Новосибирск -0.4 °C

Флеш-год

05.08.2010 00:00:00
Флеш-год
В этом году в Новосибирске наблюдается всплеск флешмобов.

Призрачная угроза

Торговые центры — пожалуй, самые людные места в городе. Особенно в выходные — примерно каждый пятый новосибирец старается побывать здесь, чтобы что-нибудь приобрести: от еды до одежды.

Но вдруг среди толпы покупателей появляется... привидение. Взрослый человек с простыней на голове как ни в чем не бывало стоит на эскалаторе. Этот «Каспер» ведет себя так же, как и все окружающие, — рассматривает одежду, подносит вешалку к себе — прикидывает: как бы смотрелась. Привидение идет «по делам» дальше — витрина с кофе, телефоны, диски, мороженое (зачем ему еда?)... Тут появляется еще один «белый», потом еще и еще — как будто их где-то недалеко производят... И все ведут себя, как обычные люди. И лишь некоторые пугают прохожих воплями «у-у-у-у-у». Однако никто не пугался. Только одна продавщица средних лет ругалась: «Это что за безобразие! Дурдом на выезде! Охрана! Выгоните их, они мешают работать!»

Но вместо охранников в зал торгового центра вбежали четыре человека в зеленых костюмах и с соответствующим «оборудованием» — в стиле известного фильма. Появление «охотников за привидениями» вызвало у людей в простынях ужас — они пытались спрятаться во всех уголках ТЦ. Кто-то забрался под вешалки с одеждой, другой скрылся за большим цветком в холле, некоторые прятались в лифте — рассчитывали, что если будут ездить, то их не успеют поймать.

— Дух захватило при виде охотников за привидениями, — вспоминает одна из «призраков» Катерина Полозкова. — Сама не понимаю, но было ощущение, что они меня действительно уничтожат...

Поймали в итоге всех, и покупатели торгового центра были спасены от сумасшедших привидений. Но люди в простынях — отнюдь не сумасшедшие, это обычные новосибирцы. А эта «охота» — всего лишь очередной флешмоб.

Это явление пришло к нам из Европы. Оно захватило почти весь мир — во всех крупных городах проходят такие акции. Флешмоб — это неизвестно откуда возникающая толпа, которая совершает какие-то одинаковые действия и тут же исчезает. Эффект от такого массового «безобразия» на фоне обычных людей получается театральный — создается ощущение, что моберы — это профессиональные актеры, а не обычные горожане. Самое сложное тут — не засмеяться. Хотя сценарий таких мероприятий всегда абсурден до слез.

Кому приходят в голову идеи флеш-акций? Зачем их проводят? Моберы и тем более организаторы «мгновенной толпы» стараются не контактировать с прессой. Но один все-таки согласился побеседовать.

Человек-игра

Григорий Васин — организатор описанного выше действа и многих подобных новосибирских флешов. По специальности он психолог, в 2009-м закончил вуз.

— Я часто играю в ролевые игры. Это инсталляция ситуаций. Когда тебе дают роль и сценарий, ты должен ее сыграть. Я как раз пришел с такой вот игры и сейчас пойду на следующую.

— То есть флешмоб для вас — очередная игра?

Вопрос заставил его задуматься — около минуты Григорий не мог ничего сказать.

— Флешмоб — это абсурдное действо, которое делают масса людей и относятся к этому, как к чему-то обыденному.

— Какой же смысл делать абсурдные действия? Зачем?

— У всех моберов разные цели... Хотя, с первого взгляда, и вправду кажется, что их нет.

Хитро улыбается — что-то придумывает. Сейчас будет синтезировать и анализировать...

— Все так или иначе упирается в страх одиночества и общества. У участвующих во флешмобах, скорее всего, есть потребности в развлечении, самоутверждении и причастности к общему делу. В принципе, флешмоберы получают эффект от игры, как от групповой терапии...

Вот вы для чего ходили на флешмоб? Что вы хотели для себя найти? Может быть, вам надоело смотреть со стороны и решили поучаствовать?

— Скучно стало дома сидеть...

— Правильно! Вот и другие идут на такие акции ради новых ощущений, эмоций.

— То есть вы бы порекомендовали его как групповую терапию?

— Каждый человек индивидуален, как я могу рекомендовать? Все зависит от случая.

— А если взять среднестатистического офисного работника, который изо дня в день совершает однотипные действия?

— Нужно предложить таким людям разнообразное времяпрепровождение. Для нашего менталитета флешмобы нехарактерны (смотрит на прохожих). Если человека не принимает общество, он старается соответствовать обычному поведению, чтобы считать себя членом социальной группы. Поэтому ему сложно выйти за рамки приличия. Он просто не сможет это сделать!

— А кто тогда сможет?

— Есть еще свободные люди, способные на абсурд...

Новосибирский флеш

— Даже в литературе и искусстве есть похожие течения, которые строятся по логике абсурда. Может, флешмоб — это уже отдельная субкультура?

— Нет, слишком громко сказано. Это акция. В ней участвуют люди разных категорий — от бизнесменов до школьников.

— Мы как раз завернули на профессиональный уровень флешмобов. Что тебя так привлекло в этих акциях, что ты решил их организовывать?

— Когда мой брат ходил на флеши — у меня не получалось. По разным причинам. Чтобы восполнить это упущение, я сам стал инициатором мобов.

— Затянуло?

— Это очень интересно — особенно наблюдать за реакцией прохожих. На лицах «бытуют» совершенно разные эмоции. Я замечал выражения удивления...

Строит гримасы.

... возмущения («как они могли нарушить правила общественного поведения?»), негодования, безразличия, удовольствия и даже немного зависти. Редко — восторг. Мало кто нас понимает... Честно говоря, я уже подумываю их чем-то заменить, так как эти, обычные, флеши поднадоели.

— Организация флешмобов тоже может превратиться во что-то обыденное. Но ведь эти игры совершенно непредсказуемы...

— Планируется одно — а моберы понимают другое. В итоге получается третье. Хорошая импровизация выходит не часто. В последней акции «охотники за привидениями» это удалось. Участники сами падали на пол перед «охотниками» и корчились «от боли», а этого не было в сценарии. Но получилось театрально.

— Новосибирские моберы отличаются от других? Знаю, ты проводил флешмобы в других городах...

— Новосибирцы более привередливы. На встрече «В Контакте» отмечаются три тысячи, а приходят тридцать. На фоне наших десяти процентов посещаемости челябинские сорок процентов смотрятся лучше. В этом городе любому мобу рады.

А в нашем мегаполисе есть из чего выбрать — сейчас акции проводят примерно раз в две недели. Это так называемый всплеск — зимой игры были редким явлением. Флешмоб, как я давно заметил, развивается по синусоиде — период частых акций сменяется периодом «затишья».

— Говорят, что в каждом городе бывают свои флешмобы?

— Это точно. Например, в Оренбурге мы собирались человек по 50—100 в одном месте. Всей толпой придумывали, что и как будем делать, потом репетируем — и моб готов! За один час мы могли организовать около десяти акций. Надо будет поэкспериментировать в подобном духе и в Новосибирске — такого еще не делали.


Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: