Новосибирск 3.2 °C

Честь страны должна быть на первом месте

01.06.2010 00:00:00
Честь страны должна быть на первом месте
Старший тренер сборной России по биатлону по работе с резервом наш земляк Валерий Польховский считает тренерский труд благодарной и интересной работой.

— Соглашусь, работа сложная, тернистая, — говорит Валерий Николаевич, — приносит в основном много неприятностей, хлопот. Если правильно выстраиваем работу — получаем хороший результат, и тогда счастью нет границ. Правда, ненадолго, потому что завтра опять надо браться за работу засучив рукава. Но тренерский труд — это благодарное дело.

— Наставники, в отличие от своих воспитанников, настоящие спортивные долгожители. Спортсмен, выиграв чемпионат мира, Европы или Олимпиаду, может закончить карьеру, а тренер, какими бы яркими ни были достижения и результаты воспитанников, продолжает работать. Вот, например, ваш тренерский стаж — 35 лет. Что вас удерживает в спорте?

— Достижение высоких результатов — процесс, можно сказать, «необратимый», и если есть успех, всегда будет желание его повторить. Все так же, как и у ученика. А держит в большом спорте то, что у каждого хорошего тренера всегда есть резерв, молодые ребята, которые горят желанием тренироваться и побеждать. Когда признанный лидер, титулованный спортсмен заканчивает карьеру, это всегда тяжело для наставника. Но в то же время появляется новая возможность проверить свою методику с другим учеником, получить новый опыт, новые знания, зажечь новую звезду. Это вдохновляет. Иногда тренеру, каким бы заслуженным и опытным он ни был, неплохо год-другой отдохнуть от спорта высших достижений, посмотреть на происходящее со стороны, может быть, поработать с другими командами, с более молодыми спортсменами. Это помогает переосмыслить свой путь, увидеть что-то новое и полезное в хорошо знакомом деле, которому он посвятил свою жизнь.

— Как вы считаете, какие качества определяют профессионализм тренера?

— Интуицию я бы поставил на первое место, но без базовых знаний нет прогресса. Тот, кто умеет сочетать эти качества, просто предел мечтаний. Наш знаменитый советский биатлонист и наставник Александр Привалов — яркий тому пример. Феноменальное чутье! Он мог разглядеть в молодых биатлонистах будущих победителей Олимпийских игр.

Интуиция — это хорошо, но тяга к самообразованию, к получению новой информации должна быть всегда — и когда ты начинающий специалист, и когда за твоими плечами годы успешной работы. Как только тренер сказал про себя: «Я все знаю», — он пропал. Спортсмена надо чувствовать, ведь ребята приходят разные. Кто-то все на лету схватывает, кому-то нужно время, чтобы усвоить задание. И те и другие имеют равные шансы добиться многого. Главное — чтобы развитие спортсмена было поступательным, эволюционным.

Сегодня порой мы сталкиваемся с тем, что ребят из резервной команды пытаются заставить соревноваться с основным составом. Не вижу в этом смысла. Мы можем их просто загнать, они, как говорится, «наедятся» биатлоном, и потом ни о каком развитии, ни о каких результатах и речи быть не может. Надо делать соразмерную работу, чтобы в сборную они приходили на пике формы. Вот о чем надо думать.

— Но есть же разные обстоятельства, преграды на пути. С одной стороны, психологическое давление — пресловутые «медальные разнарядки», с другой — личные тренеры не всегда могут быть рядом со своим воспитанником на главных стартах...

— На то ты и тренер, и должен всех своих воспитанников грудью защищать от всех — от чиновников, от руководства, если это необходимо, если ты считаешь, что нужно защищать. Нельзя позволять, чтобы лишний раз вас дергали. Иди «на амбразуру», не стой в стороне. Все зависит от тренера, он вправе это решать. Если он активен, убедителен, если есть веские аргументы, его поймут. Но нужен результат, который вернет «кредит доверия». Каждый наставник знает своих ребят, особенности психологии, физические кондиции.

Естественно, что не всегда получается все, как задумано, но это жизнь. Медальные «разнарядки»... Если есть хорошая мотивация, то этих разнарядок бояться не надо. Когда существуют нормальные контракты, которые выполняются, когда в команде рабочая обстановка, то дополнительно убеждать спортсменов не приходится. Мой опыт позволяет сказать, что главное для наших ребят — стремление победить, достойно представить страну на чемпионатах мира и Олимпиадах!

А по поводу личных наставников — здесь двух мнений быть не может. Есть командная этика и дисциплина. После того как спортсмен попадает в сборную, его общение с личным тренером по объективным причинам будет ограничено. Есть старшие тренеры национальной команды, которые проводят с ребятами на сборах по 250—260 дней в году. Старший тренер априори обязан одинаково ровно относиться ко всем, нельзя делать кому-то поблажки, так как это нарушит внутренний микроклимат в команде. С формальной точки зрения, на всех крупных состязаниях действует обязательная аккредитация, и допустить туда всех личных наставников просто физически невозможно. Тем не менее роль личного тренера велика, он несет прямую ответственность за своего подопечного во время перерывов между централизованными учебно-тренировочными сборами, контролирует выполнение графика занятий, требований по режиму, помогает решать какие-то бытовые вопросы, связанные с организацией тренировок дома.

В пример можно привести заслуженного тренера России Александра Никифорова, наставника двукратной победительницы Олимпийских игр Анны Богалий-Титовец. Он делал все, что необходимо, чтобы создать условия для эффективных тренировок, чтобы не пропал ни один день последнего десятимесячного отрезка предолимпийского цикла. Во время подготовки к таким стартам, как Олимпиада или чемпионат мира, нет мелочей. Но бывают случаи, когда личные наставники успокаиваются, упускают контроль над своими, казалось бы, уже состоявшимися, титулованными учениками, пускают все на самотек, и это недопустимо.

— А как же тогда нормальное человеческое честолюбие? Ведь каждый хочет воспитать олимпийского победителя, быть со своим подопечным вместе и разделить радость победы, получить достойное вознаграждение?

— Это очень тяжелый вопрос. У каждого тренера есть амбиции вырастить «звезду». Я преклоняюсь перед такими людьми, которые великолепно делают свою работу. Она должна оцениваться по достоинству, и у тренеров должна быть уверенность, что ребята в сборной не потеряются, а разовьются. На своем участке каждый должен работать по максимуму.

Биатлон, как и любой другой вид спорта, — это коллективное творчество. Простая аналогия — футбольная команда, где у каждого есть своя работа, за которую он отвечает, свое амплуа: голкипер, защитник, полузащитник, нападающий. У каждого из них свои функции, каждый может быть лучшим в своей работе, а вместе они выковывают победу команды. Таким образом, мы говорим о системе. Если говорить о нашем виде спорта, то у нас должна быть неразрывная вертикальная связь, вектор движения от детско-юношеских спортивных школ к юношеским, юниорским, молодежным сборным, а оттуда — в главную команду страны. Если на каждой «станции» будут квалифицированные исполнители, значит, тренерам национальной команды будет с кем работать.

В минувшем сезоне я работал с юниорской и молодежной сборными по биатлону. Нам удалось приглашать личных наставников на сборы и в поездки на этапы Кубков IBU, на чемпионат Европы. Они общались между собой, «варились» в этой атмосфере, получали новый опыт, знания. Во время учебно-тренировочных сборов программа версталась коллегиально. Я сознательно не «давил» авторитетом, были дискуссии, но лишь до тех пор, пока мы не принимали эту программу. А потом все жестко, каждый шаг по плану, и никаких обсуждений, дисциплина и четкая реализация. Каждый новый сбор — новая программа, потому что нельзя просто копировать предыдущие планы, в границах наших задач есть большое пространство для творчества. Мы заставили тренеров думать, а думающий тренер — это страшная сила.

 — Сегодня много говорят об Олимпиаде в Сочи в 2014 году. В большей степени настроение такое, что мы всех победим... 

— Я против прогнозов и не разделяю «шапкозакидательские» настроения. Есть объективные факторы, которые могут быть предпосылками больших побед. С приходом Михаила Прохорова на пост руководителя СБР тренеры получили возможность заниматься своими прямыми обязанностями. Благодаря работе менеджеров с нас сняли вопросы по покупке билетов, получению виз, улаживанию прочих важных формальностей и деталей. И это правильно, получается такой конвейерный метод, где каждый на своем месте занят своим делом, не разрывается и не мечется. 

А чтобы в 2014 году был результат, надо просто пахать: собрать всех способных специалистов, расширить составы команд, создать условия. Будем откровенны — не все территории имеют хорошую материально-техническую базу, надо этим территориям помогать, иногда морально, иногда в организации финансирования. Итогом грамотной работы станет боеспособная команда. За четыре года ее реально сформировать. А главный план на Олимпийские игры — бороться за все медали: «золото», «серебро», «бронзу» — на всех дистанциях, во всех дисциплинах. У нас должен быть коллектив единомышленников, таких людей, которые ради достижения стратегической задачи должны жертвовать своими личными амбициями. Честь страны должна быть на первом месте, и все, кто попадает в национальную команду, я уверен, это понимают. Ведь, выходя на старт, каждый хочет быть сильнейшим, и про призовые деньги в азарте борьбы не думает никто. 

 

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: