Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

Школа: перемены не за горами

05.02.2010 00:00:00
Татьяна Решке
Школа: перемены   не за горами
Что готовит завтрашний день учителям и школьникам?

«Итоги развития сферы образования в Новосибирской области в 2009 году, а также основные мероприятия, которые пройдут в рамках Года учителя» — пресс-конференция, посвящённая этой теме, прошла в обладминистрации. На вопросы журналистов ответил Владимир Иванов, руководитель департамента образования Новосибирской области.

Главный результат 2009 года, которого удалось добиться, — значительное обновление материальной базы отрасли, которое стало возможным за счет консолидации бюджетов разных уровней, в рамках реализации национального проекта «Образование» и комплексного проекта модернизации образования.

В минувшем году на капитальный ремонт образовательных учреждений было направлено более 800 миллионов рублей — для кризисного года это достижение немалое. Однако «ни за год, ни даже за десять лет невозможно восстановить то, что упускалось десятилетиями».

— У нас есть школьные здания, построенные в 20-е, 30-е годы прошлого века, — напоминает Владимир Иванов. — Для их капитального ремонта требуются крупные вложения. Что же касается внутреннего содержания, «начинки» — тут определенные результаты нам удалось получить.

В Новосибирской области построено пять новых школ — самое большое количество за последние несколько лет (до этого ежегодно сдавалось в эксплуатацию не более трех новых школьных зданий). В прошлом году были введены в строй школа № 21 на 360 мест в городе Болотное и школа на 504 места в городе Чулым. В районном поселке Коченево открылись новая школа на 450 мест и детский сад на 160 мест. В селе Биоза Северного района построена школа-интернат на 120 мест, а в городе Куйбышеве начала действовать школа-интернат для слабослышащих детей на 168 мест. Помимо этого сделаны пристройки еще к пяти образовательным учреждениям области.

В течение последних трех лет школы области получили 1358 комплектов современного учебного оборудования. В 91% учреждений частично или полностью заменена мебель. Только за 2009 год для школьных столовых приобретено технического оборудования на 36 миллионов рублей. При этом «речь идет не о ложках или кружках, а о холодильниках, плитах, посудомоечных агрегатах». Мебели в обеденные залы приобретено на 11 миллионов рублей. Организован подвоз десяти тысяч детей из отдаленных сел к базовым школам, а всего на школьных маршрутах задействовано 453 единицы автотранспорта — для этих целей в течение года приобретено 75 автобусов. На противопожарные мероприятия за последние три года направлено 383 миллиона рублей.

— Проблему автоматических сигнализаций мы практически сняли, — говорит Владимир Иванов. — Но пожарные уже напоминают, что оборудование вновь устарело, и нужно модернизировать систему. Разумеется, это сложно, но мы будем искать выход.

Одна из самых непростых задач — сделать работу школ более открытой для общественности.

— Общественная оценка деятельности учителя — очень важная составляющая, — подчеркивает руководитель департамента. — Вроде бы дело несложное — создать школьный совет, привлечь экспертов из числа родителей... Однако вопрос сложен с точки зрения понимания, осознания: «Я — учитель, профессионал! Почему кто-то из родителей должен оценивать мою работу?» Это серьезная проблема, но все-таки она решаема, и в 2010 году общественное управление будет развиваться. Что же касается оценки деятельности учащихся, сейчас мы рекомендуем школам создавать портфолио на каждого ученика, в котором будут собираться все его достижения — в том числе не учебные. Например, школьник — активный деятель трудового фронта, умеет организовать ребят, и это тоже результат развития. Нужно принимать во внимание не только успеваемость ребенка по школьным предметам. Важно, чтобы не складывался стереотип: раз ты «троечник» — значит, отстающий. Важно, чтобы учительство осознавало: ребенок — маленький человек, в котором нужно заметить таланты, способности. Увидеть, развить, поддержать. И достижения школьника в какой-то иной сфере не менее важны, чем достижения в учебной деятельности.

Вопрос сохранения здоровья детей был и остается одним из первостепенных. Сегодня почти в каждом районе города запущена экспериментальная программа мониторинга здоровья, а с января 2010 года она развернулась на все образовательные учреждения. Мониторинг — это не просто фиксация изменений в здоровье ребенка. Специалисты, выявляющие отклонения, попытаются понять и устранить причины заболеваний. Планируется изменить подходы к уроку физкультуры, сделать обязательными три часа в неделю, но, к сожалению, возникает проблема нехватки спортзалов. Поэтому занятия ученика физкультурой вне школы тоже могут и должны учитываться. В ближайшее время будут вводиться электронные паспорта здоровья учеников, и с этой целью в НГПУ разработана уникальная программа для создания электронного паспорта. Специальная подготовка учителей по использованию этой программы уже ведется.

Процесс информатизации также не стоит на месте: по уровню информатизации Новосибирская область вышла на одно из передовых мест. Это подтвердила видеоконференция с участием Александра Кондакова — главного редактора издательства «Просвещение», руководителя ряда образовательных проектов. В видеоконференции участвовали образовательные учреждения всего Сибирского округа, специалисты из многих городов России.

— Сегодня у нашего образования появились технические возможности проводить подобные мероприятия и работать со всеми нашими районами, — сообщает Владимир Иванов. — В 2009 году мы закончили создание информационно-методических центров во всех районах, кроме Тогучинского и Убинского. В 2010 году мы ставим задачу обеспечить школы таким техническим оборудованием, которое позволит говорить о дистанционном обучении. В том числе — детей с ограниченными возможностями здоровья. Задача вполне реальна: вооружить ноутбуками всех детей данной категории и создать школу дистанционного обучения. Или на базе уже существующей школы, или как отдельное учреждение.

Проведение в жизнь реформ осложняется тем фактом, что количество учителей продолжает уменьшаться: если три года тому назад насчитывалось 24 тысячи педагогов, сегодня их стало на две тысячи меньше. Среди тех, кто трудится в школах, всего 5% являются молодыми специалистами. Людей пенсионного возраста среди учителей — 16%, а если к ним добавить пожилых педагогов, цифра возрастет в разы. Представителям старшего поколения гораздо сложней перестраиваться, переходить на новые позиции, участвовать в экспериментах.

— Привлечь молодых специалистов в районные школы нам пока не удается, — говорит Владимир Иванов. — Общаясь с выпускниками НГПУ, я пришел к выводу, что на первое место они ставят даже не размер заработной платы. В маленькой деревне молодому человеку просто не с кем общаться, ведь даже в учительской среде его будут окружать большей частью пенсионеры. Среда общения очень важна, и этот фактор надо учитывать.

А в целом Год учителя — хороший повод поговорить о трудностях, о достижениях, позаботиться о престиже педагогической профессии.

— Нам предстоит серьезная работа в каждой школе, в каждом районе, — поясняет Владимир Иванов. — Мы обсудим, какое место занимает педагог в сегодняшнем мире. Тема, в рамках которой можно поговорить о самых разных проблемах — как учительских, так и по отношению к учительскому составу. Работать в школе должен тот, кто может, кто хочет, у кого это получается. А люди посторонние, равнодушные должны быть постепенно выведены из школ.


Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Яндекс.Дзен
Резонанс
Новости
Рыбак Антон Курдюмов похвастался трофейным уловом. Мужчине удалось поймать восьмикилограммового сазана.


13.05.2021 НАУКА
В прошлом году кровопийц в регионе было немного. Энтомолог, старший научный сотрудник лаборатории паталогии насекомых Института систематики и экологии животных СО РАН Юрий Юрченко рассказал VN.ru о предстоящем «комарином» сезоне.  
Количество бюджетных мест  в вузах Новосибирской области выросло почти на 8 сотен. В следующем учебном году оно составит 14 тысяч 847 мест. Об этом на встрече с журналистами 18 мая рассказал министр образования региона Сергей Федорчук.