Новосибирск 0.4 °C

Остановить наркокурьеров

22.07.2010 00:00:00
Остановить   наркокурьеров
В НСО на границе с Казахстаном начали работать передвижные автомобильные досмотровые комплексы.

Если года два назад наркотики в Россию с юга часто везли очень крупными партиями свыше даже ста килограммов, то в этом году по стране выявлено всего два таких случая. Наркодельцы меняют тактику: снова «в моде» «глотатели», но не граммов зелья, а сразу по полкило и дальше больше.

Их специально тренируют. Они не только летят с нагруженным желудком, но и едут на автобусах, поездах. Сотни килограммов наркоты теперь «растворяют» по большому количеству перевозчиков. И все они пересекают границу. Эти факты прозвучали на пресс-конференции о трансграничной преступности председателя Совета руководителей органов ФСКН по Сибирскому федеральному округу, начальника ФСКН России по Новосибирской области Владимира Ильина.

В последние два года изменяется противостояние наркоугрозе. Правоохранительная составляющая остается, но значительно усиливается система мероприятий: принята государственная стратегия противодействия, активно расширяется международное сотрудничество. Представители ФСКН теперь работают во многих странах. Там свои проблемы, неоднозначные процессы, которые становятся виднее. Владимир Ильин назвал, например, такой факт, как сращивание какой-то части властных структур с наркобизнесом. Не менее 10—15 процентов идущих транзитом наркотиков оседает в Средней Азии.

Приоритетные направления — это противодействие контрабанде наркотиков, особенно афганского героина, подрыв экономических основ наркопреступности, активное выявление распространителей «синтетиков», уничтожение притонов. Нынешний период можно назвать переходным к аналитическому пути противодействия наркоугрозе: созданы специальные центры мониторинга развития наркоситуации на Урале, в Южном федеральном округе. Только что принято решение и началось создание такого центра по СФО в Новосибирске.

С этого года на государственной границе с Казахстаном в нашей области работают передвижные автомобильные досмотровые комплексы. Как в аэропорту просвечивают чемоданы, так и эти умные устройства обнаружат все, что есть в ящиках, коробках, тюках, как бы ни было замаскировано. Потому наркокурьеры все чаще и больше вынуждены глотать капсулы. За полгода в нашей области и на Алтае выявлено по 12 случаев крупной контрабанды зелья, чуть меньше в Иркутской области и Красноярском крае.

Владимир Ильин подчеркнул, что за полгода под председательством губернатора прошло четыре заседания областной антинаркотической комиссии. Сотрудники управления принимали участие в работе 72-х аналогичных комиссий в городах, районах области. А значит, руководители на местах все больше осознают свою ответственность, да и «губернатор контролирует» необходимость делать все для профилактики наркомании. Пропаганда все же дает результаты, например, при жестокой латентности — скрытности — самого явления каждый год на треть снижается количество вызовов «скорой помощи» на передозировки.

Распространители зелья, как и его поставщики, тоже меняют тактику. Несколько лет назад дозу можно было купить на известных углах. Теперь мелкие торговцы имеют от шести до десяти постоянных клиентов и продают только своим и только по рекомендации. Зелье все меньше разбавляют всякой опасной гадостью: ведь если кто из клиентов «коньки отбросит», все другие уйдут.

Ваш корреспондент поинтересовался, как может подействовать на наркотрафик вступивший в июле в действие закон о Таможенном союзе. Ответ был следующим. Контрабанда — перемещение через таможенную границу запрещенных к ввозу товаров, веществ — как наказывалась, так и будет наказываться, все та же 228-я — «наркоманная статья» Уголовного кодекса. Тем более что с коллегами из соседнего Казахстана наработан опыт совместных операций, полное взаимопонимание. К тому же есть немало оперативных методов отследить, что же везут к нам оттуда. Десятки тысяч граждан Таджикистана, Киргизии приезжают в Сибирь, какая-то часть их попадает в поле зрения наркополицейских, кто-то идет под суд, потом отбывает наказание и даже оттуда пытается руководить наркотрафиком. Не случайно проводятся совместные действия с сотрудниками системы исполнения наказаний. Была проведена коллегия управлений двух ведомств.

— Один депутат, кажется, московской городской Думы, выступил с предложением закрыть все ночные клубы, как рассадники наркоты. Какое у вас, Владимир Петрович, к этому отношение? — еще один вопрос вашего корреспондента.

— Отрицательное, как к любой крайности, — последовал ответ. — У нас уже был подобный опыт борьбы с алкоголем. Я не сторонник запретов, считаю, что если сам молодой человек не сообразит, насколько опасны наркотики, запрет не поможет. Другой вопрос, что сообразить ему надо помочь. В профилактике очень важно общественное мнение. В городе работают ТОСы, там знают всех и всё. Нам звонят: из пятой квартиры торгуют. Мы разбираемся. Сейчас явно ощущается, как меняется отношение людей, они становятся все более активными. Начинающий наркоман, да и распространитель чувствуют это подсознательно. В ночных клубах чаще всего идут в ход таблетки — это проще, удобнее. Примет паренек такую вроде безобидную штуку и всю ночь с девушкой... Сегодня, завтра, через месяц, через год. А мы все чаще слышим, что у мужчин свои проблемы начались, и если раньше говорили — с сорока лет, теперь — уже с тридцати и раньше. Если паренек будет знать, что сегодняшняя таблетка сделает с ним через год-два, он задумается. Профилактика — не просто слова и запреты... Нужна система, методы, тем более все больше находится волонтеров, которые готовы в этом участвовать.

Прозвучал вопрос и еще об одном дурмане — конопле. Наркотики канабисной группы составляют примерно десятую часть потребления. Ситуация меняется: в Новосибирской области было около 12 тысяч гектаров дикорастущей конопли, осталось примерно пятая-шестая часть. Губернатор к этому жёстко относится. Как подчеркнул генерал Ильин, конопля растет там, откуда ушли люди, где заброшенные хозяйства растет, как крапива. Её надо особенно энергично уничтожать в радиусе пяти километров от населенных мест. Есть и привозная — из Чуйской долины, в прошлом году было ликвидировано четыре канала поставки. Встречается конопля из Афганистана, где ее выращивают на севере, даже из Ирана.

Как сообщил Владимир Ильин, сокращение поставок усилиями правоохранительных органов становится причиной увеличения распространения доморощенных наркотиков. Героина стало меньше, потому в ход пошли содержащие кодеин лекарства, причем с опасными последствиями, кое-где в деревнях стали выращивать мак, изготавливать маковую соломку. К сожалению, свою нехорошую роль играет Интернет, где можно найти информацию об изготовлении зелья. Так что, как видим, противостояние наркотрафику, наркомании захватывает чуть не все сферы жизни, а значит, каждого из нас.


Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: