Новосибирск 13.4 °C

На сцене — театр военных действий

24.04.2010 00:00:00
На сцене — театр военных действий
Зрители «Старого дома» увидят балладу, посвящённую 65-летию Великой Победы.

23 апреля состоялся премьерный показ музыкально-драматической композиции «Рядовые» по мотивам пьесы белорусского драматурга Алексея Дударева. На сцене «Старого дома» развернулся настоящий театр военных действий, а кроме того — была показана жизнь фронтовых бригад актёров. В 40-е годы несколько таких бригад было создано и в новосибирском театре.
Спектакль необычен уже тем, что в качестве режиссера-постановщика выступает актер Сергей Дроздов, а в качестве художественного руководителя проекта — режиссер Анна Зиновьева.
Пик популярности драматурга Алексея Дударева приходился на конец 70-х — начало 80-х годов прошлого столетия. В осмыслении войны белорусский мастер шел дорогой Василя Быкова: исследовал природу подвига, психологию героизма, раскрывал драматизм военных событий, прослеживал изломы человеческих судеб в условиях жестокого времени. Невероятным успехом пользовался снятый по его сценарию фильм «Белые росы», а пьесы упорно били рекорды советской театральной статистики. Спектакли «Рядовые», «Вечер» и «Порог» шли одновременно на сценах ста советских театров.
Пьеса «Рядовые» была написана к юбилейной дате — к 40-летию Победы. Министерство культуры поручило популярному молодому драматургу переосмыслить Великую Отечественную с точки зрения психологической достоверности и написать пьесу о войне так, чтобы в ней не было ни идеологических лозунгов, ни абстрактных захватчиков. Дударев написал «Рядовых» с молниеносной быстротой, а мнение критиков оказалось единодушным: пьеса получилась неординарная, с живыми, яркими характерами. «Рядовые» успешно пошли по советской стране, а автор старательно отмечал на карте города, которые завоевали его герои. Как выяснилось позднее, дударевским «Рядовым» удалось покорить 101 город.
Сегодня пьесы Дударева переживают второе рождение — они востребованы на всем постсоветском пространстве и театральных площадках Европы.
«По своей наивности в 80-е я думал, что пройдет лет 20—30 — и «Рядовые» устареют, и театры перестанут к ней обращаться, — говорит Алексей Дударев, — но, видно, эта пьеса без возраста. Наверняка память о войне и страх перед ней будут долго передаваться от поколения к поколению через наши гены».
О чем рассказывает эта история, воздействующая на зрителя не только через разум и чувства, но через генетическую память? Действие разворачивается незадолго до Победы в развалинах Берлина. В центре происходящего — судьбы людей, их печали и надежды. Призванный в последние дни войны молодой первогодок Одуванчик по-детски страдает оттого, что на его долю не выпадет воинской славы. Его старший товарищ Дервоед не в состоянии справиться с душевной болью — на его глазах погибли жена и сын. В противоположность им выходит «пес войны» — нервный, ожесточенный Буштец, которого забрали в военкомат прямо с собственной свадьбы. И все они задаются одним и тем же вопросом: что делать, когда война закончится?
Дать возможность юному поколению осмыслить историю подвига — это решение было для театра принципиальным. Вот почему постановщиком «Рядовых» стал молодой актер Сергей Дроздов, за плечами которого — интересные роли в различных театрах страны и педагогическая работа в театральных студиях. Баллада о войне «Рядовые» — режиссерский дебют Сергея Дроздова на профессиональной сцене Новосибирска. В художественный диалог с памятью вступают его сверстники Виктория Кротких, Максим Гуралевич, Яна Балутина, Ксения Хорошилова, Виталий Саянок, а также признанные мастера сцены — народная артистка России Халида Иванова, Вячеслав Митянин, Василий Байтенгер, Александр Сидоров, Евгений Новиков и другие.
Музыкально-драматическая композиция исторически достоверна и максимально мобильна — в расчете на гастроли по городу и области, на благотворительные показы для ветеранов. Одна из центральных составляющих стародомовских «Рядовых» — тема фронтового театра, фронтовой бригады. Это привнесение в текст пьесы вызвано желанием вспомнить не только подвиги солдат, но мужество военных артистов. Тех, кто оставил родные подмостки и отправился в армию и на флот.
Всего в годы войны в стране работало около четырех тысяч фронтовых бригад. В них выступали 42 тысячи актеров, причем многие бывали на фронтах по 300 раз. Не стал исключением и коллектив «Старого дома». Часть труппы отправилась на фронт добровольцами или по призыву, а те, кто остались в городе, активно трудились в составе фронтовых бригад. Артисты путешествовали пешком, ночевали, где придется. Играли в развалившихся домах, в банях и даже на улице. Зрители приходили на спектакли прямо с боя и «не отпускали» своих артистов до утра. А измученные тяжелыми условиями и болезнями артисты продолжали дарить им тепло и радость до самой Победы.
— Мне тогда было 20 лет. Наша фронтовая бригада состояла из семи-восьми человек. Задача была — взбодрить бойцов, поднять их дух, — рассказывает очевидец событий, фронтовая актриса, ветеран театра «Старый дом» Елена Павловна Золотова. — Играли для тех, кто пришел с фронта, и для солдат, которые скоро должны уйти на фронт. Запомнились их глаза: они смотрели, улыбались, а в глазах стояли слезы. Мы держались. Нам при них плакать было нельзя... От этих выступлений осталось двойственное ощущение. С одной стороны, мы доставляли им радость. С другой стороны, все были измучены до предела. Новых программ не готовили — не до того было. Играли спектакли, давали концертные программы. Спектакли шли больше часа. Иногда по четыре выступления в день до самой поздней ночи. Солдаты кричали: «Еще! Еще!» — не хотели нас отпускать.
Военная баллада «Рядовые» — это не только добрый подарок для ветеранов, но также место встречи сразу нескольких поколений, объединенных памятью.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: