Новосибирск 1.8 °C

Договоримся?

03.06.2010 00:00:00
Договоримся?
Урегулировать затянувшийся конфликт поможет медиатор.

Кажется, довольно скоро мы получим помощников в разрешении споров и конфликтов. Госдума в первом чтении приняла законопроект «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)», который внес в парламент президент.

Цель новшества, кроме возможности цивилизованно договариваться, ещё и более важная — существенная экономия судебных издержек. А они растут год от года. В РФ должны появиться так называемые медиаторы, или посредники, которые по согласию сторон будут пытаться урегулировать гражданско-правовые, трудовые, семейные и другие споры до обращения в суд.

Наш корреспондент попросил рассказать о медиаторах доцента кафедры социальной работы и социальной антропологии гуманитарного факультета Новосибирского государственного технического университета Ирину Скалабан. Она специалист по конфликтологии, имеет сертификат на процедуру медиации, который получила в Санкт-Петербургском государственном университете.

— Почему вдруг появился законопроект?

— Думаю, совсем не случайно. Уровень цивилизованности страны можно определить, в том числе, и по многообразию возможностей для разрешения конфликтов. Чем более развито государство и общество, тем больше возникает интересов, споров, а значит, и разрешаться они должны цивилизованно. Вот скажите, пожалуйста, куда можно обратиться в семейных конфликтах, трудовых, при спорах с соседями, с партнерами по бизнесу? Часто бывают ситуации, когда жизненный опыт не помогает договориться. Например, развод, раздел имущества, общение с детьми. Все чаще возникают трудноразрешимые отношения между родителями, когда женщина запрещает отцу видеться с ребенком. Да, можно обратиться в суд, где разделят имущество. Но суд не волнует, как переживет стресс мать ребенка или отец, сумеют ли они договориться. Не станет ли ребенок заложником в их трудных отношениях. Или ситуация, когда одна сестра двадцать лет ухаживала за больной матерью, а потом объявляется брат, который претендует на свою половину наследства. Конфликты, взаимные претензии людей так многообразны, что суд не всегда может разрешить их по справедливости. И не потому, что судья не хочет, а просто исходит из норм права. Но право невозможно конкретизировать для каждой ситуации.

В других странах развиваются иные, кроме суда, формы разрешения конфликтов. В Соединенных Штатах, например, когда взаимные претензии сторон не превышают десяти тысяч долларов, суд даже дело не примет к рассмотрению, сначала надо попытаться уладить отношения у медиатора. Конечно, США нам не указ, но развитие возможностей мирно договориться совершенно необходимо. И таким образом избавить наши суды, скажем так, от мелкотемья.

— Что же это такое — медиация и медиаторы — в условиях обычной жизни?

— Подготовленный специалист по процедуре медиации в каждом частном случае не решает проблему. Он создает условия, чтобы спорящие могли договориться. Например, как создать при разводе такую ситуацию, чтобы общий ребенок не вырос ущербным, чтобы он знал, что у него есть и папа, и мама. Самим родителям часто это бывает не под силу, настолько они отчуждены друг от друга. Решение в любом случае должно быть таким, чтобы его выгодно было выполнять обеим сторонам. У медиаторов имеются специальные технологии, они должны быть нейтральны, должны видеть подводные камни. Допустим, оказывается, что одна сторона колеблется в выполнении оговоренного решения. Тогда медиатор должен в приватной беседе честно сказать, дескать, создается впечатление, что вы действуете против своих интересов. Законопроект преследует две главные цели: содействие гражданам в разрешении конфликтов и второе — способ обучения людей вести себя компетентно, эффективно в спорных ситуациях.

— Вы знакомы с законопроектом?

— В основных чертах. Документ очень нужный. Люди должны быть подготовлены к его восприятию. Мне кажется, в нем заложены очень важные вещи. Как сказано в проекте, процедура медиации не только самостоятельная форма разрешения конфликтов, но и может быть элементом судебного разбирательства. Возьмем понятный всем пример, все тот же развод. Суд может сказать супругам: имущество мы разделим, а как строить отношения с детьми, договаривайтесь с участием медиатора. Суд примет ваше решение.

— Но чтобы договориться цивилизованно, нужен специалист по медиации. Как быть с кадрами? Надо их готовить специально или обучать людей других специальностей?

— Пока что профессиональных медиаторов в России очень немного. Но движение идет с конца девяностых годов. Мне довелось проходить подготовку на кафедре философии Санкт-Петербургского университета. В Новосибирске создается общественная ассоциация медиаторов. Наш гуманитарный факультет НГТУ имеет лицензию на открытие образования по этой специальности. Наша кафедра при подготовке социальных работников обязательно включает для них курс технологии переговорного процесса, посредничества в конфликтах. Медиаторами могут быть психологи, юристы, специалисты по социальной работе, менеджеры по работе с кадрами, если речь идет о конфликтах в бизнесе. Но обязательно пройти специальную подготовку, то есть изучить технологии медиации. Главное, что должен уметь медиатор, — обеспечить эффективную коммуникацию. Слышала, что есть курсы чуть не по тридцать часов. Думаю, это очень мало для профессионального медиатора. По крайней мере, при высшем образовании, допустим, психолога, юриста, курс должен быть не менее ста двадцати часов. В других странах медиаторы имеют даже специализацию — по семейным проблемам, бизнесу...

Закон пока обсуждается, но принят будет обязательно. И не только потому, что его внес президент. Посредничество в российских реалиях архиважно.

 

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: