Новосибирск -4.5 °C

Будущее – за большими городами и малым бизнесом

08.04.2010 00:00:00
Будущее – за большими городами и малым бизнесом
Такую точку зрения можно было услышать от известного российского экономиста, научного руководителя Государственного университета — Высшей школы экономики, директора Экспертного института Евгения Ясина.

Не так давно Евгений Григорьевич провел видеоконференцию для СМИ из Новосибирска, Хабаровска и Перми. Там он озвучил свои прогнозы относительно посткризисной ситуации в мировой экономике.
А среди вопросов, которые задавались эксперту, нашлось немало, касавшихся будущего наших сибирских и дальневосточных территорий. Причем в своих ответах Евгений Ясин поднимал весьма интересные темы — такие даже, как перспективы строительства... российских дирижаблей. Он считает, что эти летающие гиганты позволили бы более эффективно перемещать грузы на территориях по нашу сторону Урала.
Мир после кризиса — гонка за лидерство
Рассказывая о сегодняшних проблемах, Евгений Ясин напомнил, что мировой кризис еще не закончился, и факторы, его породившие, продолжают действовать. А что касается последствий — здесь, судя по всему, в значительной степени изменится сама структура мировой экономики. Речь идет о двух очень важных процессах. Например, о подъеме таких развивающихся государств, как, скажем, Китай и Индия, с одной стороны. А с другой — переход ведущих развитых стран на «инновационную экономику».
Она, кстати говоря, не предполагает высоких темпов роста, характерных для прошлого индустриального периода. Именно поэтому такие темпы в США, например, составляют 3—4%, притом что у Китая это 10—13%. Глядя на такие данные, некоторые эксперты делают выводы о том, что господство в мировой экономике переходит от прежних лидеров к китайцам, индийцам и т. д. Но, по словам Евгения Ясина, позиция инновационного лидера все равно сохраняется за Соединенными Штатами, Западной Европой, Японией и другими развитыми государствами; и у них здесь бесспорное преимущество, а Китай и Индия являются только «догоняющими», несмотря на высокие темпы экономического роста.
На нашу экономику кризис, как известно, подействовал достаточно сильно. Но эти печальные результаты во многом связаны с тем, что у нас в докризисной экономике был определенный «перегрев». И, как объясняет Евгений Ясин, попытки опять вернуться к прежним высоким показателям, к этому «перегреву», ничего хорошего нам не дадут. Мы должны трезво понять, что дальнейшее наше развитие будет более сложным и нам придется задействовать другие «механизмы», помимо тех, которыми мы довольствовались ранее.
И это, в первую очередь, «импортозамещение», то есть производство на нашей территории многих товаров, которые мы сейчас ввозим (причем по уровню качества отечественная продукция должна быть конкурентоспособной). Второй момент — это инновационная экономика, и под этим Евгений Ясин подразумевает даже не самые высокие технологии и передовые отрасли. По его мнению, уже сейчас у нас во многих отраслях есть скрытые резервы, которые стоит использовать. Но в любом случае наше будущее будет трудным, поскольку мы пока не в состоянии конкурировать ни с развивающимся Китаем, ни с сегодняшними лидерами, которые теперь поставляют инновационную продукцию и услуги.
— Не нужно думать, что ответ на этот вызов лежит исключительно в плоскости поиска каких-то новых видов продукции, — еще раз подчеркнул экономист, — новых технологий, изобретений и так далее. Прежде всего, это вопрос человека, вопрос его образованности, культуры и это вопрос его свободы.
Не нужно бояться «пустых пространств»
Среди вопросов, заданных Евгению Ясину, был и относившийся к проблеме сохранения за Россией всех нынешних сибирских земель. Ведь по населенности их мы настолько значительно уступаем тому же Китаю, что среди россиян будущее наших территорий вызывает серьезные опасения.
Но Ясин не разделяет этих страхов и считает, что территория в некотором роде «подавляет» психологически наше население, особенно в восточной части страны. Поэтому многие и разделяют мнение, что, мол, нужно посвятить себя тому, чтоб эти пространства «наполнять», «удерживать» и т. д.
— У меня же такое впечатление, — пояснил известный экономист, — что на эту нашу территорию такого большого спроса нет. В особенности, если учитывать, что Россия — ядерная держава, у нее есть свои ресурсы, пускай они не такие, как казалось раньше. Считаю, что мы вступаем в инновационную эпоху, а она характеризуется таким интересным обстоятельством: главным фактором развития становится интеллект. Как раньше города тянулись к каким-то крупным заводам, как раньше по всей земле население распределялось по всем районам, где были удобные для обработки земли, так сейчас люди будут тянуться в большие города, потому что большой город обеспечивает наилучшую интеллектуальную среду...
Эта модель подразумевает существование агломераций с большой плотностью населения и высоким уровнем жизни. А вот между ними будут находиться почти ничем не заполненные пространства (такие, как, скажем, сегодняшние охотничьи угодья). И бояться этих «пустот» не стоит... Евгений Ясин привел пример Канады — там площадь страны составляет 10 миллионов квадратных километров — это на 7 миллионов меньше, чем у нас. Но вот численность канадцев достигает лишь около 30 миллионов человек, и население по этому поводу не паникует. Если какое-то сырье надо добывать в северной части страны, то это делается вахтовым методом.
...И пусть летают над Сибирью дирижабли
Наши хабаровские коллеги задали вопрос относительно экспорта сырья (прежде всего — энергоресурсов), чем так активно занимается сейчас Россия. Из ответа следует, что комплексовать по этому поводу не стоит. Ведь Австралия, например, будучи богатой природными ресурсами, получает от их экспорта 40% всех своих доходов. И нам было бы неплохо стать такой же вполне комфортной для жизни страной.
— Я считаю, что нужно восстанавливать мощь российской геологии, — отметил эксперт, — искать и организовывать добычу полезных ископаемых. То обстоятельство, что у наших соседей — Китая, Кореи, Японии — не хватает энергетических ресурсов, — это наше счастье. Мы будем поставлять туда топливо, руду — есть гигантские проекты, как производить энергию и по энергетическому мосту, через Сахалин, Хоккайдо поставлять в Японию. Я не знаю, получится или нет, но, в принципе, все это можно делать.
Хотя вместе с тем, по мнению Евгения Ясина, неправильно будет, если тот же Дальний Восток так и останется сырьевым придатком, без развития крупных интеллектуальных центров. Хорошим примером которых он считает наш Новосибирск. Именно такие города стоит выстраивать на дальневосточных землях, полагает экономист. Хотя выполнить такую задачу будет весьма тяжело.
Кроме всего прочего, нужно решать и вопросы пассажирских перевозок с Дальнего Востока в Москву и обратно. Здесь правительство, по словам Евгения Ясина, должно пойти на предоставление значительных субсидий при покупке авиабилетов на такие перелеты и на рейсы между самими дальневосточными городами.
— Я не знаю, как в части пассажирских самолетов, — сказал Евгений Ясин, — но мне известно, что академик Рыжов в течение многих лет добивается того, чтобы мы стали производить дирижабли. Потому что дирижабли для страны, где невозможно построить такое количество дорог, как в Европе или Америке, являются прекрасным средством для поставки грузов, если у вас есть удаленные поселения. Мы же все подсматриваем у других, а там, где есть наша специфика, мы с этим специально не работаем.
А я считаю, что, если бы мы заняли нишу на мировом рынке по производству и эксплуатации грузовых дирижаблей для грузовых перевозок именно на Дальнем Востоке и в Сибири, если бы продвинулись в создании пассажирской авиации для таких перевозок, то по-другому рассматривали бы вопросы дорожного строительства. Я глубоко убежден, что автотрасса, которая пройдет без всяких перерывов от Калининграда до Владивостока, важна по соображениям престижа больше, чем по соображениям здравого смысла. Главным образом, дорожное строительство должно развиваться внутри агломерации, создавая благоприятные условия для жизни людей, которые там концентрируются.
Не падайте духом, предприниматель...
Новосибирских журналистов интересовала и судьба малого бизнеса. Евгений Ясин напомнил, что в советские годы у нас всюду строились индустриальные гиганты, а потому не появилось того «подлеска» малых предприятий, откуда берут начало целые отрасли и где появляется много новых идей и изобретений. У нас все это делается в крупных государственных организациях, за казенный счет, а значит — без риска. Потому-то у нас так слаб инновационный бизнес, который всюду обычно начинается «снизу». Ясин напомнил самый хрестоматийный пример: первый персональный компьютер был некогда собран в обычном гараже, и вот с него и началась «кремниевая долина», а не с каких-то крутых государственных разработок! А наши предприниматели боятся затевать подобные начинания, инвестировать в них.
— Дело в том, что в целом в России судьба малого бизнеса довольно незавидная. Тот бизнес национальный, который был в XIX веке накануне отмены крепостного права, полностью концентрировался около помещичьей усадьбы. Это были так называемые посессионные мануфактуры, и, когда отменили крепостное право, первое, что погибло, — вот этот малый бизнес... И затем начиналось все с более крупных фабрик, на которые завозили оборудование из Европы. Советское время не добавило энергии и изобретательности людям, которые могли бы заниматься малым бизнесом, и сейчас они тоже находятся в таком положении. Каждый раз они должны высчитывать, сколько им надо получить, для того чтобы оплатить аренду, дать возможность заработать себе в карман, поставщикам, милиционерам и так далее и тому подобное.
Тем не менее, согласно исследованиям, на которые сослался Евгений Ясин, ситуация постепенно нормализуется, и его совет руководителям российских малых предприятий: не падать духом, ведь будущее все-таки за ними.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: