Новосибирск 1.5 °C

Пропавшая «Мечта»

30.01.2010 00:00:00
Пропавшая «Мечта»
У начинающих новосибирских художников похитили полсотни картин.

Средь бела дня вооруженные разбойники в масках ворвались в галерею «Седьмое небо» и унесли все выставленные полотна. Удивляет не столько дерзость преступления, сколько реакция жертв: они не расстроились, пострадавшей стороной себя не считают. И вообще, о краже они знали заранее и сами же ее и спровоцировали. Так что ограбление прошло очень весело. Зато начиналась все очень даже по-настоящему.

Странный народ эти художники, никогда не угадаешь, как они себя поведут в определенной ситуации. Разве не пристало человеку переживать, когда у него что-то украли, особенно если вещь стоит немалых денег? В прошлом ноябре молодой художник Денис Ефремов лишился «Мечты» — одной из самых дорогих и сердцу и кошельку своих картин. Расстроился. Ненадолго.

Сначала Денис даже пошел в милицию, написал заявление о краже. Блюстители порядка обещали найти афериста, который, представившись агентом Дениса, просто снял и унес «Мечту» с персональной выставки. Он был настолько убедителен, что сотрудникам галереи даже в голову не пришло ни попросить какие-нибудь документы у «поверенного», ни позвонить Денису. Только через несколько дней, когда автор пришел за своим творением, они поняли, как ловко их провели. Денис расстроился, ведь картину он собирался продать за восемь тысяч рублей — для студента это солидные деньги.

Милиция пыталась напасть на след воришки, а Денису ничего не оставалось, как ждать и жаловаться друзьям. Те же, вместо того, чтобы посочувствовать, принялись его поздравлять, а кое-кто и по-белому позавидовал.

— Вот бы у меня украли картину!

— Ничего себе, за твоими шедеврами уже идет охота! Это слава!

Среди сочувствующих оказались и такие, кто, как и Денис, был обворован. Не без гордости один молодой художник рассказал, что в прошлом году сразу две его картины пропали с выставки, проходившей в ДК «Юность». Такова уж цена популярности.

Правда, далеко не всегда с пропажей своих картин художники смиряются. Для некоторых из них подобная утрата — не повод для шуток, а настоящая трагедия. Такая история произошла несколько лет назад с уже известным в творческих кругах Новосибирска художником. Грабители взломали его мастерскую и унесли все, что смогли, — почти четыре десятка картин. Художника сломала эта потеря, он заливал горе алкоголем, отчего скоро погиб.

Но все-таки кражи картин новосибирских художников — редкость. Чаще всего автор не может расстаться со своими работами очень долго, даже если очень старается найти им нового хозяина. И даже вроде бы людям нравится картина, ей любуются, хвалят. Проходят дни, недели, месяцы, а дальше комплиментов дело не заходит и никто не готов ее купить.

— Художник пишет то, что ему нравится, — признается Денис Ефремов. — Но он пишет картину не только для себя, ему важно, чтобы ее увидели люди, чтобы она понравилась и ее захотели забрать, купить. Картины для нас — как наши дети. Мы хотим, чтобы у них была хорошая жизнь. В арт-салоне, где картина бесконечно ждет своего хозяина, или в пыльной кладовой у нее нет судьбы.

Как же тут не подумать в отчаянии: «Хоть украли бы...» — пусть так, но картина бы ушла в народ, а у ее создателя не было бы повода сомневаться, нравится ли его творчество людям или нет. Когда подобные мысли возникают сразу у нескольких художников, пора действовать — пригласить людей на выставку, на которой можно будет не только полюбоваться произведениями современной живописи, но и, если возникнет желание, их... украсть.

Желающих обречь свои картины на такую судьбу оказалось немало. На расхищение свои работы принесли десять новосибирских художников. В назначенный день выставочный зал галереи «Седьмое небо» был полностью завешен шедеврами молодежного искусства. А на «неблаговидный» поступок народ соблазняли оставленные авторами надписи. Слезливые «Ну, украдите меня кто-нибудь, ну, пожалуйста», резонные «Эта картина написана специально, чтобы ее украли», авантюрные «Укради меня первым!» и провокационные «Мужик ты или не мужик!». Совсем не стыдно взять полотно с надписью: «Укради, я еще штук десять таких нарисую».

Впрочем, несмотря на ироничные подписи, картины на этой выставке-краже были вовсе не «забракованные», не неудачные. И Ирине Кузнецовой, написавшей «Я еще штук десять таких нарисую», расставаться со своим детищем было нелегко.

— Нет таких работ, с которыми художнику было бы легко расстаться, — уверен Денис Ефремов. — Любая картина его автору дорога. Но когда понимаешь, какая от такой кражи польза, перестаешь жадничать. Ведь мы хотим, чтобы наше творчество во всей его красоте и глубине увидело как можно больше людей, нам важно, что они увидят. Нам хочется показать самое лучшее, так что никто из художников не принес «то, что не жалко выкинуть». Мало того, картины были достойно оформлены — в дорогих рамах.

Такой красоте долго без хозяина висеть не пришлось, разве нужно уговаривать забрать достойную вещь, за которую даже «спасибо» говорить не надо. Так что разлетелись картины как горячие пирожки. Все украли, до одной. Не прошло и пятнадцати минут.

Самое удивительное: хотя художники сами попросили воровать их картины, наши люди смогли «провернуть» всё так, что процесс «кражи» все равно остался незаметным.

— Мы развесили картины и вышли, — вспоминает Денис. — Минут пятнадцать нас не было. Возвращаемся — пустые стены. Расстроились — все произошло так быстро. А люди-то еще приходят, с негодованием смотрят на опустевший зал. Недоумевают, зачем они по морозу приехали, а тут уже и взять-то нечего...

Но ради искусства художники готовы идти на подвиг: пришлось «жертвам» «грабежа» срочно искать новую партию картин. Тогда Денису Ефремову пришлось расстаться с самым ценным.

— Может быть, я еще молодой, но о будущем уже задумываюсь, — рассказывает Денис. — Я сделал себе резерв — несколько картин, которые я не хотел продавать, дарить, отдавать, размещать на выставках. В общем, хотел сохранить. Не для себя, а для своих внуков, чтобы они через картины могли познакомиться со мной, увидеть, чем я занимался.

Как ни грустно было Денису прощаться с «наследством», пришлось, чтобы дать возможность народу «поворовать» еще немного. Успокаивает его то, что расставание получилось красивым. Эти картины украли так, как, должно быть, воруют бриллианты, как несколько лет назад из музея в Осло украли символ XX века картину «Крик» Эдварда Мунка. Угрожая бутафорским револьвером, грабители в черных масках напугали неосведомленных о перформансе посетителей галереи и завладели последними оставшимися на расхищение в «Седьмом небе» шедеврами.

В этот день роли «воров» сыграли самые разные люди. И случайные посетители, и те, кто пришел в галерею специально за необычной добычей. Было в этом что-то давно забытое, некий антикапитализм: когда простые студенты, которые успели к самому началу акции, уносили из галереи картины, а помощник депутата и стильные женщины в норковых шубах уходили ни с чем, потому что опоздали...

Художники уверены, что «День украденных картин» удался не только благодаря русской «любви к дармовщине», и похищенные полотна не пропадут зря, а будут оценены по достоинству.

— Мы не жалеем ни о чем, люди оценят наши картины, — убежден Денис. — Даже если они их украли не для себя, даже если решат их продать, тем более — есть надежда, что картины, на которых написаны наши имена, попадут в хорошие руки.

Первые отзывы об «украденных» картинах уже появились в социальных сетях. «Похитители» не только передают своим «жертвам» слова благодарности, но пытаются осмыслить то, что изображено, интерпретировать внутренний мир художника.

— Очень интересно услышать мнения о своем творчестве, — говорит Денис. — Иногда люди ухитряются разглядеть в картине то, что я и сам в ней не видел. Порой это забавно. У наших людей вообще очень много стереотипов по поводу того, что искусство — это только то, что красиво, то, что возбуждает приятные позитивные чувства. А ведь искусство еще и может будоражить, шокировать, отталкивать... В том числе и с помощью «Дня украденных картин» мы пытаемся помочь людям сформировать, скорректировать представления об искусстве, избавиться от предубеждений.

Художники используют для этого разные способы, некоторые указывают напрямую, как нужно воспринимать их работы. Например, молодая художница Ирина Кузнецова постоянно подсказывает зрителям, что за творение перед ними, с помощью стикеров: «Нет, я не знаю, о чем это», «Нет, вам не должно это нравиться». Или совсем уж откровенно: «Это шедевр! Просто вы ничего не понимаете в искусстве». Хотя бывает и по-другому: «Это плохая картина. Просто вы ничего не понимаете в искусстве».

Но она надеется, что к тем, кто «украл» ее картины, последнее утверждение не относится.


Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: