Новосибирск 7.7 °C

Детство и юность отдали войне...

13.05.2010 00:00:00
Детство и юность отдали войне...
Участницы Великой Отечественной и труженицы тыла о пережитом.

...То лето обещало быть таким же солнечным и теплым, как и предыдущее. Горожане жили привычной жизнью. Кто-то планировал отпуск к морю, у других на носу — выпускные и вступительные экзамены, пионерлагеря, у третьих — летние танцплощадки и цветущие сады-огороды... И все было перечеркнуто в один миг июньским утром 1941 года. Великая Отечественная война сделала вдовами и сиротами многих женщин и детей нашего города. Но они сумели преодолеть свалившиеся на них трудности и беды: шаг за шагом приближали победу, как на фронте, так и в тылу. Война, как оказалось, тоже женская работа.

О пережитом в те жестокие военные годы, о подвигах наших сибирячек вспоминали в канун Дня Победы на третьем съезде женщин — участниц Великой Отечественной войны и тружениц тыла. Вот несколько их историй...

Александра Егоровна Драгун всю войну трудилась в тылу. Её она встретила в Казахстане, в Усть-Каменогорске. Это потом, в пятидесятых годах, она приехала в Новосибирск и стала директором Дома культуры железнодорожников на станции Инская, а когда началась Великая Отечественная, ей не было еще и семнадцати, за плечами только школа...

— К таким же, как и я, школьницам обратились представители военно-ветеринарной службы, и мы записались на курсы медицинских сестер-инструкторов по борьбе с бруцеллезом, — рассказывает она. — Я была первой, которая согласилась пройти эти двухмесячные курсы. Последовали моему примеру и остальные — набралось нас четырнадцать человек. После обучения распределили, и мне достался большой Большенарымский горный район. Пробирались к скоту по узким ущельям и даже на вертолетах, брали и исследовали кровь у животных. Особенно было тяжело зимой. Все это мы делали для того, чтобы продукция, которая отправлялась на фронт, была совершенно чистой и здоровой. Солдат должен получать качественные продукты. Вот так шесть месяцев я с горы на гору и прыгала. После вернулась в Усть-Каменогорск, получила грамоту за свои труды, а дальше начались другие дни... Каждую осень работала в колхозе на уборке урожая, потом мы встречали эвакуированные заводы, готовили для них площадки, копали траншеи. Особенно трудно было раскорчевывать пни. Моя мама работала прачкой в военном госпитале и всё стирала вручную. От такого труда она заболела, и мне пришлось ее заменить. Я тоже немало простояла у чанов, где парилось солдатское белье. После войны восстанавливали народное хозяйство...

Лидия Васильевна Фатеева сейчас председатель Новосибирской благотворительной общественной организации «Общество инвалидов-ветеранов». В этом году ей исполнится 83 года. А вот детство у нее закончилось рано. Войну она встретила в 13 лет...

— В военные годы страшно было для меня всё: голод, холод и неимоверно тяжелая работа, — вспоминает она. — Я работала и в колхозе, и на заводе. У меня на войне было два брата на Дальнем Востоке — рядовые солдаты. Письма на фронт им писали с мамой, сообщали, что живем хорошо, что все у нас прекрасно. А между тем думали только о том, как бы выжить в эти тяжелые дни, ну и, конечно же, о Победе. Другого смысла жизни в то время не было. Сны мои были недетскими — снились сражения, которых я не видела, солдаты и их подвиги, и мы — дети — тоже вроде бы подвиги эти совершаем... А утром встаешь в пять часов и идешь работать в колхоз. Трудилась я в Маслянинском районе. Когда мне сказали, что война закончилась, и эта победа наша тоже, я была рядом с мамой. От тяжелой работы в январе 1945 ее парализовало.

Женские руки были нужны не только в тылу, но и на фронте. Медсестры и врачи спасали сотни тысяч бойцов. Среди них — военврач и удивительная женщина Вера Васильевна Клепикова, о которой уже рассказывала наша газета. Она прошла всю войну и сейчас продолжает оставаться красивой, подтянутой и активной. Накануне 65-летия Победы она издала свою книгу «Память — наше оружие». На фронте оказалась после Новосибирского медицинского института, было ей тогда 22 года. Демобилизовалась она в 1946-м. Считала и считает, что, как бы ни было тяжело, настоящая женщина всегда помнит, что она женщина. Вере Васильевне идет уже 92-й год, у нее всегда аккуратная прическа, маникюр и легкий макияж.

— Представьте себе, о красоте и на фронте тоже думали, — рассказывает она. — Мы ухаживали, следили за собой по возможности. Хотя бывали месяцы, когда мы даже не раздевались, отправляясь спать. Особенно тяжело переживали бомбежки, а нас сильно бомбили немцы на Украине. Спасала вера в Победу и письма из дома. А те, которые я писала, сохранила для меня мама. Если награду получала, то политработники писали маме, мол, у вашей дочери награда, и мы хотим, чтобы и вы в тылу так же хорошо работали, как служит ваша дочь.

Любовь на фронте тоже была. Как же без нее? Со своим мужем Вера Васильевна как раз на войне и познакомилась.

А сколько разрушила семей война! Потеряла своего мужа и Зоя Федоровна Булгакова, заслуженная артистка РСФСР, почетный житель Новосибирска. Она рассказала, что похоронную получила в 1942 году.

— Тут я очень загрустила и решила поехать вместе с фронтовой бригадой артистов, более-менее свободных от репертуара, и даже приготовила очень хорошее стихотворение, — говорит она. — Но по дороге простудилась, попала в больницу и не поехала. В то время я находилась в Анжеро-Судженске, куда был временно перемещен наш Театр юного зрителя: в Новосибирск приехал Ленинградский ТЮЗ и занял наше помещение. А госпитали были и здесь, и в Новосибирске, так что мои стихи пригодились... Ходили по палатам, я читала «Письмо, вложенное в посылку» — о девочке Наташе, которая в годы войны потеряла маму... И раненые в госпиталях просили: «Вы пришлите ту артистку, которая читает о том, что мамы нет». В Анжеро-Судженске театр был через дорогу от госпиталя, так что у актеров было две площадки. В конце войны вернулись Новосибирск, и госпитали, которые находились в школах, помаленечку стали освобождаться. Но тем не менее два года они еще были, и мы продолжали их посещать и читать стихи.

Когда началась война, актрисе было за двадцать, а сейчас за 90 лет, но молодость в ее глазах не угасла. Говорит, это потому, что душа у нее так и осталась юная — она всю жизнь играла детей.

 

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: