Новосибирск 11.6 °C

Незанимательная физика

25.03.2010 00:00:00
Незанимательная физика
Преподаватели высшей школы Новосибирска пытаются вернуть интерес школьников к точным наукам и отмечают: первокурсники нынче инфантильны.

В этом году распрощаются со школой после одиннадцатого класса, по информации заместителя начальника главного управления образования мэрии Натальи Копаевой, 6700 учеников (вместе с выпускниками вечерних). В прошлом году их было более девяти тысяч. Тенденция не радостная — идет уменьшение числа выпускников.
Вторая проблема — школьники все чаще выбирают предметы, так сказать, гуманитарной направленности. Есть свежие данные — большая часть выпускников (более пяти тысяч) предпочитает в качестве предмета по выбору на ЕГЭ — обществознание. На втором месте — физика и на третьем — информатика. К техническим дисциплинам, к освоению инженерных профессий интерес у выпускников-абитуриентов с каждым годом снижается, и этот год — не исключение.
Компенсируя недостатки школьного образования, многие вузы, в том числе с доминирующими техническими специальностями, вынуждены вводить выравнивающие курсы для физиков, химиков. Так, например, сделали в НГУ. Как рассказала проректор НГУ по дополнительному профессиональному образованию Вера Маркова, интереса к физике в школах вообще нет.
— Наша физматшкола каждые зимние каникулы проводит программу повышения квалификации для учителей школ, — говорит она. — Приезжают обычно около 100 человек из разных регионов Сибири. Нынче приехал всего один преподаватель физики, а вот математиков — побольше. Дело в том, что сейчас к физике нет интереса. И здесь нужно начинать с подготовки учителей. Находятся, конечно, энтузиасты-физики, которые приглашают школьников: посмотреть, как проходят опыты. Это ведь привлекает детей. Так работают физики не только у нас, но и в Алтайском крае.
Вера Дмитриевна считает, что эта проблема системная и над ней всем нужно работать, а иначе мы останемся без студентов естественно-научной направленности.
В СГУПСе и вовсе преподаватели сделали беспрецедентный шаг: собрали директоров школ Дзержинского, Заельцовского и Калининского районов вместе с учителями физики и предложили организовать центры дополнительной подготовки по физике. Проректор по учебной работе СГУПСа Павел Постников сказал, что уже действует семь таких точек: шесть площадок в школах и одна — в университете. В центрах занимаются более сотни ребят.
— Оплату педагогам тоже предоставляет наш университет, — пояснил Павел Постников. — Мы поняли, что если сегодня не затратим рубль, то завтра не найдем два. Кроме подготовительных ежегодных курсов для абитуриентов, мы с февраля организовали бесплатные дополнительные курсы по подготовке к ЕГЭ.
В целом преподаватели вузов отмечают не только слабый интерес к техническим специальностям, но и в целом низкий уровень подготовки абитуриентов. Ректор СибАГС Евгений Бойко отметил, что на фоне всех стремлений к инновациям катастрофически падает мотивация к обучению. И объясняет это социальной незрелостью шестнадцатилетних выпускников.
— В этом году мы по просьбе преподавателей провели эксперимент и взяли напрокат «глушилку» телефонов, — рассказывает Евгений Бойко. — В лекционной аудитории студенты вроде сидят и слушают. Включили этот аппарат, и первый курс весь заерзал: ни музыку в наушниках не послушать, ни эсэмэсками перекинуться. Получается, что они пришли на лекцию и просто создали эффект присутствия. А зачем они пришли вообще в вуз, раз знания им не нужны? Первокурсники стали социально незрелыми, инфантильными. Я об этом говорю с 1992 года и настаиваю, чтобы школу заканчивали в восемнадцать лет. По нашим образовательным стандартам мы фактически доучиваем детей после школы. Это абсолютно бестолковая трата времени. Кроме того, у нас увеличился поток людей, которые сразу после окончания вуза приходят к нам получать второе высшее. Это тоже говорит о социальной незрелости.
Что касается новых инновационных форм обучения в высшей школе, то эксперты предлагают их вводить постепенно, без революций. Вдруг незрелый студент не выдержит инновационной нагрузки? Проректор НГУ Вера Маркова говорит, одна из главных инноваций — переход на двухуровневую систему образования: бакалавр — магистр.
— Вторая инновация — это новые образовательные стандарты третьего поколения, и, если их посмотреть, то согласно им 50 процентов — это самостоятельная работа студентов, — сказала она. — А готовы ли наши студенты к самостоятельной работе? Это большой вопрос. Третья инновация — это непрерывность образования, и здесь модель может быть разная. У нас есть физматшкола, школа информатики и так далее. Следующая инновация — междисциплинарность образовательных программ. Скорее нужно говорить об инновационном образовании, чем об инновационных вузах. Что касается интеграции, то она должна быть тройственной: наука — образование — бизнес.
Хороший пример такой тройственности эффективно работает в СГУПСе.
— Связь учебы с практикой — это одно из главных, на наш взгляд, векторов в инновационном процессе, — сказал Павел Постников. — Создание интегрированных научно-образовательных центров — это и есть одна из позиций, на которой мы стараемся осуществлять нашу деятельность. Это ставится во главу угла нашего образовательного процесса. Наш университетский комплекс включает в себя головной университет и плюс четыре филиала-техникума, которые располагаются в Томске, Новосибирске, Новоалтайске и Белово. Комплекс организован в 2007 году, и при нем сегодня работают около 200 лабораторий различного рода, непосредственно привязанных к железнодорожной тематике. Поэтому железнодорожная отрасль проблем в подготовке кадров не знает.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: