Где ты, заветный «остров стабильности»?

15.04.2010 00:00:00
Где ты, заветный «остров стабильности»?
Академик Эдуард Кругляков о новом научном открытии.

— Эдуард Павлович, не только научный мир говорит сейчас об открытии в Дубне очередного, 117-го элемента таблицы Менделеева. В чём его смысл?
— Это действительно выдающееся событие, которое уже принесло и ещё принесёт науке новое знание, что само по себе имеет огромное значение. Помните слова Маяковского: «Поэзия — та же добыча радия. В грамм добыча, в год труды»? Так вот, мы имеем уникальный опыт подтверждения этого тезиса: в течение нескольких месяцев американские коллеги нарабатывали микроскопическое количество берклия, которое затем было подвергнуто «бомбардировке» ионами кальция в лаборатории академика Юрия Оганесяна из Объединённого института ядерных исследований. И было получено шесть атомов нового элемента, которые просуществовали всего несколько секунд, но это уже дольше, чем было раньше при открытии предыдущих трансуранов. То есть физики-ядерщики приблизились к открытию некоего (есть такой термин) «острова стабильности». Если ранее открытые трансураны существовали миллисекунды, то теперь время их «жизни» увеличилось.
Существует гипотеза, согласно которой в перспективе возможно получение таких трансурановых элементов, распад которых будет происходить практически вечно. В природе их не существует, но наука допускает их «рукотворное» создание. А это может означать очень многое. Нередко только кажется, что новое открытие, приобретённое новое знание имеет исключительно научное значение. Это далеко не так: фундаментальная наука — это базис технологического развития вообще. Поэтому расширение «линейки» трансуранов когда-нибудь может в корне изменить или расширить спектр промышленных технологий. То есть не исключено, что наши потомки будут жить в ином мире, представить производства которого мы сейчас не в состоянии.
Интересно, что несколько лет назад, еще до открытия 117-го элемента, был получен 118-й элемент, с которым у физиков было много переживаний. Его открыли американские физики, однако японцы и немцы не смогли подтвердить открытия. После тщательного разбирательства оказалось, что научное сообщество было сознательно введено в заблуждение. Была совершена фальсификация. Человек, «открывший» 118-й элемент, после установления факта обмана был, если так можно выразиться, навсегда отлучён от мировой науки. Некоторое время спустя лаборатория академика Ю. Оганесяна все же открыла 118-й элемент, и это открытие было признано мировым сообществом. А буквально на днях его лаборатория заполнила ещё одну свободную клеточку в периодической таблице Менделеева. Штурм «острова стабильности» продолжается.
— Надо полагать, что Институт ядерной физики Сибирского отделения РАН в этой огромной работе состоит отнюдь не в роли стороннего наблюдателя?
— Наступление на тайны микромира ведется широким фронтом. Поиски новых элементов — лишь малая часть интересов мировой науки. Сегодня надежды физиков связаны с работой Большого адронного коллайдера (БАК) в ЦЕРНе (CERN — Европейская организация по ядерным исследованиям). Так вот, создание коллайдера в значительной мере опирается на работы Института ядерной физики. Именно здесь был реализован метод встречных пучков, в возможность практического осуществления которого мало кто из ученых верил. Здесь же, в ИЯФе, впервые был реализован метод электронного охлаждения пучков протонов. Сегодня оба эти метода используются в БАКе.
Хотел бы также напомнить, что ИЯФ выполнил довольно внушительный объем работ для Большого адронного коллайдера. Работы эти очень сложные, выполнявшиеся с высочайшими точностями. Остановлюсь лишь на одном примере. Для инжекции протонов в коллайдер (процесс «впрыскивания» пучка) потребовалось создать две магнитовакуумные системы длиной около 5,5 километра каждая. Для них были изготовлены вакуумные системы, большое количество электромагнитов, каждый длиной 6 метров и весом несколько тонн, а также серия магнитных линз. Все это оборудование общим весом 4000 тонн, изготовленное в ИЯФе, строго по графику отправлялось трейлерами в Женеву в течение нескольких лет. Ну, а когда все оно было доставлено к месту назначения, сборку производили наши сотрудники. Так вот, когда инжекционные системы были смонтированы, в первом же импульсе инжекции пучок протонов был проведен сквозь всю длину системы без единой коррекции. На сотрудников ЦЕРНа это произвело впечатление. Это только одна система. А ведь были и другие...
— И последний на сегодня вопрос: Эдуард Павлович, не кажется ли вам, что мир учёных становится всё менее доступным для понимания большинства людей, следовательно, всё более закрытым, обособленным? Не провоцирует ли эта ситуация возрождение тезиса «страшно далеки они (учёные) от народа»?
— Я бы вопрос поставил по-другому: как долго мы будем в нашей стране продолжать уничтожать одну из лучших, входящих в мировую тройку систему образования? Вы посмотрите, что делается: из 175 студентов, зачисленных в прошлом году на физфак НГУ, на первой же сессии 60 человек не сдали экзамен по физике. То есть в средней школе они не получили элементарных знаний по точным наукам и все же с помощью ЕГЭ поступают в вузы.
Если так будет продолжаться, то о каком инновационном развитии экономики страны можно говорить? Надо прямо сказать, весьма значительная часть нынешнего молодого поколения, благодаря двадцатилетнему реформированию образования, всё больше погружается в элементарное невежество.
Одна из возможностей уменьшить разрыв между наукой и обществом — издание научно-популярной литературы. В России это дело пришло в упадок. Здесь, в Сибирском отделении, мы начали издавать такие книги. Издали 14, но вот уже более года не издаем ничего. Не потому, что никто не пишет, — у нас лежат готовые рукописи. Но какие-то ретивые контролеры сочли, что мы не имеем права это делать. Любое хорошее дело бюрократия способна задушить.
Вот мы только что стали свидетелями хороших разговоров о будущем Сибири в Академгородке во время посещения его премьером Владимиром Путиным. Огромные средства начинают вкладываться в систему высшего образования, становление исследовательской базы учебных центров. Но если это будет делаться без ума, без совета с академической наукой, ничего хорошего не получится.
Очень хорошо, что сейчас вспомнили об уникальном опыте сотрудничества исследовательских институтов СО РАН и НГУ и вновь поминали правоту академика Лаврентьева. Хотел бы надеяться, что руководство страны осознает важнейшую роль обычной школы, где закладываются основы знаний, роль специализированных школ типа ФМШ для подготовки талантливых ребят. Михаил Алексеевич прекрасно это понимал. На заре Сибирского отделения он поддержал поиск талантов через организацию школьных олимпиад, энергично поддержал идею создания ФМШ, которой скоро исполнится пятьдесят лет.
Если руководство страны действительно настроено на модернизацию экономики на основе новых технологий, оно должно осознать, что в образовании нет вещей второстепенных. Оно нуждается в постоянном внимании в целом.