Новосибирск -0.8 °C

Абел Аганбегян: «ЭКО» — достойное детище Академгородка!»

08.07.2010 00:00:00
Абел Аганбегян:  «ЭКО» — достойное   детище Академгородка!»
До сих пор во многих городах России действуют клубы друзей сибирского журнала.

Сегодня журнал уже трудно назвать ребёнком. На минувшей неделе «ЭКО» отмечал своё 40-летие. Юбилей одного из самых популярных изданий СО РАН стал весьма заметным явлением в культурной жизни далеко не только Академгородка: на праздник пришли и приехали многие из тех, кто его либо создавал, либо десятилетиями внимательно читал. В их числе и основатель, первый главный редактор «ЭКО» академик Абел Аганбегян.

Поэтому сам праздник закономерно распределился на две части: до обеда в прошлую пятницу Абел Гезевич выступил перед коллегами и поклонниками его таланта с лекцией «Модернизация и инновационное развитие экономики России» и ответил на многочисленные вопросы, а после состоялся юбилейный «круглый стол», где наравне со многими серьёзными словами было сказано и много празднично-шутливого, но всё, как всегда, к месту и по делу...

Заметим сразу: лекция или научный доклад учёного такого масштаба, как Аганбегян, всегда интересны. А уж в «своём» кругу — тем более. Да если ещё учесть, что, собственно, это была авторская презентация книги «Экономика России на распутье. Выбор антикризисного пространства», которую привезли в Академгородок ещё «тепленькую», то можно предположить, что обещал состояться весьма глубокий и откровенный разговор с коллегами о недавнем прошлом и будущем российской экономики. Что и случилось.

Выступление академика опиралось на абсолютно конкретные научные выкладки: наверное, ещё и поэтому оно было особенно интересно. Это не было импровизацией в том смысле, что данная проблематика интересует учёного давно и прочно: ещё со времён четвертьвековой работы в Институте экономики и организации промышленного производства СО АН СССР, где Аганбегян занимался совершенно конкретными вопросами применения научной теории на практике. Но это была импровизация потому, что Абел Гезевич никогда не повторяет себя как блестящий аналитик и публицист даже в устном выступлении. Поэтому послушать, конечно же, стоило, тем более что материал, несмотря на спокойный тон, по сути, был «кричащим»: за окном вот она, сегодняшняя Россия, со всеми её противоречиями не только социально-экономического характера. И каким он будет, «выбор антикризисного пространства», во многом зависит от умонастроения в обществе, которое в конечном счёте и определяет пути развития. Учёный предлагает, власть располагает, но конкретную политику диктуют всегда потребности общественного развития. Не всегда правую, но так уж устроен мир...

Забегая немного вперёд, заметим, что, отвечая на вопросы участников встречи, учёный назвал важнейшей причиной мирового экономического кризиса отрыв финансовой системы от реальной экономики, недопустимую степень расхождения реального производства продукции и услуг и сферы нематериальных рынков, на которых, к примеру, накануне кризиса объем продаж нефтяных фьючерсов вшестеро превышал продажи самой нефти.

Увы, Россия из «Большой двадцатки» пострадала более других, хотя из государств СНГ максимальный урон понесли Украина (падение ВВП на 15 процентов) и Армения (спад на 14 процентов). В этой связи Аганбегян выделил ряд причин особой тяжести кризиса в нашей стране, среди которых на первых местах стоят такие, как «однобокость» экономики, ориентированной прежде всего на экспорт сырья и материалов, высокая инфляция, приведшая к стагфляции, астрономические долги крупных российских компаний иностранным инвесторам и фактическое отсутствие «длинных денег», — нашему бизнесу всё бы покороче да побыстрей заработать, отсюда и топтание на месте в инновационном развитии.

В целом положительно оценивая антикризисные меры, предпринятые правительством России, экономист на сегодня оценил их приблизительно в 16 триллионов рублей. Не такая уж великая цифра для всей западной экономики (там потратили больше), но для нас огромная. И совершенно ясно, что не будь нефтедолларовых накоплений, наша страна оказалась бы в глубокой яме, что особенно касается социальной сферы: зарплат бюджетников, пенсий, которые были даже увеличены, пособий и т.д.

Абел Гезевич дал положительную оценку таким явлениям, как воздействие правительства на сокращение темпов инфляции (в текущем году, по мнению академика, рост цен составит 6—7%), поддержку жилищного строительства и автопрома. (Он довольно подробно развил эту тему, показав, как эти направления «тянут» за собой развитие многих других отраслей промышленного производства).

Выход страны из кризиса, по мнению учёного, ещё и не начинался, это будет тогда, когда будут достигнуты основные докризисные показатели. Абел Аганбегян прогнозирует это к концу 2011 года. И Россия должна обязательно воспользоваться сложившейся рыночной ситуацией для модернизации основных фондов: кризис обострил объективные предпосылки обновления промышленности России — средний срок службы машин и оборудования у нас сегодня составляет 19 лет, в то время как в Западной Европе — в среднем 8 лет. По сравнению с развитыми странами производительность труда в России ниже в 2,5—3,5 раза, энергоемкость ВВП выше в 2—3 раза, материалоемкость — в 1,5 — 2 раза. На обновление одной только электроэнергетики, по мнению учёного, необходимо затратить 80—100 миллиардов долларов, но эта сумма окупится за 4—6 лет за счет экономии угля и газа, который у нас расходуется весьма малоэффективно. В целом же затраты на модернизацию промышленности нужны на порядок больше.

Но важнейшей, насущной необходимостью учёный считает структурную перестройку всей экономики России.

Невозможно мириться с тем положением, когда доля сырьевых отраслей в структуре ВВП составляет 40 процентов, а доля «экономики знаний» — 15. Нужен качественный рывок вперёд. В частности, Абел Гезевич считает, что на науку должно тратиться до трёх процентов ВВП. При вдумчивой структурной перестройке экономики России нужно выходить на лидирующие мировые позиции в нефтехимии (сам Бог велел!), глубокой лесопереработке, производстве региональных самолетов, в электро- и энергомашиностроении, строительстве АЭС, освоении космоса и транспортной авиации. По мнению академика, для достижения этих результатов объем инвестиций должен быть увеличен до 250 миллиардов долларов ежегодно, при этом около 70 миллиардов должны направляться на закупки современного оборудования, 60 — на развитие транспорта и инфраструктуры, 50 — на жилищное строительство.

Где взять деньги? Академик отвечает и на этот вопрос. Основными источниками инвестиций Аганбегян считает золотовалютные резервы, приватизацию нестратегических госпредприятий (у нас слишком много госсобственности!), правительственные займы и инвестиционные кредиты банков.

Любопытный штрих: отвечая на вопрос о стимулах исполнительной и законодательной власти к осуществлению этих мер (а зачем?), академик назвал главным из них подбор компетентных и ответственных кадров. «Когда ко мне обратился за советом президент Армении, — вспомнил академик, — я сказал ему: найдите среди 9 миллионов армян 9 способных людей и доверьте им ключевые посты в государстве». (Кто это некогда сказал, что кадры решают всё? Ответственность, а не коррупционность российского чиновничества, ответственность, а не алчность отечественного бизнеса, даже в период кризиса: когда государство направляло сотни миллиардов долларов на поддержку банков и компаний, известные персоны покупали новые яхты и виллы-острова. На Западе за подобные поступки привлекали к ответственности, у нас — как будто так и надо).

В конце встречи депутат Новосибирского областного Совета Борис Прилепский попросил слова не для вопроса:

— Тридцать лет я руководил предприятием, ещё десять занимаюсь вопросами конкретной экономики на депутатской основе. И все эти годы лучшим учителем, настольной книгой был для меня и всего директорского корпуса журнал «ЭКО» и лично ваше участие, Абел Гезевич, и в его работе, и в развитии экономической мысли в стране и в Сибири. Огромное спасибо вам!

На последующем «круглом столе» главный редактор «ЭКО» доктор экономических наук Валерий Крюков сказал:

— В 1970-х годах журнал взял на себя нелегкую миссию и с честью ее выполнил. «ЭКО» создавался и состоялся как ведущий популярный журнал прежде всего по тематике региональной экономики. Журнал издается за пределами Садового кольца, — отметил главный редактор, — и на этом пространстве остается ведущим научно-экономическим изданием.

Тираж журнала в конце 1980-х годов доходил до 250 тысяч. До настоящего времени во многих городах России действуют «клубы друзей «ЭКО», созданные в те же годы. Журнал впервые в стране печатал переводы статей Фридриха Хайека, Мансура Олсона и других знаменитых экономистов. Его иллюстрировали известные художники Сергей Мосиенко, Виктор Мочалов, Владимир Кривобоков...

Коллектив журнала поздравили заместитель председателя СО РАН академик Василий Фомин, министр образования, науки и инновационной политики Новосибирской области Владимир Никонов, руководитель аппарата полномочного представителя президента России в СФО Елена Репина-Гаврикова...

— Мне в жизни повезло, — сказал Абел Гезевич. — В Новосибирске 70-х годов были такие люди, идеи и условия, которых и в столицах не оказалось. В этом плане журнал «ЭКО» представляет собой достойное детище Академгородка.

И пообещал, что с осени нынешнего года начинает писать книгу воспоминаний, в основном — о работе в Сибири.

 

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: