Новосибирск 1.7 °C

Сергей Мосиенко: «Картины уходят из нашей цивилизации»...

29.07.2010 00:00:00
Сергей Мосиенко:   «Картины уходят из нашей цивилизации»...
Известный новосибирский художник считает, что новое общество требует нового искусства.

Думаю, не удивлю никого, сказав, что сегодняшнее состояние изобразительного искусства (да и всей культуры в целом) являет вполне зримое воплощение состояния нашего сознания. Нашего основополагающего, философского и мировоззренческого представления, разорвавшего тело и дух, землю и небо, зло и добро на две философские системы — идеализм и материализм.

И хотя сегодняшняя физическая мысль двигается к признаниям, если не полностью, то частично «развеществляющим» материю (по крайней мере, наделяющим ее свойствами, ранее считающимися чисто психическими: памятью, способностью узнавания и «дружбы», мгновенным переходом существования из виртуальной в материальную форму, из поля в частицу и обратно), в области обыденного человеческого существования (государственном устройстве, экономике, культуре и образовании) идеализму места пока нет. Провал между материей и духом заполняется большей частью суевериями, то есть верой всуе. Не зря же говорится, что нет более суеверных людей, чем неверующие. Точно так же, как не зря считается, что в своих суевериях люди зачастую ближе к истине, чем в своей науке. Впрочем, попытки выстроить переходы между идеализмом и материализмом предпринимаются постоянно.

Именно с этой точки зрения, на мой взгляд, нужно смотреть на творчество одного из известных новосибирских художников — Сергея Мосиенко. Творчество, относящееся к так называемому концептуальному стилю в искусстве. Опирающемуся при отборе изобразительных средств больше на умозрительное, идейное восприятие, чем на чувственное и непосредственное. Понятно, что слова «больше-меньше» отражают всего-навсего выбор соотношения художественных средств воздействия на зрителя, потому что любое художественное восприятие опирается на чувство.

Собственно, уже сам сразу же узнаваемый стиль художника (вихревые движения цветных частиц, закручивающихся в разные фигуры, составляющие фон большинства его картин) сразу же напоминает о голографической теории строения Вселенной, предложенной физиками Бомом и Прибрамом. Где виртуальные частицы вакуума (по мнению физиков, не пустоты, скорее наоборот, огромного котла кипящих вероятностей) дают возможность осуществиться любым накладывающимся на эти лептоны человеческим образам. Впрочем, предложенная интерпретация не более чем вариант, выбор личного угла зрения на его творчество, которое, конечно же, не может не отражать личности автора. А для того, чтобы лучше понять эту личность, предлагаю познакомиться с ответами Сергея Мосиенко на мои вопросы.

— Как вы оцениваете новосибирских художников в общем художественном процессе? Российском, мировом?

— Синдром провинциализма, конечно, присутствует. Это видно в подражании новым стилям и тенденциям, которые немедленно начинают внедряться и копироваться, как только входят в моду в Москве и вообще на Западе. Но есть и плюсы. Мы варимся в собственном соку и сохраняем определенные традиции. Ведь главная проблема искусства — это превалирование ремесла над мастерством, и на эту тему можно говорить очень много. С другой стороны... Практически в любой галерее мира, если спросить о самом известном новосибирском художнике, вам сразу же назовут имя Славы Мазина. Но кто знает его в Новосибирске? А это одно из самых известных имен в современном искусстве. Его приглашают устраивать шоу на самые знаменитые мероприятия в мире. К примеру, на Венецианском биеннале. Но здесь опять же надо помнить о том, что для превращения в знаменитость сегодня надо в первую очередь уметь эпатажно, гротескно мыслить. Не могу сказать, что мне это всегда нравится. Лучше всего к этому искусству, на мой взгляд, подходит слово «как бы».

Сам себя я считаю представителем XX века. И когда мы занимались проектом «Новосибирск — культурная столица Сибири», я просто ощущал себя каким-то динозавром рядом с молодыми. Они придумывали, причем экономными средствами, такие великолепные вещи, которые мне лично было бы создать не под силу! Не знаю, что будет с ними дальше. Это уже другой вопрос. Но то, что у нас есть великолепный задел творчески мыслящих молодых людей, — точно.

Несомненно, сегодня проблемой является то, что картины превращаются в бренд, превращаются в капитал, который можно легко превратить в наличные деньги, — картины ведь свою стоимость со временем только повышают. И это ведет к еще одному грустному явлению: картины исчезают в частных коллекциях, где их невозможно никому увидеть. Можно сказать, они уходят из нашей цивилизации, потому что перестают влиять на умы и настроения людей... И это тоже серьезный фактор влияния на положение искусства и художников в обществе, на отношение людей вообще к искусству. Вдумайтесь — из поля зрения культуры исчезают лучшие художественные образцы! Все равно, что постепенно, по капле, лишать человека его крови. А цивилизацию — образцов для подражания и стимулов для развития... Представьте, если в науке все серьезные мысли и технические достижения будут покупаться и прятаться? Извлекаться из общества? Что будет ждать такое общество: застой или гибель? В этом смысле необходимы постоянные усилия — государства, общества, художников, ценителей, которые одновременно являются и потребителями искусства, — знакомить, выносить на свет арт-произведения. Сейчас в городе появилась новая картинная галерея «Декарт», которая знакомит новосибирцев с современными новосибирскими художниками, делает срез всех сегодня существующих направлений изобразительного искусства в нашем городе на примере работ профессионалов. Это и очень важно, и очень интересно. Кого из новосибирских художников сможет вот так, с ходу, запросто перечислить горожанин? Возможно, одно, два, три имени. А скульпторов, гобеленщиков, керамистов, уверен, вообще не вспомнят.

— Не считаете ли вы, что в мире происходит смена мировоззрений? Проповедуемая не меньше, чем раньше вера в Бога, идея материализма потихоньку теряет свои позиции?

— Материализм плох. Но на замену ему идет то, что еще хуже, — язычество. Это видно во всем: всплеск интереса к астрологии; передачи на телевидении, в том числе «Битва экстрасенсов»; культ силы, который можно видеть во всем, в том числе в рекламных слоганах; знак равенства, который ставится повсеместно между свободой и вседозволенностью. Опять же, здесь я совсем не касаюсь вопроса о том, что самой важной картиной сегодня для преобладающего большинства являются деньги... Так что, на мой взгляд, имеется весьма грустная перспектива.

Конечно, происходит смена эпох. Появление Интернета невероятно индивидуализировало общество, произведя в нем революцию. Никуда не выходя, можно общаться, учиться, творить и даже любить — сидя перед экраном. Влияние коллектива, а значит, и коллективной морали уходит, сводится к нулю. Но что взамен? И опять же, возвращаясь: новое общество требует нового искусства. Поэтому работа художника, как мы привыкли его видеть, творящего рукой, скорее всего, скоро превратится в анахронизм.

— Получается, что индивидуализация требует опять массовости...

— Единственной точкой опоры, по крайней мере, для самого себя, я выбираю себя! Потому что другой, увы, не вижу. Я верю в Христа. На мой взгляд, придумать такое людям не под силу. Но то, что предлагает Церковь, и в особенности то, что происходит в западном церковном сообществе, о чем нам постоянно сообщают СМИ (педофилия католических священников, поборы, воровство, участие в сомнительных мероприятиях), заставляют думать, что сама по себе вера в Бога и присутствие на богослужении ничего не решает. Впрочем, я оптимист.


Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: