В субботу, 17 июля, в Новосибирске стартовал Фестиваль психологии творчества «Творец», который, по замыслу организаторов, должен дать возможность каждому новосибирцу обрести свое «я» и найти занятие по душе.
В течение недели, до 24 июля, мастера в самых необычных областях знаний и умений будут знакомить всех желающих с тонкостями своего дела. Фестиваль включает двадцать пять направлений — от знакомых «актёрское мастерство», «дебаты», «жонглирование», «йога» до экзотических — «африканские барабаны», «горловое пение и интуитивная живопись», «пантомима», «сальса» и т.д. Событие незаурядное, и «ВН» намерен рассказать об итогах фестиваля в одном из своих номеров. Однако еще до его начала многие новосибирцы могли познакомиться с некоторыми из невиданных ими и неизвестных им искусств: на улицах города организаторы устраивали своего рода показательные выступления.
В один из дней прошлой недели в Первомайском сквере каждый прохожий или прогуливающийся просто так мог при желании оставить на потом свои дела и проблемы и, если не станцевать, то, по крайней мере, подвигаться под музыку. И неважно, есть ли у него музыкальный слух и хореографические способности: организаторы и участники фестиваля показали и доказали, что станцевать между делом, не заучивая движений, — пара пустяков. «Танцевальный капустник» — столь необычное название нестандартному представлению.
Зрелище действительно необычное. Плана никакого нет, кто за кем идет — непонятно, кто в каком месте стоит — тоже. Все делается по наитию. Вот уж точно: как бог на душу положит. Но оказалось, однако, положено было весьма искусно. Хотя, как говорит организатор капустника Елизавета Топоркова, именно импровизация и именно на улице считаются самыми сложными жанрами актерского мастерства.
Преодолели сложности импровизации коллектив барабанщиков и парочка «бубнов». Они работали в качестве «живого магнитофона» — создавали темп и ритм. Под них-то и подстраивались танцоры. Они выходили парами, группами и в одиночку — как им захочется. Этакая незапланированность придавала искренность неформальному шоу. Усиливали это ощущение моменты, когда актеры сбивались, — движения не заученные.
— Было сложно — часто менялся ритм и темп музыки, — объясняет участница танцевальной группы Надежда Иванова.
На этом сложности и «пустяки» заканчиваются и начинается творчество. Экспромт в сквере чем-то напоминал вечер у хиппи: наверное, такие ассоциации вызывали одежда и аксессуары в этническом стиле, плавные пластичные движения. Последнее осталось непонятным зрителям. И объяснить происходящее сложно. Одна из танцовщиц Надежда Лукьянченко попыталась это сделать, рисуя руками в воздухе неопределенную картину:
— Это очень абстрактное творчество. В современном танце нет четких образов, как, например, в балете.
Каждый видит в замысловатых движениях свое. У кого-то получился образ медведя, у другого абстракция выросла до размеров целой жизни. Конкретных рамок нет. Даже танцевали некоторые импровизаторы исключительно босиком, их не смущала и не мешала даже горячая от жары плитка.
Идея спонтанной импровизации пришлась по душе многим зрителям — вокруг танцующих быстро образовался круг зрителей. Так сама собой получилась своего рода сцена. Именно ради этого существует уличное искусство. Прохожие могли пройти мимо, но они остановились посмотреть — импровизация притягивала.
— Нужно владеть особой заразительной энергетикой, — поясняет Елизавета. — «Высший пилотаж» — когда идет такой обмен информацией между актером и зрителем. Но на самом деле это не так сложно, как кажется. И очень приятно.