Новосибирск 12.1 °C

Астана – Ташкент: шаги навстречу

20.03.2010 00:00:00
Астана – Ташкент: шаги навстречу
Лидеры Казахстана и Узбекистана делают важные шаги к укреплению добрососедских отношений.

Узбеки и казахи издревле считались братскими народами. «Подружишься с казахом — никогда не заблудишься», — говорят узбеки. «Брат родной» — называют казахи узбеков. В повседневном сознании обоих народов прочно сохранилась память о времени, когда узбеки и казахи были одним этносом, играющим доминирующую роль на степных просторах. Сегодня лидеры Казахстана и Узбекистана делают важные шаги навстречу, нацеленные на укрепление добрососедских отношений.
К состоявшемуся 16—17 марта визиту президента Казахстана Нурсултана Назарбаева в Узбекистан и его переговорам с Исламом Каримовым представители СМИ и международных экспертных сообществ проявили повышенный интерес. Этому есть объяснение: постсоветская история отношений двух крупнейших государств Центральной Азии перемежалась как позитивом, так и существенными осложнениями. Однако отношения между главами двух «станов» Центральной Азии всегда оставались доверительными и уважительными.
Если проанализировать историю становления обоих государств, то необходимо подчеркнуть, что они начали государственное строительство примерно в равных условиях. В первые годы независимости в экономиках республик становление рыночного механизма сопровождалось ослаблением хозяйственных и кооперационных связей, значительным спадом объемов производства и сокращением взаимного товарооборота. В дальнейшем, по мере экономического и политического становления, оба государства могли претендовать на лидерство в регионе, однако каждое со своих позиций.
Сильными сторонами Узбекистана изначально были такие факторы, как проживание в республике половины населения стран Центральной Азии, историческая память о доминировании в регионе. Нельзя сбрасывать со счетов и наличие значительной узбекской диаспоры в сопредельных с Узбекистаном странах. Кроме этого, сложилось так, что Узбекистан, «прикрыв» Казахстан с юга от сил терроризма, сам стал объектом нападения различных террористических организаций. Борьба с террористической угрозой потребовала мобилизации значительных ресурсов на нужды обороны и несколько замедлила реализацию экономических реформ.
Сильными сторонами Казахстана стали центральное геополитическое положение в регионе, успехи в проведении экономических и политических реформ, наличие значительных минеральных ресурсов.
Но на фоне серьезных проблем и угроз лидерами обоих государств неоднократно подчеркивалась особая близость взаимоотношений между странами и президентами. И в этот раз Н. Назарбаев направлялся для встречи со своим коллегой И. Каримовым с желанием не только обозначить, но и предложить компромиссные решения накопившихся в регионе проблем в различных областях. Подобный подход в очередной раз встретил понимание со стороны президента Узбекистана.
Сейчас можно предположить, что в условиях давления, оказываемого многочисленными современными вызовами, визит Н. Назарбаева в РУ является сигналом к реальному сближению интересов двух стран.
О тенденции сближения Казахстана и Узбекистана свидетельствует и тот факт, что И. Каримов поддержал инициативу Н. Назарбаева о проведении саммита ОБСЕ. Как подчеркнул казахский лидер: «...Наши народы имеют общие корни, нас связывает история братства, добрососедства. Мы благодарим руководство Узбекистана за поддержку нашего председательства в ОБСЕ и проведения саммита ОБСЕ в Астане».
Напомню, Казахстан, председательствующий в нынешнем году в Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, предложил провести в столице Казахстана Астане встречу глав 56 государств — членов ОБСЕ, которая не проводилась уже 11 лет. Последний раз саммит ОБСЕ собирался в прошлом веке — в 1999 году в Стамбуле. Однако две страны — Узбекистан и США — не давали на это окончательного согласия. И если судить по словам г-на Каримова, что успехи Казахстана они рассматривают как успехи Узбекистана и приветствуют его активную внешнюю политику и председательство в ОБСЕ, визит президента РК снял все возражения по этому вопросу.
Нурсултан Назарбаев в свою очередь поддержал подход Ташкента, выступающего против строительства Рогунской ГЭС в Таджикистане и Камбаратинской ГЭС-1 в Киргизии без предварительного проведения международной экспертизы этих проектов.
В принципе, встречи президентов двух стран на персональном уровне особенно важны сейчас для обоих государств, поскольку именно главы этих республик определяют политический курс, а принятие важных политических решений происходит на президентском уровне. На сегодняшний момент в политической сфере контакты между Казахстаном и Узбекистаном фактически являются опосредованными, посредниками выступают Россия в ОДКБ (ранее также и в ЕврАзЭС), Китай (в ШОС), Турция (в организации ТЮРКСОЙ), США (поддержка операции в Афганистане). В этой связи можно предположить, что на данном направлении в отношениях между РУ и РК произойдет если не прорыв, то заметное потепление.
В целом встреча двух президентов показала, что клубок проблем, накопившихся в Центральной Азии, хотя и не без труда, распутывается. Будем надеяться на то, что «...клубок будет катиться в правильном направлении и укажет им верный курс».

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: