Новосибирск 0.6 °C

Жизнь в Зазеркалье

18.05.2010 00:00:00
Жизнь в Зазеркалье
Погружаясь в виртуальный мир, дети порой теряют связь с реальностью.

Кладезь возможностей, источник угроз...

Известно, что современный Интернет — это не только кладезь самых разных возможностей, но и реальный источник угроз. Поэтому необходимо сделать его максимально безопасным для подрастающего поколения. И эта цель осуществима, если государство, представители бизнеса, правоохранительных органов, общественности объединят свои усилия, а родители осознают свою роль в защите детей.

Все эти вопросы обсуждались на «круглом столе», посвященном обеспечению безопасности в Интернете, защите детей от вредоносной информации. В его работе приняли участие представители компаний «Билайн», «Майкрософт», «Софтлайн», Лаборатории Касперского, контролирующих и надзорных органов, здравоохранения.

Как отметил директор Новосибирского филиала ОАО «ВымпелКом» Хамид Нургалеев, безопасный Интернет предполагает не только технологическую, финансовую, интеллектуальную и культурологическую, но и моральную, психологическую безопасность. Как же добиться ее? По мнению абонентов, ни один провайдер (оператор) сегодня в полной мере не обеспечивает безопасность Сети. Решение проблемы большинство пользователей видят в фильтрации контента (содержания) и защите от вирусов. Помочь в этом могут специальные программы, например, билайновские «Антивирус» и «Родительский контроль».

Необходимость в защитных мерах вполне обоснованна. Региональный представитель ЗАО «Лаборатория Касперского» Инна Педченко сказала, что если за 1992— 2007 годы было обнаружено около 2 миллионов вредоносных программ, то в одном 2009 году — уже 33,9 миллиона. Поэтому-то, как только ребенок начинает осваивать компьютер, ему надо передавать знания о безопасности пользования Интернетом.

Подростковые риски

Эту тему продолжили сотрудники областного Центра информационных технологий. Заместитель директора Сергей Емельянов сообщил, что уже третий год доступ школ к Интернету в области и городе осуществляется через фильтрацию ЦИТ, что в какой-то мере обеспечивает защиту от информационных угроз. Кроме того, создано около 1,5 тысячи образовательных сайтов, пользование которыми полезно для учащихся.

Его коллега Эдуард Сапрыкин назвал наиболее перспективными обучающие курсы с элементами игры — очень популярные у школьников. Специалисты ЦИТ призвали провайдеров также уделять внимание фильтрации, закрывать нежелательные сайты. Тогда дети до них просто не доберутся! И, как результат, не попадут под опасное влияние. Ведь, как подсказал начальник отдела Россвязьнадзора по НСО Николай Макаренко, через Интернет на детей пытаются влиять активисты тоталитарных сект, других деструктивных сообществ. И от этого их надо уберечь.

Как заметила главный детский психиатр Новосибирской области Валентина Макашова, современные дети проводят в Интернете очень много времени. И это постепенно влияет на некоторых из них: нарушается гармоничное развитие личности, ослабевают коммуникативные связи. Вместо того, чтобы играть во дворе, заниматься спортом, общаться со сверстниками, они «вязнут» во Всемирной паутине. Со временем их начинает устраивать суррогатная модель общения. Но это может привести к замкнутости, нарушению адаптации в детском коллективе. Такие активные пользователи нередко вообще перестают разговаривать с родителями. И если те пытаются отвлечь их от компьютера, юные фанаты Интернета впадают в ярость, начинают грубить, а то и бросаются с кулаками на своих близких.

Иногда, с головой уйдя в виртуальный мир, дети перестают посещать школу, есть, следить за своим внешним видом.

Специалист пояснила, чем вызвана интернет-зависимость и последующее изменение личности. Дело в том, что у часто находящегося в «паутине» человека меняется сознание: он воспринимает информацию схематично, блоками, ориентируясь на яркие образы. При этом ослабевает способность к созерцанию, фантазированию, творческому осмыслению действительности. Даже — к сопереживанию и жалости. Бывает, что компьютерные «ужастики» настолько искажают сознание подростка, что, выходя в реал, он сам делает что-то подобное.

Участница «круглого стола», ведущая и автор программы «Прецедент» Светлана Воронкова напомнила о случае двухлетней давности: поиграв в Интернете, 14-летний подросток с товарищем на улице забили до смерти сверстника. Они действовали по только что увиденному в Сети сценарию... Конечно, далеко не все воспитанные «паутиной» дети идут на преступление. Но то, что зависимые, ущербные личности легко впитывают негативную информацию и берут в пример не лучшие образцы «героев», это факт. Ведь в Интернете все на грани фола, все через край — поэтому впечатляет, запоминается.

Если такого зависимого от «паутины» ребенка на время отлучить от компьютера, он начинает скучать, тосковать — без Интернета ему явно не хватает эмоциональной стимуляции. А с ней, как известно, иногда и до беды недалеко.

Поэтому, считает Валентина Макашова, родителям не стоит пускать на самотек времяпрепровождение детей. В том числе и в компьютерной зоне. Как заметила врач, длительное проведение досуга в Интернете для детей и молодежи до 21 года вообще неприемлемо. В 7—14 лет у компьютера можно сидеть без вреда для здоровья 20 минут в день (под контролем взрослых), старше 14 лет — 30—40 минут. Но обычно родители не придерживаются этих временных рамок и не обращают внимания на то, что их чада чуть не сутками сидят у монитора, перенапрягая глаза, нервную систему и мозг.

Ищем выход

Да, попасть во Всемирную паутину легко, а вот выпутаться из нее непросто. Врачи знают, как тяжело помочь зависимому от Интернета человеку, тем более ребенку, вернуться в реальный мир. Требуется длительное, упорное лечение, включающее психотерапию, прием специальных препаратов. Так что проще предупредить это расстройство психики, чем потом бороться с ним.

Участники «круглого стола» приняли рекомендации родителям, которые должны предупредить возможные угрозы и сделать работу за компьютером максимально полезной.

Эксперты напомнили: не стоит отправлять детей в свободное плавание по Интернету. Будет лучше, если взрослые не только помогут в освоении компьютера, но и будут участвовать в общении младших членов семьи с их электронным другом. Например, в поиске нужной информации, в работе на обучающих сайтах. Хорошо бы составить список полезных, интересных (и безопасных!) интернет-ресурсов и посоветовать, как их использовать.

Надо также объяснить ребенку, что в Сети, как и в жизни, встречаются и хорошие, и плохие люди. Поэтому, если он обнаружил какую-то шокирующую информацию, связанную с насилием, порнографией и т.д., то должен сразу же сообщить об этом своим близким.

Не помешает и регулярный контроль: необходимо отслеживать сайты, которые посещают ваши сын или дочь. Простые настройки компьютера позволят взрослым знать, какая информация интересует детей.

  

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: