Новосибирск 1.7 °C

«Пошли, камрад!»

07.05.2010 00:00:00
«Пошли, камрад!»
Фронтовик Дмитрий Свечников всю жизнь помнит о том, как раненый немец спас ему жизнь.

Этот материал принесла в редакцию давняя читательница нашей газеты Елена Дмитриевна Свечникова. В преддверии празднования 65-й годовщины Великой Победы она записала воспоминания своего отца-фронтовика и передала их корреспонденту «ВН».

Несмотря на то, что история Великой Отечественной, казалось бы, изучена и записана, рассказы каждого из участников тех событий о том, что происходило с ними, — бесценные исторические документы, открывающие все новые подробности, пожалуй, самых трагических как для нашей страны, так и для всего мира дней. Поэтому мы публикуем без изменений оказавшееся в наших руках очередное свидетельство истории.

Дмитрий Семенович Свечников — участник Великой Отечественной войны, инвалид по ранению, ветеран Новосибирского завода химконцентратов. На фронт призван Каргатским райвоенкоматом в ноябре 1943 года. Прошел по военным дорогам Белоруссии, Прибалтики, Польши. Его трижды ранило, награжден медалью «За отвагу», орденом Славы III степени, медалью «За победу над Германией», медалью «За освобождение Белоруссии», орденом «Знак Почета» и другими наградами.

— На фронт я пошел молодым парнем в 18 лет. Нас с другом Иваном Тереховым из Каргата направили в Красноярск, где мы три месяца провели на ученьях. Жили в землянках, нары в три этажа. Потом направили на 3-й Прибалтийский фронт, в противотанковый истребительный взвод. Дали нам с Иваном одно на двоих противотанковое ружье Дегтярева весом 16 килограммов, по автомату и отправили пехотой по дорогам Белоруссии, Латвии, Литвы, Польши.

В районе города Шауляя наш отряд попал под обстрел. Друга моего Ивана и еще двоих товарищей тяжело ранило. Я пополз в ближайшую деревню. К радости, увидел там партизан. Нашел их командира и попросил забрать раненых солдат. Партизаны положили раненых в дома местных жителей. Надо сказать, что жители, приютившие раненых, сильно рисковали, так как немцы периодически возвращались в деревню. Ночью партизаны приходили и кормили моих товарищей. Только на третий день партизанам удалось вывезти их на дорогу, по которой шли наши войска. Однако никто не хотел брать раненых. Тогда партизаны перегородили дорогу и заставили забрать наших товарищей. Друг мой Иван остался живой, но ногу из-за гангрены потерял.

Запомнился первый тяжелый бой — в июне 1944-го. Операция «Багратион». В районе станции Бешенковичи под круглосуточным обстрелом немецкой артиллерии нам нужно было форсировать реку Западная Двина. Берег, занятый немцами, был высокий, а наш — пологий. Расстреливали они нас беспощадно. И опять, благодаря помощи партизан, которые обеспечили нас плавучими средствами (десятки лодок и плотов), мы форсировали реку Западная Двина, с боями освободили станцию Бешенковичи и другие населенные пункты. Потом освобождали город Полоцк.

 А 2 ноября 1944 при освобождении Латвии старший лейтенант Шмаков, наш новосибирец с Чкаловского завода, дал мне задание переплыть реку с телефонным кабелем и закрепить его на противоположном берегу. Сделать это нужно было тихо и незаметно.

Холод жуткий был. Раздели меня догола, дали кабель телефонный, веревку, автомат. И я поплыл. Задание выполнил. Пока ждал, когда наши переплывут незаметно реку, вступят в бой и найдут меня, окоченел. Но, слава Богу, нашли, одели в тулуп, оттерли, влили в меня стакан водки — отогрелся. Правда, потом всю шею и ноги чирьи покрыли. Но главное — живой!

Ожесточенные бои были за освобождение города Шауляй в Латвии. Три раза город переходил от нас к немцам и снова к нам. Мы потеряли тысячи солдат в этих боях.

Запомнилась дата 25 декабря 1944 года. Тяжелейшие бои. Освобождали последние города Латвии у Балтийского моря, город Лиепая. Я воевал я в роте прорыва.

Кроме фашистов, в боях против нас воевали власовцы. Бились они отчаянно, потому что уходить им было некуда — с моря наш флот и с материка мы наступаем.

Пять часов утра. После двух часов артиллерийской подготовки, затем шквального обстрела фашистов нашими «катюшами» мы бросились в атаку. И для нас прямо у фронтовой траншеи стоял и играл военный марш духовой оркестр, заряжая нас смелостью и отвагой в сражениях за Родину!

Это был мой последний бой.

А ранение я получил в окружении немцев. Как прошила меня автоматная очередь, попрощался со всеми: матерью, бабушкой, дедом. Очнулся в лесу, никого кругом.

Только — о, кошмар! — меня тормошит немец раненый, так же как и я . Он перевязал меня, потом попросил перевязать его. Я, еле живой, с трудом перевязал его, он взял мой и свой автоматы и говорит: «Пошли, камрад».

И мы пошли потихоньку. А через два часа на нас выкатили четыре танка. Я в телогрейке без погон, лицо в крови — не узнать, что красноармеец. Выскакивают из танка, кричат: «Хайль!» Я кричу: «Свои! Раненый я. А немец — тоже раненый, идет сдаваться, меня поддерживает!» Нас отпустили. Показали, куда идти, и мы пошли.

Дошли до наших. Они опять на нас с автоматами. Разобрались. Меня — в госпиталь. Немца забрали. На другой день в госпиталь ко мне пришли корреспонденты, расспрашивали, как встреча с немцем произошла. А я все думаю, почему он меня не добил, а спас? Живой ли он сейчас? Помню этот эпизод всю жизнь.

В канун 65-летия Победы хочу передать сердечные поздравления всем фронтовикам нашего города со всенародным праздником  — Днем Победы. Пожелать здоровья, благополучия и мира!

 

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: