Новосибирск 0 °C

Я здоровым быть хочу – пусть меня научат

03.03.2010 00:00:00
Я здоровым быть хочу – пусть меня научат
Педагоги Новосибирска всё больше внимания уделяют здоровьесберегающим технологиям в образовании.

Домашнее задание для учеников старших классов — снять фильм о самих себе — возможно, многим покажется необычным. Но для учеников лицея № 9 Железнодорожного района это нормальный учебный процесс. И такая учеба ребятам нравится гораздо больше, нежели зубрежка параграфов из учебника или записывание скучного учебного материала под диктовку учителя.
Фильм, который снимали ребята, был посвящен пропаганде здорового образа жизни и назывался «Ты — то, что ты ешь». Подобные мероприятия регулярно проходят в лицее под эгидой «декады естественных наук».
Большинство эпизодов ленты получились карикатурными. Вот ребята в школьной столовой. На столах вместо еды — одни булки. А вот эти же ребята в спортзале — не могут забросить мяч в корзину и беспомощно болтаются на турнике, не в состоянии подтянуться. Создатели фильма дополнили его слайд-программой о самых толстых и самых худых людях планеты. Мораль урока, на котором были показаны эти «наглядные пособия», — «мы не хотим быть такими». Уже на следующий день герои фильма, запечатленные оператором за поеданием булок, в обеденный перерыв употребляли более здоровую пищу.
Генераторами подобных идей в лицее № 9 являются сами ученики, но «мозговой центр» в данном случае — учитель биологии Татьяна Серова. Педагогический стаж Татьяны Александровны — 17 лет. В последние годы она занимается изучением и разработкой здоровьесберегающих технологий в образовании.
— Здоровье детей становится все хуже и хуже. По данным медицинских исследований, 75 процентов старшеклассников имеют те или иные хронические заболевания, а иногда и целый букет болезней. Соответственно, учиться этим детям становится все труднее, — говорит Татьяна Серова. — Между тем, смысл труда учителя — получить отдачу от учеников, выпустить из школы людей, полностью готовых к взрослой жизни — к созданию семьи, к труду на благо общества, конкурентоспособных при поступлении в вузы. При этом главное, чтобы после окончания школы у них еще осталось здоровье на дальнейшую учебу, на построение карьеры, рождение детей.
Среди патологий, наиболее часто наблюдающихся у школьников, — нарушение зрения, артериальная и внутричерепная гипертензния, болезни опорно-двигательного аппарата.
— Учебные нагрузки сейчас очень высоки. Это — знак времени. Обществу нужны люди, обладающие большим количеством компетенций, основная из которых — умение учиться, — продолжает Татьяна Серова. — Ученикам приходится проделывать большой объем работы с электронными источниками информации, много читать. А подготовка к различным олимпиадам, сдача ЕГЭ, абитуриентская кампания — это еще и стрессы.
Как же сберечь здоровье школьников в учебном процессе? Важнейшими составляющими здоровьесбережения Татьяна Серова считает умение педагога упреждать и преодолевать конфликты, возникающие в ходе учебного процесса. Немалую роль играет и личное поведение учителя: «Входя в класс, нужно оставить за порогом свое плохое настроение, свои проблемы и свои симпатии и антипатии».
Она никогда не назначает контрольных работ на последний урок или на конец недели, так как на это время приходится пик утомления.
Большое значение в деле изучения и применения на практике здоровьесберегающих технологий Татьяна Серова придает научно-исследовательской деятельности учащихся. У лицея № 9 давние дружеские связи с Институтом систематики и экологии животных СО РАН.
— Оптимизм и жизнеутверждающая позиция учителя заражает и самих детей интересом к биологии, науке, раскрывающей тайны и законы жизни. Я думаю, что изменить мировоззрение ребенка, его отношение к привычным, но не совсем правильным, с точки зрения биологии, вещам невозможно одними нотациями и требованиями. Здесь нужно пробудить интерес к исследованию, — уверена Татьяна Александровна. — Помощь института в этом смысле неоценима. Общение с учеными, доступ к материальной базе буквально преображают детей. И у многих потом это увлечение становится профессией. В процессе учебы ребята представляют свои научные разработки, сделанные в институте, на различных научно-практических конференциях, олимпиадных соревнованиях по предмету. Ну а самое главное, школьники получают навыки самостоятельно находить и систематизировать информацию, делать выводы. Одним словом, то, что называется умением учиться.
Татьяна СероваСвою педагогическую задачу Татьяна Серова видит не только в том, чтобы обеспечить школьникам возможность сохранения здоровья в период обучения в школе, но и в том, чтобы сформировать у подростков навыки по здоровому образу жизни.
В последнее время здоровье входит в моду. Молодые люди начинают понимать, что быть больным и немощным в 17 лет — это просто стыдно. И нет ничего красивого в теле, отягощенном жировыми отложениями от сдобных булочек. Так же как нет ничего привлекательного в лице, преждевременно состаренном ночными бдениями перед телевизором и сигаретами с энерготоником.
— Испытать полноту физических, душевных и духовных переживаний, которые дарит нам жизнь, наиболее доступно здоровому человеку. Моя педагогическая задача — объяснить, что здоровье — важнейшее условие активной деятельности человека, приносящее ему фундаментальное благо — реальную жизнь, — убеждена Татьяна Серова.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: