Новосибирск 11.6 °C

Станет ли образование платным?

20.05.2010 00:00:00
Станет ли образование   платным?
Родители школьников обеспокоены этим, но их уверяют, что такого не произойдёт.

Восемь общеобразовательных учреждений нашего города переходят сегодня в статус автономных: четыре гимназии (№ 11, № 15, № 6, вторая новосибирская гимназия), два лицея (лицей № 9, информационно-экономический лицей) и две общеобразовательные школы (№ 163 Советского района и школа «Диалог» Центрального района). Эту возможность теперь дает закон о реформе бюджетной сферы, вступивший в силу 8 мая этого года. Но у нового закона немало и противников, опасающихся, что образование может стать платным. В ряде городов, в том числе и в Новосибирске, прошли митинги протеста.

— Да, эти учреждения будут первыми, а первым быть всегда сложно, — считает Галина Черкасова, начальник отдела общего образования Главного управления образования мэрии города Новосибирска, одна из участниц «круглого стола» «Новая школа» («Российская газета»). — Каким бы ни был тип учреждения, в какой бы форме ни осуществлялись организация и финансирование, бесплатность образования гарантируется. Существует инвариантная часть базисного учебного плана — неизменная, единая для всех общеобразовательных учреждений, причем не только Новосибирской области, но всей России, будь то сельская школа или учебное заведение Москвы, Петербурга. А есть вариативная часть, включающая дисциплины, которые разрабатывает и принимает само образовательное учреждение. По сути, именно вариативная часть определяет имидж, иначе все учреждения были бы абсолютно одинаковы. Какие предметы включать в школьный компонент, какие не включать? Этот вопрос обсуждается с родителями, которые являются участниками образовательного процесса. Все предметы абсолютно бесплатны.

Родители школьников могут выступать в роли заказчиков образовательных услуг, и это важный принципиальный момент.

— Хотят родители, чтоб их дети развивались — изучали японский язык, занимались ушу или карате, — продолжает Галина Черкасова, — пожалуйста! Мы пригласим преподавателей, и эти занятия будут проводиться в школе. Платные образовательные услуги широко развиваются в нашем городе, и согласитесь: если бы на эти услуги не было спроса, их невозможно было бы реализовать. Именно спрос рождает предложение. В целом, внесение изменений в закон для нас не является чем-то новым — всё это мы отработали, когда вошли в национальный проект «Образование»: образовательные учреждения являются бюджетными учреждениями, самостоятельными юридическими лицами, все перешли на новую систему оплаты труда и нормативное подушевое финансирование. Конечно, сейчас идут дискуссии, высказываются опасения со стороны родителей: «А вдруг образование станет платным?» Но в прессе, по телевидению уже выступили и президент, и премьер, и министр образования. Все они подчеркнули: бесплатность общего образования в рамках учебного плана, в рамках стандарта гарантируется.

...В чем состоит преимущество перехода учебных заведений в статус автономных — с точки зрения учителей, учеников и их родителей? Смогут ли родители реально контролировать бюджет — средства, которые вкладываются ими в развитие школы?

— Одна из целей реформы, изменяющей положение образовательных учреждений, — сделать финансовые потоки прозрачными, — поясняет начальник управления образовательной политики департамента образования Новосибирской области Владимир Щукин. — Дополнительные средства, которые привлекают учреждения сегодняшнего статуса за счет платных услуг, поступают в бюджет. Снятие порогов и ограничений, переход на субсидии усилит заинтересованность образовательных учреждений. А наблюдать за направлением финансово-хозяйственной деятельности, утверждать отчеты, планы работ будет совет. Таким образом, можно обеспечить общественный, родительский контроль, вполне адекватный той самостоятельности, которая дается образовательным учреждениям.

Об опыте работы гимназии № 2, планирующей перейти в автономный статус, рассказывает завуч Элина Фомина:

— Находясь еще в прежнем статусе, мы попробовали открыть при гимназии школу развития для 4—5-летних детей. Учителя, которые пожелали дополнительно работать в субботу, имеют существенную доплату к заработной плате, и эту практику мы будем продолжать. С переходом гимназии на автономный статус предполагается повысить зарплату учителю за счет того, что он будет оказывать дополнительные образовательные услуги. Финансовая самостоятельность дает гимназии дополнительные возможности. Например, позволяет нам самостоятельно выбирать на рынке предлагаемых услуг те фирмы, которые устраивают нас по цене и по качеству. А если возникает проблемная ситуация (допустим, в бюджет заложена сумма на покупку мебели, а случается непредвиденное — поломка трубы), учреждение, самостоятельно управляющее финансами, может перебросить деньги и отремонтировать то, что нужно в первую очередь.

— Денежные потоки, которые поступают в нашу гимназию от лица родителей, на образовательные услуги не идут, — уверяет Раиса Салмина, директор фонда поддержки гимназии № 1, член губернаторского совета по образованию. — Все, что поступает в попечительский фонд, идет исключительно на поддержание работоспособности школы: на обслуживание дорогого электронного оборудования, на ремонт. В ближайшее время мы не планируем серьезного повышения сборов на целевые программы, за исключением расхода на учебники: наша гимназия — единственное в городе учреждение, которое имеет собственный обменный учебный фонд, созданный родителями. В связи с частичным переходом на стандарты второго поколения придется увеличить сумму, и это не наш каприз, это необходимость, с которой мы столкнулись. Сегодняшний федеральный стандарт нас устраивает на сто процентов, мы ему полностью доверяем. Стандартов второго поколения мы еще не видели, и, в общем-то, плохо представляем себе, что будет заложено там. Именно этот момент сейчас будоражит внимание родителей, активно обсуждается в блогах. Учительская и родительская общественность настаивают на сохранении тех объемов бесплатного образования, которые существуют. Стандарты у нас хорошие, образование мы даем высокое, и хотелось бы все это сохранить.

Что касается новых стандартов образования, по которым с начала следующего учебного года планируется обучать учеников начальных классов, то, по мнению Владимира Щукина, они определяют «четкие требования к трем составляющим образовательного процесса — содержанию, результатам и достижениям ученика». Школьники будут включены в оценочную деятельность, будут приобретать навыки самооценки и взаимооценки. Внеурочная деятельность вольется в учебные планы — согласно новым стандартам, на нее предусмотрено десять часов в неделю. Первоклашки смогут выбрать для себя интересные дисциплины сразу по десяти направлениям (патриотическое и экологическое воспитание, культура, физкультура), причем воспользоваться этими услугами можно бесплатно. Школьники получат возможность стать участниками экскурсий, спортивных соревнований, творческих конкурсов, олимпиад. Новая модель означает отход школы от традиционной формы «навязывания» предметов: отныне «сам школьник выбирает, что ему интересно, чему он хочет учиться».

В 2009 году Новосибирская область в числе 13 регионов России приняла участие в апробации новых образовательных стандартов. В соответствии с предложениями от нашего региона, подготовлены изменения для всех общеобразовательных учреждений страны. В настоящее время разрабатываются новые стандарты для средней школы.

По мнению участников «круглого стола», преобразования рассчитаны на то, чтобы сделать образование более качественным, более доступным. В конце концов, школа (как вообще всё живое) нуждается в развитии, в реформировании, в изменении параметров. Вот только преобразования эти должны совершаться обдуманно, с учетом мнения профессионалов.


Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: