. Возможно, такие варианты имеются и сейчас. Хотя, конечно, он понимает, что после близости к метро ехать на Восточный жилмассив не хочется.

Другой строитель тут же предложил квартиры по цене 32 тысячи за квадратный метр. Причем не в каркасном доме, а сложенном по старинке из кирпича. В его варианте меня устроило все: планировка, качество, место. Вдобавок все квартиры были зарегистрированы в юстиции. Единственное «но»: срок сдачи дома — осень 2010 года. Оформлять ипотеку для того, чтобы купить квартиру в его доме, а соответственно, продавать собственную квартиру — нужно было немедленно. Как известно, губернаторская ипотечная программа, обещающая ее участникам возврат 300 тысяч рублей первоначального взноса плюс 8% ипотечного кредита в течение семи лет, будет существовать только до июля.

Вопрос, где наша семья будет жить несколько месяцев до сдачи дома, оставался открытым. Идти на риск, как бы сильно я ни доверяла знакомому строителю, оставшись на улице в случае задержки сдачи дома, было невозможно. Слишком уж много я сама писала о людях, которые на такой риск соглашались, теряя в результате минимальный комфорт и даже право на бесплатное посещение поликлиники. Да и в любом случае, снимать жилье, пусть даже несколько месяцев до сдачи дома — не менее рискованно. Особенно в нашей стране, где хозяин квартиры в любой момент может (даже если вы заплатили вперед) потребовать, чтобы квартиранты выехали из принадлежащей ему квартиры. И никакой договор, пусть даже заключенный в самом крутом городском агентстве недвижимости, съемщику квартиры не поможет. Проверено многими и многократно. Судиться, конечно, можно. Только где во время судебного процесса жить, неизвестно. Куда девать мебель, вещи, вообще имущество?

В очередной, сто первый раз за последние годы, наша семья поняла, насколько все-таки хорошо быть обеспеченными, если уж не богатыми. Мысль, безусловно, не новая, но поражающая воображение всякий раз, как только мы осознаем, что семье из четырех человек, трое из которых, имея высшее образование, постоянно работают, нет никакой возможности улучшить квартирные условия!

Единственное, что утешает, после того, как объективно оценишь ситуацию — так это то, что долгожительством в нашей стране люди не страдают. И это дает надежду новому поколению небогатых все-таки обрести когда-нибудь собственное жилье в качестве наследства. Признаемся честно: природа в этом смысле намного милосерднее к российским людям, чем экономическое устройство государства.


Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: