Новосибирск 11.7 °C

Возвращение Слова

23.03.2010 00:00:00
Возвращение Слова
Филармония возрождает вымирающий жанр.

Традиция художественного чтения, характерная для России чуть ли не со времен пушкинского лицея, постепенно сходит на «нет». Выразительное чтение сейчас постепенно замещает риторика. И профессия «мастер художественного слова» постепенно переходит в разряд «вымирающих».
Сейчас трудно сказать, хорошо это или плохо. Но ясно, что процесс этот связан в первую очередь с сокращением часов литературы в школах. Школьникам уже не добавляют баллы за выразительность заученных ими стихов. «Хорошо хоть еще заучивают наизусть!» — говорят учителя. А между тем было время, когда «мастера художественного слова» пользовались большой популярностью. Их концерты собирали полные залы, на радио в огромном количестве записывались радиоспектакли, а в каждой школе в обязательном порядке проводились конкурсы чтецов. Теперь кое-где пытаются возродить эти конкурсы, только без особого успеха. На данный момент выразительное чтение, как образовательная и воспитательная задача, выведено из программы средней школы.
Впрочем, зародился этот жанр много раньше появления образовательной программы. А получил всеобщее признание с выходом на эстраду профессиональных чтецов — таких, как Александр Яковлевич Закушняк, который организовал в 1924 году знаменитые «вечера рассказа». А в 1937 году состоялся первый Всесоюзный конкурс профессиональных чтецов. В эти годы Владимир Яхонтов создает Театр одного актера. Всей стране становятся известны имена мастеров художественного чтения — В. Аксенова, Д. Орлова, Д. Журавлева, И. Шварца, Э. Каминки и др. С чтецкими программами периодически выступают такие разные театральные актеры, как В. Качалов, А. Остужев, И. Ильинский, А. Коонен, А. Кторов, Н. Мордвинов, В. Марецкая. Благодаря этим людям и возникли теоретические основы молодого искусства, сформировалась специфика чтецкого жанра. Чуть позже, когда конкурсы чтецов стали регулярными, с их помощью было выявлено немало талантливой молодежи.
Специалисты отмечают, что именно конкурсы чтецов обеспечили тот высочайший уровень дикторского искусства, который был у нас до 90-х годов прошлого века.
Профессия чтеца очень специфична: дело в том, что в отличие от актера чтец не может ограничиваться созданием образа одного героя. В идеале он обязан передать всю картину. А слушатель должен ярко видеть все то, что ему пытаются передать в своем рассказе автор и рассказчик. Наиболее выразительную характеристику жанра дал актер Владимир Яхонтов: «Искусство художественного слова построено на убеждении, что слово — зримо».
Музыкально-литературный отдел (иначе именуемый лекторием) — самое возрастное подразделение Новосибирской филармонии. По сути, с этого отдела и начиналась филармония в 1937 году. По словам Марины Монаховой, пресс-секретаря Новосибирской филармонии, шестидесятые—семидесятые годы стали кульминационными по интересу к жанру: тогда в отделе работали такие мастера художественного слова, как Рафаэль Клейнер (сейчас столичный житель и народный артист России). 20 лет отработал мастером художественного слова в филармоническом лектории Леонид Михайлович Кипнис, ныне директор Театра музыкальной комедии.
Все чтецы Новосибирской филармонии входят в штат музыкально-литературного отдела. Большей частью артисты лектория выступают на выезде — в школах, на открытых концертах чтецов. Концерты, кстати, устраиваются последние 3—4 года раз в сезон.
Сейчас в штате лектория работают заслуженный артист России Лев Маргулиc, Юлия Павлоцкая и Татьяна Захарова (последние заняты больше десяти лет). Впрочем, подрастает и новая смена: в этом сезоне в коллектив Новосибирской филармонии приняли выпускников театрального института: Пётра Сучкова, Яну Насонову, Эвелину Шумяцкую.
Сам Алексей Терехов (у которого, собственно, мы и побывали на концерте) работает в филармонии уже 15 лет. Говорит, что актером хотел быть всегда — сколько себя помнит. Окончил школу № 131 в 1991 году и поступил в Новосибирское театральное училище. С 1999 года является руководителем театральной студии Муниципального подросткового клуба «Север». В 1995 году с актерским дипломом пришел в филармонию и с тех пор в ее штате — в качестве мастера художественного слова. Сейчас в репертуаре Алексея около шестидесяти художественных произведений российской и зарубежной классики.
— Очень в моей работе помогают лекторы Нина Максимченко и Галина Остапец, — говорит Алексей. — Именно благодаря им формируются мои программы. Они подбирают произведения для чтения.
В среднем у Алексея около 20 концертов в месяц. Проводятся концерты по школам, библиотекам, техникумам.
— По диплому я — актер театра, — рассказывает Алексей. — И была, конечно, возможность уехать в другой город, войти в местную какую-нибудь труппу... но просто не захотел уезжать. Вот и остался здесь, в филармонии. Впрочем, не жалею. Конечно, в профессии чтеца есть свои плюсы и минусы. Но главный интерес для меня — это то, что в нашем деле не «спрячешься» ни за декорации, ни за партнера. Есть один я — и вопрос в том, смогу я «взять» зал или не смогу... Есть в этом какой-то азарт! Лучше, конечно, публика реагирует на юмористические произведения. А сам я больше всего люблю читать рассказы Чехова. Любимые — «Мститель» и «Скрипка Ротшильда».
Что касается интереса к жанру у публики, то интерес в школах большинство из чтецов вполне устраивает. Хотя на школьные концерты ходят в основном выпускники и старшеклассники. Есть еще мнение, что ходят они, большей частью, потому, что сами не читают. И еще: по словам Михаила Путинцева, директора музыкально-литературного отдела Новосибирской филармонии, очень большой спрос на такие концерты у самих школ. Ведь почти 80% того, что читают артисты лектория там, — это произведения школьной программы.
— Один полноценный концерт в сезон для такого города, как Новосибирск, — это мало, — считает Михаил Иванович. — Впрочем, и у театров были попытки делать мероприятия в таком формате. Правда, почему-то не прижились.
Что касается перспектив развития жанра, чтецы настроены оптимистично:
— Думаю, дело идет не к угасанию, а, наоборот, к возрождению жанра, — уверен мастер художественного слова Алексей Терехов. — Скоро людям надоест смотреть телевизор, и они придут в театр, к нам. Лично я в телевизоре давно уже ничего интересного для себя не вижу.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: