Новосибирск 14.3 °C

Легенды Сибирского Колизея

15.05.2010 00:00:00
Легенды Сибирского Колизея
12 мая праздничным гала-концертом «Приветствую тебя, Сибирский Колизей» завершилась масштабная концертно-фестивальная программа, приуроченная к 65-летнему юбилею НГАТОиБ.

В этот вечер в зале присутствовали ветераны театра, те, кто посвятил свою жизнь служению искусству. На сцене в едином действе по оригинальному замыслу режиссера гала-концерта Алексея Степанюка чередовались оперные и балетные номера из лучших репертуарных спектаклей театра. Сюрпризом для зрителей стало исполнение отрывка из оперы «Иван Сусанин» — спектакля, которым 12 мая 1945 года открылся Новосибирский театр оперы и балета.

Напомним, что в дни праздничных торжеств в театре прошли Третий Сибирский фестиваль балета, концерт и торжественное собрание, посвященные 65-летию Победы в Великой Отечественной войне, благотворительный концерт «К Вам, павшие». Кроме того, в фойе театра открылась экспозиция уникальных документов и фотографий, рассказывающих об истории Сибирского Колизея.

Сегодня НГАТОиБ — это не только символ Новосибирска, театр славится размахом и уровнем творческой жизни, профессиональным талантливым коллективом, широкой российской и международной известностью.

Услышать историю Новосибирского театра оперы и балета из первых уст дорогого стоит. Ветераны театра — его легенды, люди, которые своим творчеством создавали биографию Сибирского Колизея.

Любовь с первого взгляда

Лидия Ивановна Крупенина, народная артистка СССР, солистка балета с 1947 по 1980 годы, в настоящее время репетитор балета НГАТОиБ.

— Я приехала в Новосибирск через два года после открытия театра и полюбила его на всю жизнь, — вспоминает Лидия Ивановна. — Невозможно передать словами, тот восторг, который я испытала, увидев огромную сцену и познакомившись с прекрасным коллективом театра. Меня, совсем юную девчонку, встретили радушно и приняли в большую театральную семью.

В те послевоенные годы творческая жизнь в театре била ключом. Постановкой спектаклей занимались гениальные советские балетмейстеры: Григорович, Вайнонен. Репертуар был огромный, состоял из шедевров оперной и балетной классики. Я на работу ходила с трепетом, как в храм искусства.

Сейчас я репетитор балета, воспитываю будущих звезд Сибирского Колизея. Молодежь у нас талантливая, амбициозная. Я очень волнуюсь, когда они на сцене, ведь в них частичка меня.

Мечта — парить над сценой

Нина Ивановна Фуралева, заслуженная артистка России, солистка балета с 1955 по 1983 годы, в настоящее время репетитор балета НГАТОиБ.

—Я пришла в балетную труппу театра в 1955 году, сразу после окончания Московского хореографического училища, — вспоминает Нина Ивановна. — Это было время расцвета театра. Труппа состояла в основном из молодежи, поэтому жилось нам весело и дружно. Театр действительно был нашим домом.

Одно из самых ярких впечатлений у меня осталось от первой гастрольной поездки в Китай, где мы выступали три месяца. Вообще наше поколение никогда не заостряло внимание на чем-то материальном, мы мечтали лишь о том, чтобы как можно больше танцевать.

Еще будучи солисткой балетной труппы, я начала преподавать в Новосибирском хореографическом училище. На сегодняшний день мой педагогический стаж — 38 лет. Сейчас я работаю в театре репетитором балета, растим с Лидией Ивановной молодые кадры. Мне бы очень хотелось, чтобы ребята, при всей нашей современной суетной жизни, не утратили мечту вдохновенно парить над сценой, служить великому искусству, нести радость зрителям.

Ученики — наша надежда

Зинаида Захаровна Диденко, народная артистка России, солистка оперы с 1965 по 1988 годы, завкафедрой сольного пения НГК.

— Новосибирский театр оперы и балета по праву считается кузницей кадров для российских театров, — говорит Зинаида Захаровна. — В нашем театре работали великолепные дирижеры и режиссеры. Солисты оперной и балетной труппы неоднократно участвовали в постановках Большого и Мариинского театров. Мы — ветераны — гордимся тем, что наш Сибирский Колизей за 65 лет своего существования сумел преодолеть все трудности и получил статус третьего театра России.

Мне приятно осознавать, что люди, посвятившие жизнь искусству, продолжают жить в своих учениках. Конечно, мы в силу своего солидного возраста уже ни петь, ни танцевать не можем, но наши ученики, выпускники Новосибирской консерватории, хореографического училища, достойно продолжают начатое нами дело, и это дело в надежных руках.

Я живу около театра на улице Депутатской, 38 и каждый вечер наблюдаю из окна своей квартиры, сколько зрителей пришло на спектакль. Радуюсь, когда у театра спрашивают лишний билетик. Это значит, что искусство, которому мы служим, необходимо людям, как глоток свежего воздуха.

Дарить людям радость

Владимир Николаевич Урбанович, народный артист России, солист оперы с 1965 по 2005 годы, профессор кафедры сольного пения НГК.

— Я сейчас вспоминаю 25-летие театра, — говорит Владимир Николаевич. — Нам, молодому пополнению, тогда доверили участвовать в праздничном концерте. Как быстро летит время. Сорок лет прошло, а в памяти все сохранилось так ясно, будто это было только вчера.

Старшие коллеги по творческому цеху относились к молодежи требовательно, но очень внимательно. Нас растили, опекали — это театральная традиция. Большая часть нашей жизни проходила в театре: уроки, репетиции, спектакли — бесконечный круговорот, который воспринимался нами восторженно.

Судьба распорядилась так, что главной ролью моей сценической жизни стал Евгений Онегин. Я участвовал в трех постановках спектакля, пел партию Онегина 30 лет. За годы работы в театре я исполнил более 60 партий, включая детские спектакли.

Когда я вспоминаю о друзьях, коллегах, мне на память приходят слова: «...рукой обнаженною солнце достать и подарить его людям». Именно так, своей неистовой любовью к профессии, они дарили людям радость.

Оркестр виртуозов

Эдуард Владимирович Фугенфиров, концертмейстер группы контрабасов, артист оркестра с 1952 по 1996 годы, ветеран Великой Отечественной войны.

— Театр всегда был для меня родным домом, — вспоминает Эдуард Владимирович. — Дело в том, что первым директором театрального оркестра был мой отец, в оркестре играли мой дядя и моя жена.

В те годы оркестр не только сопровождал оперные и балетные спектакли, но и давал симфонические концерты. Когда в 1955 году театр первый раз приехал на гастроли в Москву, мы работали в Большом театре и в... парке Горького.

А сколько мы сыграли шефских спектаклей — не сосчитать. Оркестр был великолепный, в нем играли лучшие музыканты СССР. Нашему валторнисту, например, предлагали без конкурсных прослушиваний перейти на работу в Ленинградскую филармонию — он отказался.

Ни дня без театра

Полина Абрамовна Янушевская, зрительница с 1946 года.

— Я приехала в Новосибирск в августе 1945 года, чуть позже, чем открылся театр, — вспоминает Полина Абрамовна. — Но, начиная со второго театрального сезона, я неизменно посещаю спектакли Новосибирского театра оперы и балета, храню все театральные программки. Моя первая программка датирована: 1946 год, балет «Корсар».

По профессии я педагог, в школе, помимо основных предметов, вела школьный театр. Я приобщала своих учеников к посещению оперного театра, но прежде чем привести ребят на какой-либо спектакль, я подробно рассказывала им о постановке. До сих пор мои бывшие ученики встречают меня в театральном фойе, и я очень горжусь тем, что они по-прежнему обожают театр.


Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: