Новосибирск 7.7 °C

Как дог милиции помог

09.02.2010 00:00:00
Как дог милиции помог
Из записок следователя.

Автор заметок, которые мы сегодня предлагаем вниманию наших читателей, отдал службе в правоохранительных органах Новосибирска 33 года. А до этого Иван Минеевич Жуков успел принять участие в войне с Японией, закончить офицерское училище контрразведки, затем послужить в погранотряде и в войсках.

В феврале далекого 54-го Жуков стал опером уголовного розыска Новосибирска. И за десять лет «вырос» до старшего следователя областного УВД и закончил службу в 1987 году в звании полковника милиции. Так что ему есть что вспомнить о своей напряженной, требующей полной отдачи ума и сил работе... Вот одна из историй, которая запомнилась ему.

Заканчивалось короткое сибирское лето. Возвратившись из командировки, захожу в кабинет шефа — начальника областного следственного аппарата УВД Алексея Шкурина. Накурено, дым коромыслом, хоть топор вешай. Докладываю о завершении следствия по делу. А сам неприязненно гляжу на его стол, на котором разместилась стопка следственных дел: уж не для меня ли подготовлен «сюрприз»? Так и вышло.

Начальник, проявив деликатность, не торопился меня «обрадовать». Начал издалека. Спросил о моем здоровье. Потом говорит мягко: «Вот тут случай какой. Виктор заболел. Подготовил ему десяток нераскрытых дел, а он вчера положил на стол бюллетень. Понимаешь, какое дело?»

А чего же тут не понять? Не каждый набросится на кучу нераскрытых дел. Пахать надо. Любому понятно. Зарплата у всех одинаковая. Ее выдают, хотя маловато, но аккуратно. Не спрашивают: вкалываешь ты или сидишь на больничном.

А Шкурин продолжает: «В городе прохиндей объявился. Нагло в жилье лезет. И все через форточки. Выгребает только деньги и ценности. Вчера звонили из областной управы. Хлюст обчистил квартиру власть имущего. Большой чиновник. Генерал велел срочно собрать группу сыщиков и отловить негодяя. Как смотришь, если тебя назначим старшим?»

Ответствую: «Приказ начальника — закон для подчиненных. На каждой казарме написано». Со своей стороны предложил включить в команду Валентина Беляева из областного уголовного розыска. Он все знает. Кроме того, рекомендовал определить в группу кинолога Геннадия и участкового Николая Ивановича. Потребуются еще два опера и десять милиционеров. В знак согласия шеф легонько придвинул ко мне стопку дел, чтобы не поднимать пыль. А составление приказа и все другие формальности взял на себя.

Мне был выделен отдельный кабинет. Положив на стол тощие «подарки», считай, одни обложки, приступил к работе. Информации мало. Свидетелей нет, подозреваемых тоже. Из вещественных доказательств только фрагменты следов пальцев из трех квартир. Использовать их для отождествления личности толку мало.

Наш противник — опытный вор. Это не подросток с улицы, как предполагали. Хотя для этой версии основания имелись. Известно, что не каждый пролезет в форточку. Для этого нужны определенные физические габариты. Просматривалась его опытность. Он выбирал жилища, расположенные на первом этаже, окна которых были обращены в сторону скверов, где тихо и малолюдно. Если кто увидит и возникнут вопросы, можно ответить банальностью. Хорошо было бы установить свидетелей, видевших его, размышлял я.

Ловкач не «нырял» куда попало, а заранее проводил разведку. Во всяком обворованном жилье он находил деньги и ценности. Кражи совершал днем. Форточки не выламывал. Да и к чему это? Многие владельцы жилищ оставляли их открытыми. Проветривали.

Утром в моем кабинете первая сходка сыщиков. Телефоны работают. Я в роли диспетчера и начальника штаба. На столе черновик плана, составлял с Валентином. Перечислены мероприятия, половина трафаретные. Эта бумага для начальства. Они любят опусы, где много написано, хотя невнимательно и не всегда их читают, а лишь бегло просматривают, удостаивая подписи.

Мои помощники — настоящие мужики, чья служба и «опасна, и трудна». Наиболее опытный из них — Валентин, мой постоянный спутник, живая картотека. Под стать ему тридцатилетний участковый Николай Иванович. На отведенной ему «земле» он — начальник милиции. Знает всех закононепослушных. Трудолюбив. Обладает большой физической силой, высок ростом. Раньше увлекался борьбой самбо. Однако на соревнованиях получил травму. С тех пор в клубе «Динамо» присутствует в качестве болельщика.

Кинолог Геннадий — молодой парень. Пришел к нам из погранотряда. Там он постоянно действовал с четвероногим другом. А теперь работает у нас с воспитанником Бураном. Этим трудягам у меня припасен самый ответственный участок. Они — мой авангард.

Знакомимся и беседуем. Обсуждаем план, выдвигаем версии. Решили начать с поквартирного обхода в домах, где совершены кражи. Нужно найти очевидцев. Не исключено, что мазурика видели жильцы. Теперь еще тепло, во дворах часто отдыхают пенсионеры.

Ребята ушли. В конце рабочего дня зашел Николай, а с ним пенсионерка. Оказалось, что она несколько дней назад видела во дворе подозрительного парня. С ее слов, зайдя в сквер около одиннадцати часов дня, она увидела молодого человека, пытавшегося забраться в квартиру соседей через форточку. Заметив ее, незнакомец свои действия прекратил, сказал, что его родственники ключи потеряли. И ушел.

Пенсионерка описала его приметы: небольшого роста, худощавый, лет 18—19, лицо полное, коричневое от загара, одет в джинсовую куртку и такие же брюки. По моему сигналу зашел Валентин с фотоальбомами, в которых полный набор физиономий пройдох. Пенсионерка, перелистав один из них, показала на фото Барсукова Семена, известного среди «братанов» как Семка Барсук, кличка Стрекозел. Пенсионерка сказала: сильно похож. Однако похож еще не значит, что это преступник. Но у нас уже появился подозреваемый, которого следует проверить.

За прошедшие сутки я очень устал, а моя «фатера» в 20 километрах от рабочего места. Так что ночевал я в «штабном» кабинете. Служба.

Утром следующего дня группа в сборе. Уже есть подозреваемый Стрекозел. В переводе с жаргона «братанов» это слово означает дружинник. А с кличкой вышло так. Весной, закончив отсидку, Семка устроился на работу. Его приняли в свои ряды рабочие-железнодорожники. С целью перевоспитания новичка стали посылать в рейды с дружинниками. Бывшие зэки узрели его с красной повязкой на улице и приклеили эту кличку. Но «хождение в народ» он использовал в своих целях: присматривал, где и что плохо лежит. Очень скоро «дружинник» бросил работу и повязку тоже. А кличка к нему приклеилась.

Его фото вручаю каждому участнику группы. Вносим изменения в маршруты патрулей с учетом оперативной обстановки. Ребята уходят, согласно заданию. До обеда информации, заслуживающей внимания, не было. В конце дня зашел Николай. Он рассказал, что во время рейда к нему подошел ранее судимый Степка, кличка Боксер. На ринге его никогда не видели, а в рукопашных схватках с собутыльниками замечался частенько. За это однажды судьи отправили его на отсидку. После освобождения парень взялся за ум, исправно работал на заводе, замечаний не имел.

Подойдя к участковому, которого сопровождал кинолог с собакой, Степка нерешительно остановился, с опаской взирая на четвероногого. Николай сказал: «Подходи смело, чего испугался? Без команды не обидит». Боксер подошел. Состоялась беседа.

— Дядя Коля, разговор между нами.

— Замётано.

— Стрекозел тут шастает. На «тройке» (третья колония) вместе на нарах валялись. Весной на улице увидел его с красной повязкой. Не поздоровался даже, будто не узнал. А на днях опять увидел его. Он говорит: «Нельзя ли тут квартиру «застеклить». Послал его куда подальше.

— Наслышаны. А где он обитается?

Степка назвал три адреса, но предупредил, что Барсук очень хитрый, часто меняет свои норы.

Не все бывшие зэки одинаковые. Многие не растеряли совесть в колониях. С ними всегда нужно беседовать. Могут оказать помощь. С учетом полученной информации мы выставили три засады. Однако отловить подозреваемого не удалось. Настал третий день поисков. Сыщики получили новые задания. В 11 часов дня Николай с кинологом, сопровождаемые Бураном, патрулировали на главном направлении. Неожиданно четвероногий следопыт с рычанием рванул в сторону дома. Прибавив скорость, служивые побежали следом. И увидели около окна неподвижно лежавшего человека. Оказалось, что он при падении ударился головой о стену, потерял сознание. Николай перевернул его на спину и опознал разыскиваемого. На стене дома виднелись следы обуви. Форточка оказалась открытой. А из той квартиры через окно на них внимательно смотрел здоровенный дог мраморного окраса ростом с жеребенка. Монстр стоял неподвижно, как привидение, опершись передними ногами на подоконник. При встрече с таким одними порванными штанами не отделаешься.

Николай вынес резюме: «Хапун лез через форточку, испугался дога, сорвался и ударился». Тем временем наш будущий оппонент очухался. Испугался еще больше, увидев перед собой двух милиционеров в форме и здоровенного пса, показывающего зубы.

К месту падения с высоты пройдохи Николай вызвал местного следователя. Когда тот прибыл, на этом же автомобиле привез задержанного в «штаб». И вот он передо мною. Упавшего осмотрели медики и пришли к выводу, что ничего серьезного в состоянии его здоровья нет. Можно беседовать.

Барсукову девятнадцать. Ростом не вышел, худощав. Лицо широкое, загорелое. Одет в затрапезное одеяние. Рассказывает о своих похождениях охотно. Заявил, что выдаст все похищенные ценности, большинство из которых хранится у дружков. О последнем неудачном трюке излагает весело, иронизируя. Как будто рассказывает байку: «В форточку забрался удачно и уже собирался «нырнуть». И тут увидел, как к окну крадется страшилище на четырех ногах. А как вылетел из форточки, со страху не помню. Почувствовал сильный удар в голову и «утух».

Опасное у тебя ремесло, говорю ему. В рубашке родился. Монстр запросто мог укоротить приключения и жизнь тоже.

У нас последняя посиделка. Обсуждаем результаты работы, допущенные недостатки и удачи. Благодарю всех за службу, операцию объявляю законченной. Со мною остаются два опера и Николай. Они нужны мне для осуществления обысков.

Барсуков был привлечен к судебной ответственности. Виновным себя признал по всем пунктам обвинения и выдал похищенное. Судьи отправили его для отсидки на этот раз надолго и в места отдаленные. Справедлива народная мудрость: «Сколько вор ни ворует, а тюрьмы не минует».


Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: