Новосибирск 1.8 °C

«Удар» — лекарство не только от скуки

25.03.2010 00:00:00
«Удар» — лекарство не только от скуки
В театре «Старый дом» состоялся «спецпоказ» нашумевшего спектакля с приглашёнными экспертами и последующей дискуссией.

Трех месяцев регулярных вечерних показов хватило для того, чтобы российско-германский проект «Удар» превратился из спектакля-дискуссии в спектакль-необходимость. Творческий эксперимент «Старого дома» и Немецкого культурного центра им. Гете в Новосибирске получил благоприятные отзывы специалистов в области педагогики, психологии и социального воспитания молодежи. Российскую премьеру документальной драмы рекомендовали к просмотру школьникам и студентам как один из экспериментальных методов борьбы с асоциальным поведением молодежи. В новейшей истории театрального Новосибирска это произошло впервые.
Совместный российско-германский проект появился на свет в ноябре прошлого года. Постановкой спектакля «Удар» организаторы планировали не только поднять определенный проблемный пласт, привить на почве регионального репертуарного театра современную социальную европейскую драму, но и призвать зрителя к диалогу на актуальные темы. В данном случае речь шла о подростковой преступности, о жестокости в противовес равнодушию взрослых.
Все ужасы «Удара» произошли в 2002 году в немецком местечке Потцлов, где трое молодых людей пытали и зверски убили своего 16-летнего приятеля Маринуса. «Убийство в Потцлове» получило широкий общественный резонанс. Один из самых влиятельных режиссеров-документалистов Андрес Файель и драматург Гезине Шмидт в течение полугода опрашивали всех, кто что-либо знал об этой трагедии. Смонтировав в одном тексте отрывки из судебных протоколов, бесед, допросов юных убийц, их родителей, друзей, работников прокуратуры и потцловских жителей, драматурги весьма натуралистично показали как само преступление, так и жизнь, из которой оно выросло.
«Удар» являлся экспериментом во всех отношениях. Театр «Старый дом» впервые взялся за постановку современной немецкоязычной драмы «новой волны», работа над которой велась в необычной для нашей страны форме WORKSHOP (развивающий метод групповой работы с активными и самостоятельными участниками и неоднозначной проблемой в центре). Многочисленных персонажей пьесы исполняют по три актера в каждом составе, что в театральной практике применяется редко. В целом «Удар» — такое театральное действо, которое не вписывается в рамки русского психологического театра и, как все выходящее за рамки, бросает вызов зрительским стереотипам.
И вот состоялся еще один необычный показ российско-германского «Удара». Кроме обыкновенных зрителей, на спектакле и на последующем обсуждении присутствовали руководители отделов по работе с молодежью, представители отделов образования администраций районов города, завучи и педагоги учебных заведений. В дискуссии участвовали: Елена Кузина, начальник Организационно-методического центра развития молодежной политики отдела по делам молодежи, физической культуре и спорту администрации Ленинского района; Николай Козлов, начальник отдела молодежи, культуры и спорта Калининского района; Наталья Никулина, начальник отдела молодежи администрации Первомайского района; Ольга Михайлова, заместитель начальника отдела образования Заельцовского района, и другие их коллеги.
Чиновники, психологи, педагоги пришли к решению, что «Удар» не только можно, но даже нужно показывать представителям современной молодежи. Столь откровенный разговор на столь актуальную тему поможет младшему поколению разобраться в волнующих его проблемах.
Вот отзыв специалиста отдела воспитательной работы Главного управления образования мэрии Новосибирска Ирины Синельниковой:
— Возможность видеть, сочувствовать, сопереживать, волноваться, а после обсудить эти переживания с теми, кто только что тебя волновал — с актерами, игравшими на сцене, — невозможно заменить домыслами и рассуждениями со стороны. Смысл спектакля, объясненный режиссером, рассказ актера, почему он посчитал важным сделать акцент именно на этих словах или занять определенное место на сцене при определенных действиях, — все это может быть использовано педагогами не только, как принято, в уроках литературы, истории, обществоведения, но и в профориентационной работе. Первые показы «хроники одного происшествия» вызвали сильную зрительскую реакцию и доказали потребность в социальном театре... Трагическая пьеса, основанная на реальных событиях, дает возможность затронуть болезненные темы, актуальные, как оказалось, не только для российского общества. Это агрессия, социальное одиночество, стремление не выделяться, невнимание и непонимание потребностей детей, их незанятость в послешкольное время.
— «Удар» — психологический удар, культурный шок, который испытываешь от начала до конца спектакля. Минимализм в костюмах, минимализм в декорациях на фоне тонкой, потрясающе психологичной игры актеров. Спектакль, которого еще не было в Новосибирске. Спектакль — социальный репортаж и внутренние монологи актеров, обращенные к себе и к каждому сидящему в зале. Спектакль — дежавю, это уже было! Но это было передано без набившего оскомину натурализма и сцен жестокости! Я уверена, что блистательная, полная пронзительного реализма игра актеров, драматичная история, произошедшая в таком далеком, но узнаваемом нами германском местечке Потцлов, не оставят равнодушными тех, кто придет на этот спектакль, — отмечает Лариса Рубцова, преподаватель кафедры педагогики и психологии ИФМИЭО, НГПУ, ведущий психолог, заведующая отделением центра социально-психологической адаптации личности.
— Не ставлю вопрос: быть или нет данному проекту. Совершенно однозначно, что он есть, состоялся, — уверяет Надежда Аникеева, консультант аппарата заместителя губернатора Новосибирской области, ответственный секретарь комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав НСО. — Считаю полезным просмотр спектакля педагогами и психологами, работающими со старшеклассниками и студентами. Также возможен показ молодым людям, совершившим преступление. Страх наказания, используемый уголовно-исполнительной системой, не оправдывает себя. Просмотр спектакля для такой целевой аудитории мог бы стать одной из форм восстановительного правосудия, помогающей осознать ответственность перед потерпевшей стороной, родителями и обществом.
Одним из главных достоинств остросоциального «Удара» эксперты отметили его действенность. Как известно, любую попытку назидания подростки отталкивают, не терпя наставлений и поучений. В случае стародомовского «Удара» отторжения не предвидится. Урок, лечение или даже и психокоррекция будут проходить незаметно, подспудно — в театрально-игровой форме. Таково преимущество арт-терапии, эффективно избавляющей «пациентов» от внутри- и межличностных конфликтов, возрастных, экзистенциальных кризисов и кризисных состояний, постстрессовых и невротических расстройств, а также многих других отнюдь не театральных проблем. Именно этим и займется спектакль «Удар» театра «Старый дом» в ближайшее время. Что интересно: отныне приуроченный к году Учителя российско-германский проект будет функционировать не только на стационарной сцене, но и по просьбам педагогов со спектаклем начнут выезжать в школы, колледжи и вузы Новосибирска и области.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: