Новосибирск -1.8 °C

Есть ли приёмы от виртуального лома

04.05.2010 00:00:00
Есть ли приёмы   от виртуального   лома
Насколько неприкосновенна частная жизнь россиян?

Тему беседы, которая проходила в пресс-зале «Встречи на Вертковской», подсказала сама жизнь. В тех или иных ситуациях все мы доверяем наши персональные данные посторонним людям. Когда, например, оформляем услуги мобильной связи, берём кредит в банке, записываем ребёнка в школу... Наконец, огромная часть граждан является активными пользователями сети Интернет. Где гарантия, что наши личные данные не будут использованы против нас — без нашего ведома и отнюдь не в наших интересах? Сведения о личной жизни, утекающие сквозь пальцы и попадающие в руки третьих лиц — это, увы, реальность.

С января 2011 года граждане России будут жить по новым правилам. Именно в это время вступит в силу Закон № 152 «О персональных данных», который должен гарантировать защиту личной жизни и семейной тайны. Небольшой «ликбез» на тему, что этот закон собой представляет, провела Галина Загоренко, руководитель управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Новосибирской области:

— Персональные данные — это та информация, которая позволяет узнать, кто вы, где живете, чем занимаетесь. Словом, все то, что может вас идентифицировать. Деятельность каждого оператора, занимающегося обработкой персональных данных, регламентируется законом, а наша служба уполномочена вести реестр операторов и защищать права пользователей. Закон «О персональных данных» вызывает много споров. Его исполнение передвинуто на 1 января 2011 года — срок, когда период уговоров закончится и начнутся действия, вплоть до применения Уголовного кодекса.

— Закон уже практически полностью вступил в силу, — добавляет Роман Маращук, начальник отдела по защите прав субъектов персональных данных управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Новосибирской области. — Уже второй год наша служба проводит плановые проверки. Так, на 2010 год запланировано около сорока проверок, а в прошлом году было проведено десять, причем в девяти случаях нам удалось выявить нарушения. Прежде всего, под наблюдением находится банковская сфера, туристические организации, страховщики. Мы выяснили, что некоторые операторы требуют избыточную информацию: например, сплошь и рядом граждан просят снять копию с паспорта, представить биометрические, персональные данные, а это необходимо только в определенных случаях. Потенциальные заемщики, обращаясь в банк, представляют сведения о родственниках, о судимости. Между тем информация о судимости может обрабатываться только муниципальными или федеральными органами. И только в тех случаях, которые конкретно установлены законом, ее могут собирать коммерческие организации.

Желая оформить кредит в банке и поскорей получить деньги, мы безоговорочно отвечаем на все вопросы, не подозревая, что далеко не всегда обязаны это делать. Где, кому, в каких именно случаях мы можем предоставлять данные о себе, не опасаясь за последствия?

Галина Загоренко считает, что из-за нестыковки законов навести порядок очень сложно. В Госдуме до сих пор идут бурные споры о том, что следует считать персональными данными.

— На наш взгляд, закон «О персональных данных» должен быть переработан, — говорит она. — Закон должен быть четким, жестко регламентированным. Если у вас возникают вопросы, если вы считаете, что, допустим, сегодня банк взял у вас излишнюю информацию, вы можете обратиться к нам как к уполномоченному органу с заявлением. И мы будем эту организацию проверять. Если операторы связи приносят гражданам извещения в открытом виде, а управляющие компании кидают счета в почтовые ящики, раздают направо и налево, через старших по дому — это незаконно. Точно так же незаконно вывешивать фамилии должников на подъездах, на обозрение всему дому. Любая информация, где содержится ваш счет, ваш адрес, показания счетчиков и т. д., должна либо наговариваться через автоответчик, либо отправляться в конвертах в закрытом виде. Любой, даже тот, кто не особо желает узнать ваши данные, может взять счет и посмотреть, сколько у вас было телефонных разговоров, как вы пользовались Интернетом. А потом мы удивляемся: почему увеличились кражи домашнего имущества, особенно в летний период? По лицевым счетам можно определить многое, но, видимо, операторы считают себя настолько бедными, что отказываются от конвертов, как от дорогого удовольствия.

Какие меры могут быть применены к управляющей компании, чтобы подобные действия не повторялись? Штраф, сумма которого составляет от пяти до десяти тысяч рублей — для крупной компании это деньги «смешные». Гораздо более серьезное наказание — передача сведений о недостатках, обнаруженных в работе, прокуратуре и возбуждение уголовного дела.

Существует острая проблема, связанная с использованием сети Интернет. Сегодня виртуальное пространство пестрит объявлениями, предлагающими приобрести на черном рынке диски с персональными данными.

— В основном эти базы данных исходят от государственных органов, от налоговой службы, ГИБДД, — отмечает Роман Маращук. — Баз данных сотового оператора или какого-то банка вы не найдете, а если даже найдете, то очень старые базы.

— Операторы связи «Ростелеком», «Сибирьтелеком» начали следить за своим имиджем, — поясняет ситуацию Галина Загоренко. — Их базы данных размещаются на сервере, взломать который невозможно. Любой несанкционированный вход в эту систему грозит сотруднику, по меньшей мере, увольнением. Наверное, не все госорганы в состоянии профинансировать оборудование, сделать защиту. Но мы призываем (пока только призываем!) до 1 января провести организационно-штатные мероприятия. Нечего греха таить, сотрудники бывают разные: иногда люди не понимают, насколько это необходимо — защитить информацию, а иногда просто не хотят понимать.

Исполнительность операторов, работающих с персональными данными, по мнению Галины Загоренко, оставляет желать лучшего. По предварительным данным службы, более семи тысяч операторов, работающих на территории Новосибирской области, должны подать уведомление и быть внесенными в реестр. Но на сегодняшний день получено чуть более 1 600 уведомлений. Много это или мало? Судите сами. Всего одна седьмая часть операторов уведомили о себе и навели порядок в документации, хотя до 1 января осталось чуть более полугода.

— Мы ведем разъяснительную работу, пытаемся доносить информацию через СМИ, но скоро уговоры закончатся, и методы реагирования будут разные, — обещает Галина Загоренко. — Если по прошествии тридцати дней после получения письма оператор не представит уведомление, мы будем составлять протокол об административном правонарушении — о непредставлении официальному органу данных о себе.

Призывы активно работать с электронными базами данных, открывать в Интернете личные кабинеты звучат постоянно. Однако можно привести массу примеров, когда эти кабинеты взламывались, когда посторонние лица скачивали информацию.

— Предоставление электронных услуг — всё это только-только начинается, — говорит Роман Маращук. — Сегодня, например, уже можно получить загранпаспорт, отправив заявку на сайт. Я думаю, службы, которые поддерживают эти базы данных, обеспечат безопасность на должном уровне. Единственный совет: находясь в Интернете, не стоит направо и налево раздавать информацию о себе. Можно вспомнить нашумевший случай в Удмуртии, когда судебные приставы использовали фотографию девушки из Интернета...

В особенности следует быть осторожным, обращаясь к социальным сетям. Ведь то, как воспользуются вашими фотографиями, вашими личными данными третьи лица, совершенно непонятно. Примеров того, насколько запущена ситуация, можно приводить много. А можно озадачиться банальным, но конкретным бытовым вопросом: нужно или нет оставлять паспортные данные в супермаркете при получении дисконтной карты?

— По идее, магазины эти данные запрашивать не должны, — считает Галина Загоренко. — Я пыталась выяснить, для чего, получая дисконтную карту, нужно указывать прописку, день рождения и т. д.? Ведь речь идет о покупке товара. А мне отвечали, что «у нас такое требование». Просьбы показать основание требования ни к чему не привели. Интересно, что однажды в кафе я все-таки выдала информацию о себе, но при этом написала: «Мои персональные данные не передавать никому и не распространять». Через некоторое время получаю звонок. Мне задают вопросы, и я понимаю, что мои данные каким-то образом стали известны. Я спрашиваю: «Откуда вы взяли сведения обо мне?» — «Нам дали». — «Кто вам дал?» Положили трубку... О чем это говорит? О некомпетентности, о неисполнительности. О стремлении заманить покупателя во что бы то ни стало. Это можно отнести и к незнанию закона, а можно воспринимать как результат безнаказанности.

— Я хотел бы напомнить, — продолжает Роман Маращук, — что закон направлен на защиту неприкосновенности частной жизни. Что кроме административной и уголовной ответственности, есть еще такое понятие, как имидж. Ведь мы проверяем очень известные организации — крупные банки, управляющие компании, операторов связи — и распространяем информацию о выявленных нарушениях. Например, публикуем на нашем сайте.

Поскольку ситуация до сих пор не решена, а хочется жить в цивилизованном мире, возникает вопрос: что же еще можно сделать, чтобы заставить людей соблюдать закон? Проблема в том, что Россия самой последней из всех страна мира приняла закон «О персональных данных». Американцы уже двадцать лет живут по этому закону, и у них наработан большой опыт. К примеру, такого понятия, как плановая проверка, за границей вообще не существует: все проверки проводится по обращениям граждан, по конкретным фактам. У нас в России пока все происходит с точностью до наоборот. За прошлый год от граждан Новосибирской области поступило всего четыре обращения, а значит, вникать в проблему никто особо не стремится.

— Наше население не только не информировано, оно боится, — считает Галина Загоренко. — Вдруг не тот счет принесут? Вдруг не выдадут распечатку? До тех пор, пока мы не переломим сознание, изменений к лучшему не произойдет. С УВД, ФСБ, прокуратурой мы находимся в полном взаимопонимании, и можете быть уверены, мы внимательно рассмотрим любую жалобу, в каком бы виде она к нам ни поступила. По жалобам граждан будем проводить проверки. Это наши решительные действия, и в будущем они ужесточатся.

P. S. Обращения принимаются по адресу: Советская, 33. Прием ведется по вторникам и четвергам, с 9.00 до 17.00, по предварительной записи. Телефон приемной — 227-14-41 (он же — телефон горячей линии).


Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: