Новосибирск 3 °C

Игорь Хилов: «У каждой куклы свой характер»

15.07.2010 00:00:00
Игорь Хилов:   «У каждой куклы свой характер»
Завершился очередной всероссийский мастер-класс-фестиваль детской мультипликации «Жар-Птица», который организует новосибирская киностудия «Поиск».

За семь лет существования фестиваля многие ведущие мультипликаторы России успели поделиться своим опытом с новичками. В этом году среди мастеров был художник-изготовитель кукол Игорь Хилов. Он несколько лет проработал на студии мультипликационных фильмов творческого объединения «Экран» (Москва), а сейчас сотрудничает со многими известными студиями, снимающими кукольные мультики. Мастер-классы Игоря Хилова пользовались на фестивале особой популярностью: участников заинтересовала не только технология изготовления кукол — их привлекло и отношение мастера к своей работе.

— Игорь Анатольевич, как вы считаете, кукла обладает характером?

— Конечно! По-моему, куклы — они как актеры. А какой характер у актера? Это сложно определить, ведь он играет разные роли. Но в характере куклы главная черта — умение общаться с аниматором. Если у неё есть желание играть, то и работа пойдет быстро. Но бывает, что она не хочет сниматься: отворачивается, принимает невыразительные позы... Такая кукла отыграла свое — и ушла. А когда она получается удачной, она может даже «командовать» режиссером: она перетягивает внимание на себя, и режиссер расширяет ее роль.

— А можете угадать, какая из кукол «пойдет по карьерной лестнице»?

— Это очень сложно... Когда я работаю над куклой, я в нее влюбляюсь, начинаю играть с ней, экспериментировать. Но пока кукла не оделась и не встала на макет, даже я не могу сказать, как сложится ее актерская судьба.

— Как складывается судьба куклы после того, как работа над мультфильмом окончена?

— Обычно они попадают в музей студии, иногда участвуют в выставках, в лучшем случае, снимаются в массовках... Но для нашей мультипликации это редкий случай, у нас каждый фильм авторский, и куклы из других мультиков редко подходят по типажу. Но был такой случай, когда наша рыба из мультфильма «Чудотворец» (та самая, которой, по сюжету, Христос накормил народ) участвовала в нескольких проектах и даже снималась в рекламе пива в роли воблы (смеется).

— «Кукла снималась», «кукла оделась»... — вы говорите о них, как о живых существах!

— Потому что кукольная анимация очень близка к реальной жизни. Считается, человек — это воплощенный в тело дух, он проживает некоторое время в грубой телесной оболочке и освобождается. А если говорить о мультфильме, то это воплощение некой идеи, которая возникает у художника и режиссера, начинает жить на пленке и потом снова возвращается в состояние идеи-духа. И только в кукольной мультипликации идея автора обретает материальное воплощение — героя можно потрогать руками. Персонажи проживают свою жизнь не в рисунке или памяти компьютера, а в реальном мире.

— Я уже начинаю задумываться о мистике...

— Да это, в общем, не мистика. Но могу рассказать об одной интересной традиции. Помнишь фильм «Господин оформитель»? Там кукла ожила и стала жить среди людей. Потом в нее влюбился один художник, и ей пришлось раскрыть правду о своем происхождении. Такого быть не должно, поэтому у большинства анимационных кукол, как и у театральных, на руках только по четыре пальца — чтобы, если она уйдет в мир, можно было определить, что она не человек.

— Интересно, а сколько пальцев у ваших кукол?

— По-разному... В большинстве случаев четыре, но если нужно сделать очень реалистичную куклу, я пренебрегаю этой традицией. А вообще в приметы я не очень верю. Но мир больше, чем четыре стены, — это точно! Я верю в волшебный и бесконечный мир, который с помощью фантазии и веры в чудо можно превратить во что-то совершенно другое. Кстати, именно это привело меня в мультипликацию. В одном из моих любимых мультфильмов «Кот в колпаке» был кот, который умел ходить между полосками на обоях, как между деревьями в лесу: то перед полоской, то за ней. Этот мультик сразу раздвинул привычные мне границы, заставил по-другому взглянуть на мир. И тогда я верил в то, что вытворял кот ...А задержаться в мире мультипликации меня заставил другой мультфильм — «Шмели и короли» — тогда я понял, что средствами мультипликации можно построить совершенно гармоничный мир, и мне захотелось в этом мире остаться.

— Вот вы говорили о материальном воплощении авторской идеи в кукольных мультиках. Насколько я знаю, для изготовления кукол требуются стоматологический гипс, пенопласт, который используется в авиационных крыльях... В фестивале «Жар-Птица», например, участвуют не только крупные, но и небольшие мультстудии. Многие из них хотят снимать кукольные мультфильмы, но не имеют средств или возможности, чтобы достать все необходимое.

— Что делать... Да, нередко для изготовления кукол используют такие необычные материалы. Я и сам работаю по такой технологии. Не могу сказать, что эти материалы слишком дорогие или труднодоступные. Но если это и так, то выход можно найти всегда. На том же фестивале «Жар-Птица», например, новосибирская студия «Родник» показала мультик «Стальное колечко». Куклы в нем сделаны из обычных ниток для вязания, но они очень выразительные — и это самая настоящая кукольная анимация. Дело же не в материалах, не в стальных конструкциях, а в желании работать.

— Существуют ли какие-нибудь ограничения для кукольной мультипликации: по жанру, по тематике?

— По жанру, думаю, нет. Вообще, я не могу сказать: вот это можно, а вот это нельзя. Но если вы хотите снять мультик, в котором много трансформаций, переворотов и полетов, то лучше выбрать другую технику. Длинные диалоги, выразительная мимика — все это для куклы сложно. Можно, конечно, попытаться сделать очень натуралистичную — но зачем? Ведь она все равно не сможет играть, как человек, останется куклой.

— Сейчас более популярна компьютерная графика, а «ручные» техники уходят на второй план. Каким вы видите будущее кукольной анимации?

— На Западе есть достаточно успешные проекты — «Барашек Шон», «Побег из курятника» и другие. В России сейчас возрастает интерес к куклам ручной работы. Но вернется ли кукольная анимация на широкие экраны в нашей стране — не знаю. Во всяком случае, она не исчезнет совсем. Это как с транспортом: на метро, конечно, можно быстрее куда-то доехать, но если я люблю велосипед, то поеду на нем — совсем другие ощущения...

Снимать будут те люди, которым это нравится. Таких людей много, они занимаются кукольной анимацией не потому, что это приносит доход или известность, а потому, что это очень интересно. Думаю, кукольная анимация будет существовать в авторском варианте. Проблема еще и в том, что настоящие мастера уходят, все меньше людей, которые умеют делать кукол, режиссеров, которые хотят с ними работать. И это очень серьезная проблема: если у нас прервется связь поколений, то восстановить это будет сложно.

 

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: