Считается, что мы строим капитализм. Сразу после социализма. Все перевернулось на 180 градусов. До этого мы строили социализм. После капитализма. До перестройки социализм считался первой стадией коммунистического общества, в котором свобода каждого является условием свободы всех, а капитализм — обществом, в котором свободны только богатые. Сейчас картина другая: социализм — это рабство, капитализм — это свобода. Социализм — это тоталитаризм, капитализм — это демократия.
Социализм нашими идеологами-реформаторами настолько дискредитирован, что кажется даже неприличным это слово употреблять (правда, прилично делить и переделивать накопленное в социалистические времена). И у нас сейчас действительно не «социализм». Но ведь и «капитализмом» нельзя назвать то, что у нас получилось. Так, по Максу Веберу, капитализм — это, в первую очередь, рациональная организация труда. Именно этим буржуазный капитализм, возникший в Европе после Реформации, отличается от страстного стремления к богатству, которое существовало во все времена. Но именно это отсутствует в нашей стране. Так же, как и свободный рынок. А примитивная монетарная идеология — это этап, давно пройденный так называемым «свободным миром».
Социалистическая идеология еще со времен Платона (т. е. около двух с половиной тысяч лет) строится на идее социальной справедливости, равенства, равного доступа к социальным благам. При этом считалось, так же, как и позже, в XVIII и XIX веках, что основным препятствием к достижению социалистического идеала является частная собственность на средства производства. Т. е. причина чисто экономическая.
Идеологи социализма считали, что экономический переход к общественной собственности автоматически приведет к социальной справедливости. Ведь тогда все будут участвовать в решении своих проблем. Оказалось, что этого не происходит. Простое перераспределение собственности в пользу государства, когда этой собственностью управляют небогатые чиновники, не ведет к идеальному социальному строю. Это не слишком хорошо и для чиновников, поскольку невозможно проконтролировать всё. И не очень здорово для государства, которое вынуждено усиливать идеологическую составляющую, чтобы отстаивать примитивно понятый социализм.
В то же время в капиталистических странах постепенно шел отказ от идеи чисто рыночной регуляции экономических отношений в пользу определенных социалистических преобразований. Стало понятно, что необходимы социальные гарантии, поддерживающие жизнь всех слоев населения на таком уровне, который не приводил бы к революциям. Чтобы не было зияющего разрыва в доходах и возможностях. И чтобы было реальное равенство перед законом.
А для этого необходимы средства. Был введен прогрессивный налог. Появились законы об обязательном образовании, и т. д. Именно об этом, в частности, писали Маркс и Энгельс в «Коммунистическом манифесте». Оказалось, что эти преобразования могут проводиться постепенно, а не революционно, и без полного обобществления, с сохранением частной собственности.
Примитивно понятый социализм никак не может быть надолго побежден примитивно понятым и примитивно реализованным капитализмом.