Новосибирск 11.3 °C

Сибирский характер – это ресурс России!

15.04.2010 00:00:00
Сибирский характер – это ресурс России!
«ВН» подробно рассказывал о визите премьер-министра в Новосибирск. Сегодня мы предлагаем нашим читателям фрагменты из выступления Владимира Путина на пленарном заседании межрегиональной партийной конференции «Единой России». Речь в них идёт не только о сегодняшнем дне Сибири, но и о её завтрашнем дне.

Сегодня Сибирский федеральный округ — это 12 субъектов Российской Федерации, это 30% нашей территории, где проживают около 20 млн человек. Здесь сосредоточен серьезный научный и образовательный потенциал, включая Сибирское отделение Российской академии наук. Работают компании, выпускающие конкурентоспособную продукцию: от современного энергетического оборудования до наноматериалов и автоматизированных систем управления.
Пару примеров приведу. В Красноярском крае, например, производится значительная часть наших космических аппаратов, в том числе спутники для глобальной навигационной системы ГЛОНАСС. Кстати, вчера я был в одном из учебных учреждений, посмотрел, как идет работа над приборами в этой сфере. И здесь в этой области много сделано. Другой пример: только один Иркутский авиационный завод обеспечивает порядка 15% российского экспорта вооружений. Только один завод! Уникальный случай. А Новосибирский завод им. Валерия Чкалова активно участвует в реализации ключевого проекта в гражданской авиации — создании самолета «СуперДжет-100».
Сибирь — это настоящая столица отечественной гидроэнергетики, угольной промышленности и цветной металлургии. На долю сибирских предприятий приходится 50% мирового производства палладия, 18% — никеля и 13% — платины. Недавно началось промышленное освоение нашей новой Восточно-Сибирской нефтегазовой провинции. Был реализован первый этап строительства трубопроводной системы до Тихого океана.
Наконец, в прошлом, 2009, году в Сибирском федеральном округе был получен рекордный урожай зерновых — 18,3 млн тонн. То есть мы вплотную подошли к производству одной тонны зерна на человека. По оценкам экспертов — еще в советское время такие экспертные оценки делались, — это позволяет полностью обеспечить регион хлебом и создает надежную базу для развития животноводства. Это и есть та самая продовольственная безопасность, о которой мы всегда говорим. Чтобы поддержать сельхозпредприятия, государство этой зимой закупило у сибиряков 720 тыс. тонн зерна. Я хочу обратить ваше внимание: это 40% всех государственных, правительственных интервенций на зерновом рынке. 40% этих федеральных средств ушло в Сибирь.
Конечно же, мы будем решать долгосрочные проблемы — развивать пoрты на Дальнем Востоке, строить элеваторы, совершенствовать тарифную политику, чтобы сибирский хлеб в полный голос заявил о себе и на российском, и на мировых рынках продовольствия.
Начиная с 2000 года, объем федеральной поддержки сибирских регионов составил порядка 1 трлн рублей. Размер бюджетных трансфертов вырос в 10 раз — с 20 до 200 млрд рублей в год. Ещё десятки миллиардов рублей были вложены в объекты инфраструктуры федерального значения. Региональная экономика, даже с учётом кризиса, выросла за десять лет на 50%. Доходы граждан увеличились более чем в два раза.
С другой стороны, прошлый год со всей наглядностью показал и существующие проблемы. Промышленность региона слабо диверсифицирована. А значит, такая экономика чрезмерно зависит от колебаний на сырьевых рынках. Из-за высоких транспортных издержек, неэффективных технологий местным предприятиям гораздо труднее адаптироваться к изменениям экономической конъюнктуры. Негибкий рынок труда не позволяет людям при необходимости найти новую достойную работу.
К сожалению, отставание Сибири и по жизненным стандартам, и по качеству экономики — реальность. И эту реальность, эти проблемы нужно преодолеть. Именно на такое динамичное развитие должна быть нацелена наша стратегия, о которой мы сегодня будем говорить.
Здесь уместно вспомнить слова императора Александра Третьего. Более ста лет назад он сказал: «Надеюсь, что обширный и богатый сибирский край, составляющий нераздельную часть России, будет в состоянии нераздельно с нею же воспользоваться одинаковыми правительственными учреждениями, благами просвещения и усилением промышленной деятельности на общую пользу во славу нашего Отечества». Эти слова абсолютно актуальны и сегодня.
У нас есть ради чего, а главное, ради кого работать. В 2000 году в Сибири родилось 198 тысяч детей, а в 2009 году — 274 тысячи. Рождаемость в Сибири, начиная с 2000 года, увеличилась практически на 40%... Это аплодисменты авторам этого результата. В 2009 году впервые за много лет в Сибирь переехало больше людей, чем покинуло её, то есть граждане начали сознательно выбирать этот край для жизни и профессиональной карьеры.
Нужно понимать, что только так, вслед за людьми, сюда придут настоящие инвестиции и современные технологии, будет создана база для устойчивого развития региона. И потому мы должны сделать всё, чтобы в Сибирь стремились квалифицированные специалисты из других регионов России, чтобы они создавали здесь семьи, растили детей, открывали своё дело и, конечно, строили свой дом.
Сейчас несколько слов о строительном секторе. За десять лет в Сибири было возведено 45,5 млн кв. метров жилья, а темпы его строительства выросли более чем в два раза. Хочу отметить, что и по темпам, и по объемам жилищного строительства значительное количество сибирских регионов превосходит советский период. В свое время за это, так же как и за большой хлеб, о котором я сказал, давали высокие ордена в Советском Союзе. Сейчас восприятие таких цифр у нас проходит гораздо более буднично.
Но и сейчас, к сожалению, реальность многих сибирских городов и поселков — это бараки и неблагоустроенное жилье. Доля ветхих и аварийных домов на треть превышает среднероссийские показатели. На треть! Доля ветхого жилья в России — 2,7%, в Сибири — 3,8%. Конечно, такая ситуация складывалась не одно десятилетие. Еще в советские времена средства, которые зарабатывала Сибирь, зарабатывали люди, которые здесь живут, активно вкладывались в развитие бывших советских республик, других регионов России, а потребности сибиряков финансировались по так называемому остаточному принципу. Но сегодня проблему аварийного жилья нужно закрыть. И как я уже неоднократно говорил, нужно вытащить людей из трущоб во что бы то ни стало.
Уже несколько лет мы реализуем программу Фонда развития жилищно-коммунального хозяйства. Цель ее как раз в этом и заключается — уничтожить эти трущобы, переселить людей в достойные жилища. В рамках этой программы новые квартиры уже получили около 30 тысяч сибиряков. Капитальный ремонт проведен в домах площадью 41 млн кв. метров, где проживают два миллиона человек. То есть каждый десятый житель Сибирского федерального округа почувствовал результаты этой программы. Причем, что касается капитального ремонта, то во многих городах уже производится капитальный ремонт на совершенно новой основе. По сути, люди получают новое жилище. В 2008—2009 годах финансирование программы Фонда реформирования ЖКХ в Сибирском федеральном округе составило 28,2 млрд рублей. И, как вы знаете, программы фонда мы будем продолжать.
И ещё один парадокс. Земли в Сибири достаточно, можно сказать, много, а вот индивидуальное и малоэтажное строительство развито явно недостаточно. Считаю, что малоэтажному строительству необходимо уделить особое внимание, максимально облегчить получение земли под индивидуальную застройку. А регионы и муниципалитеты призваны взять на себя обустройство таких участков необходимой инфраструктурой, если нужно, как я уже сказал, с нашей поддержкой.
И, конечно, не где-нибудь «за тридевять земель», а здесь, в Сибири, у людей должна быть возможность воспользоваться качественной медицинской помощью. Это очень важно вообще везде, в любой точке планеты и нашей страны, а в Сибири — особенно. Думаю, что вам понятно, почему это для Сибири важно. Потому что показатели продолжительности жизни здесь, во всяком случае во многих сибирских регионах, пока ниже общероссийских. И потому важны такие направления, как телемедицина, развитие санитарной авиации, создание разветвленной сети первичной врачебной помощи и крупных, опорных клиник межрегионального значения, в которых будут сосредоточены возможности высокотехнологичной медицины.
Что мы можем сделать для сибиряков в этом направлении? И что мы должны и сделаем в ближайшее время? В наших планах — совместно с регионами построить клинику нейрохирургии в Новосибирске (уже заложен фундамент и подведены все необходимые коммуникации), Центр сердечно-сосудистой хирургии в Красноярске, Центр травматологии и ортопедии в Барнауле. Необходимо завершить создание и оснащение новым оборудованием перинатальных центров в Кемерове, Красноярске, Томске и Чите. Добавлю, что Иркутский перинатальный центр уже введен в эксплуатацию. В общей сложности в строительство центров высокотехнологичной медицинской помощи в сибирских регионах будет вложено из федерального бюджета 10 млрд рублей.
Свой путь к построению современной экономики должны найти и другие регионы Сибири. К традиционным природным богатствам Сибири (углю, золоту, нефти, никелю и так далее) необходимо добавить новый капитал — инновационные производства, передовые технологии, устойчивую, надежную, современную инфраструктуру.
Об этом тоже несколько слов. Сегодня сибиряки часто не могут нормально, без пересадок добраться не только в европейскую часть страны, но даже в соседнюю область или район. От пробок и напряженного транзита страдает экология сибирских городов. Мы вчера тоже об этом говорили: из одной соседней области в другую часто приходится добираться через Москву. Для решения проблемы уже кое-что сделано, конечно. В Новосибирске завершено сооружение второй взлетно-посадочной полосы аэропорта Толмачево. Там практически все закончено, нужно наладить службы, чтобы они могли нормально функционировать. В Красноярске открыт автодорожный обход города. Такие же обходы строятся в Иркутске и Новосибирске. Здесь же, в Новосибирске, начато возведение третьего моста через Обь.
Кстати, все это делается, конечно, не за пять копеек, это все стоит огромных денег. Строительство, например, второй взлетно-посадочной полосы Толмачево велось с 2002 по 2009 год, вложено почти 3 млрд рублей из федерального бюджета. В июле, как я уже сказал, будет окончательный ввод. На строительство обхода Новосибирска в 2010 году выделяется 1,6 млрд рублей. Завершение ожидается в 2013 году. Обход Иркутска обойдется в 1,1 млрд рублей. В 2010 году должны закончить эту работу.
Но, учитывая масштаб задач, всего этого, конечно, явно недостаточно. Нам надо коренным образом изменить ситуацию, превратить транспорт из ахиллесовой пяты Сибири в сильную сторону этого региона.
Уже в этом году мы решим стратегическую задачу — обеспечим сквозное автомобильное движение от Москвы до Владивостока по безопасному нормальному маршруту. Это будет сделано впервые в истории нашей страны. Так же когда-то был построен «Транссиб» — железная дорога из европейской части до Дальнего Востока, так же мы с вами завершим строительство автомобильной дороги из европейской части до Владивостока.
Когда в нашей стране говорят о Сибири, почти всегда говорят о таком фундаментальном понятии, как сибирский характер. И когда говорят о сибирском характере, то имеется в виду не только мужество, умение преодолевать трудности, целеустремленность, умение в этих сложных условиях добиваться ярких позитивных результатов. Но говорят также о чувстве локтя, о порядочности, о честности сибиряков.
И мой личный жизненный опыт говорит о том, что все это так. Есть, конечно, всякие нюансы и проявления. Но в целом — это действительно так. Я не знаю, с чем это связано. Может быть, это связано с тем, что Сибирь осваивалась очень тяжело, сложно, условия здесь тяжелые. Всегда в этих условиях человек должен был полагаться на того, кто рядом. И всегда в этих условиях вырабатывались особые моральные качества и критерии людей. Это, конечно, передается из поколения в поколение.
И я просто абсолютно уверен, что с этим сибирским характером, используя этот огромный ресурс, на самом деле самый главный, один из самых главных ресурсов России, мы с вами достигнем всех целей, решим все задачи, которые перед собой сегодня поставили. (Полностью текст выступления Владимира Путина в Доме ученых СО РАН приводится на сайте government.ru).
На прошлой неделе премьер-министр Российской Федерации Владимир Путин работал в Новосибирске в течение двух дней.
В первый день своего визита он посетил наш Академгородок, провел совещание по вопросам модернизации высшего профессионального образования, посетил автосалон, участвующий в программе по утилизации старых автомобилей.
Второй день глава правительства РФ посвятил пленарному заседанию межрегиональной партийной конференции партии «Единая Россия», где обсуждалась стратегия социально-экономического развития Сибири до 2020 года. Также Владимир Путин ознакомился с аэропортовым комплексом «Толмачево» и ходом подготовки второй взлетно-посадочной полосы новосибирского аэропорта. Он посетил новое здание аэродромного командно-диспетчерского пункта, который в дальнейшем будет обслуживать вторую полосу аэропорта.
Два этих дня за работой премьер-министра внимательно следил фотокорреспондент «ВН» СЕРГЕЙ ПЕРМИН.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: