Новосибирск 2.8 °C

Диагноз: «школьная» болезнь

25.05.2010 00:00:00
Диагноз:   «школьная» болезнь
У многих россиян есть претензии к современным учебным заведениям. И не всегда они связаны с уровнем знаний...

Как свидетельствуют данные одного из опросов Фонда «Общественное мнение», лишь каждый десятый респондент оценил ситуацию в современной системе образования как хорошую, 34 процента считают ее плохой и столько же — 34 — удовлетворительной. И, как считают наши сограждане, помимо посредственного образования сегодняшние школьники получают также проблемы со здоровьем.

«Газета.ru», развивая эту тему, ссылается на мнения признанных авторитетов в области здравоохранения. По словам директора НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМН Владислава Кучмы, в России заметна тенденция к ухудшению состояния здоровья детей и подростков. Причем растет число «школьных» болезней: отклонений в развитии костно-мышечной системы и зрения.

Одной из причин превращения учащихся в больных-хроников в НИИ гигиены и охраны здоровья детей считают неоправданно высокие, «запредельные» нагрузки. В первую очередь среди причин учебной перегрузки они выделяют неэффективное содержание общего образования и чрезмерную интенсификацию учебного процесса. Специалисты считают, что в значительной степени это происходит «из-за перегруженного, нефункционального содержания, оторванного от реальных жизненных потребностей». Именно по этой причине более половины школьников не усваивают свыше 60 процентов программного материала по математике, физике, химии, биологии, отмечают в НИИ. Прежде всего, детям вредит насаждение предшкольного образования, подчеркивают ученые. «Современные шестилетки платят высокую цену за поспешность взрослых, отдавших их в школу так рано. Именно у детей шести лет диагностируется наиболее высокий уровень школьной дезадаптации и тревожности, лежащих в основе нарушений их психического здоровья. А раннее начало обучения детей пяти лет без соблюдения надлежащих условий и вовсе приведет к ухудшению их здоровья», — утверждают специалисты.

Усугублением проблемы здоровья школьников чревато и профильное обучение в школе, замечает директор НИИ. Ведь его вводят без сокращения базового компонента учебных планов, в результате чего образовательная нагрузка в профильных классах значительно возрастает.

Не всегда идет во благо и подключение школ к Интернету. Как утверждают школьные гигиенисты, зрительное утомление, развивающееся при чтении с экрана дисплея, многократно выше по сравнению с чтением с листа. При равных объемах зрительной работы оно возрастает на 65—100 процентов у большинства учащихся младших классов и на 30 процентов — у школьников из средних и старших классов. Это, по убеждению специалистов, дает основание рассматривать компьютерную зону в качестве визуально-агрессивной среды. А, значит, всеобщей «интернетизации» должна все-таки предшествовать разработка гигиенических требований к многоцветным дисплеям, подчеркивают они.

Впрочем, справедливости ради надо признать, что неблагополучно, как оказалось, обстоит дело со здоровьем не только школьников, но также их учителей. Состояние психологического здоровья современных педагогов неутешительно. У трети учителей показатель социальной адаптации не выше, чем у больных неврозами. По данным исследований, приведенным «Газетой.ru», невротизация среди учителей достигает 70 процентов...

 

Комментирует специалист

Ребёнком надо заниматься

Современные врачи постоянно встречаются с последствиями интенсивного учебного процесса. Как отметила Ольга Коновалова, заведующая педиатрическим отделением поликлиники Новосибирской детской больницы № 1, школьные перегрузки особенно чувствительны в последней четверти. Они вызывают хроническую усталость, слабость и, соответственно, снижение иммунитета. На этом неблагоприятном фоне дети чаще заболевают самыми разными ОРВИ, при несвоевременном лечении — получают осложнения дыхательных путей, сердечно-сосудистой системы.

Перегруженные учебой школьники нередко приобретают какие-нибудь неврологические диагнозы, у них появляются повышенная возбудимость, раздражительность, «нервные» головные боли.

Постоянное утомленное состояние иногда вызывает мышечную слабость, ребенок сидит за партой или столом «как попало», в результате ухудшается осанка, со временем могут развиться сколиоз, остеохондроз.

По наблюдению медиков, школьные перегрузки приводят также к ухудшению зрения. Особенно часто это бывает при бесконтрольном пользовании компьютером. Как известно, детям можно сидеть возле монитора не больше 20—40 минут в день (в зависимости от возраста). Однако многие юные пользователи не придерживаются этих правил и проводят в Интернете долгие часы. Не случайно именно фанатам компьютерных игр и виртуального общения приходится довольно рано надевать очки.

Но большинство этих ситуаций, считает Ольга Николаевна, можно предотвратить. А для этого нужно постоянно заниматься ребенком, контролировать соблюдение им режима дня. Если школьник будет в положенное время есть, гулять, делать уроки, заниматься спортом, ложиться спать, то его самочувствие станет лучше.

Родители должны внимательно следить за его физическим и психологическим состоянием. Если ребенок стал щуриться, слишком близко подносить книгу к глазам, надо срочно идти к окулисту. Врач посоветует, какую гимнастику для укрепления зрения надо делать, какие препараты следует пить. Эти меры позволят предотвратить развитие близорукости, других нарушений.

При изменениях в поведении детей — если они начинают грубить, впадать в истерику или замыкаются в себе, также не обойтись без консультации специалиста. Возможно, все эти отклонения от нормы опять же вызваны школьными перегрузками, неправильно организованными занятиями. Поэтому так важно быть другом своего ребенка, откровенно беседовать с ним о его проблемах, трудностях. Но иногда необходима врачебная помощь — психотерапия, специальные препараты. Очень важно вовремя обратиться к специалистам, пока изменения личности не стали глубокими, трудно поддающимися лечению.

Заведующая педиатрическим отделением Ольга Коновалова большое значение придает физической активности детей. Она убеждена, что школьник, который занимается в спортивной секции, играет во дворе, участвует в хозяйственных делах семьи, со временем обязательно научится четко распределять свое время и силы. И настолько окрепнет, что сумеет успешно справляться даже со значительными учебными нагрузками.


Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: