Новосибирск 2.8 °C

Траектория абитуриента

12.08.2010 00:00:00
Траектория  абитуриента
В Новосибирской области завершилась приёмная кампания в вузы.

На протяжении последних месяцев СМИ регулярно озвучивали опасения и тревожные прогнозы о том, что в 2010 году приём в вузы пройдёт не столь эффективно, как хотелось бы: количество выпускников поубавилось... Однако «счастливый момент подведения итогов» настал.

По словам Марины Ананич, начальника управления профессионального образования министерства образования, науки и инновационной политики, «всё в этом году идёт настолько хорошо, что даже хочется радоваться».

Несмотря на то, что в этом году количество выпускников школ было на три тысячи меньше, чем в прошлом, практически все бюджетные места в новосибирских вузах к концу второй волны оказались заняты, и недобора, который мог бы расцениваться как тревожный сигнал, не наблюдалось. (Количество бюджетных мест в вузах города, по данным Марины Ананич, осталось на прошлогоднем уровне — около восьми тысяч).

По-прежнему большой популярностью пользуются такие специальности, как маркетинг, реклама: в каждую группу НГПУ, например, уже набрано по 30 человек, хотя для желающих освоить престижную специальность обучение обходится недешево.

— Популярность той или иной специальности усиливается работой вузов внутри школ, — считает Марина Ананич. — В течение года проводились различные мероприятия, связанные с реализацией модели профессиональной школы. Это наша новая задумка, которая начала осуществляться с ноября 2009 года.

Преподаватели вузов целенаправленно проводили занятия по математике, информатике, физике в выбранных школах, а также организовывали для старшеклассников стажировки, экскурсии на предприятия, в вузы, в лаборатории. Таким образом, знакомство школьников с профессией стало более глубоким и перестало ограничиваться раздачей рекламных буклетов.

Как показывают исследования, школьники имеют довольно туманные представления о многих профессиях. Выяснилось также, что многие ребята не слишком заинтересованы в изучении информатики.

— Нужно приложить все усилия, чтобы ощущение свободы вхождения в социальные сети не превращалось в ощущение знания информатики, — подчеркивает Марина Ананич. — Нужно начать преподавать информатику так, чтобы дети в школе изучали ее с удовольствием. Ведь если вспомнить перспективы развития нашего региона как инновационного, можно сказать, что именно эти технологии позволяют максимально быстро превращать проект в продукт. На мой взгляд, лозунг следующего периода будет звучать так: глубочайшая интеграция профессионального образования с общим образованием. Вузы планируют начинать работу с учениками не 10—11 классов, а с седьмого, восьмого, девятого класса. И это абсолютно правильно. В результате сотрудничества Сибирской государственной геодезической академии с семью школами количество заявлений на инженерные профессии от абитуриентов, выпускников этих школ, в 2010 году увеличилось в три раза — достаточно было поработать на протяжении полугода!

Уникальные показатели продемонстрировал СГУПС: в этом вузе проходной балл на технических специальностях оказался выше, чем на традиционно популярных направлениях экономики, менеджмента, юриспруденции. Так, на специальности «Безопасность процессов на транспорте» проходной балл равен 268 — для технического вуза очень хороший показатель.

— Обобщая данные, можно сказать, что выбор ЕГЭ для выпускника действительно становится выбором будущего, выбором профессии, — говорит Марина Ананич. — В последние годы большой проблемой являлось двойственное отношение к образованию. С одной стороны, популярность высшего образования была велика, а с другой стороны — далеко не все абитуриенты шли в вузы для того, чтобы действительно получить знания. Знания, которые позволят быть лучшим в профессии, уверенным в себе, приносить пользу.

Хочется надеяться, что новая тенденция расставит точки над «i» и что «мы действительно увидим людей, которые с седьмого класса или даже раньше будут приблизительно знать, куда поступать».

Стоимость коммерческого обучения в вузах не растет уже третий год, поскольку Минобрнауки РФ «дает серьезные рекомендации не повышать стоимость обучения» в связи с антикризисным курсом. Дороже всего обходится студентам изучение иностранных языков, юриспруденции, экономики и управления в туризме — словом, всего того, что абсолютно популярно среди людей, имеющих возможность платить. К недорогим относятся специальности технического плана: стоимость обучения решено было уменьшить, чтобы поощрить будущих инженеров и облегчить им «моральную нагрузку» («как говорилось на встрече с губернатором в СГУПСе, начертательную геометрию никто за свои деньги учить не хочет...»)

В ряды новосибирских студентов вливаются иногородние граждане, а порой даже иностранцы. Марина Ананич напоминает, что многие специальности, которым обучают в вузах Новосибирска, можно назвать уникальными: геодезию, картографию, астрономию и т.д. В этом плане особенно популярны НГУ, НГТУ, НГАСУ, НГМУ, СГГА. Именно в эти вузы устремляются абитуриенты из различных городов Урала, Сибири, из Москвы, Казахстана, Китая, Кореи. НГУ активно поддерживает связи с европейскими вузами — это дает возможность нашим студентам получать образование за рубежом, а молодым людям из европейских стран побывать в России.

— Большая проблема в привлечении иностранных студентов заключается в нашей социальной инфраструктуре, — поясняет Марина Ананич. — Все-таки иностранцы претендуют на проживание в более комфортных условиях. Однако в последнее время вузы расцвели, благоустроились, и это говорит о хороших перспективах.

В 2010 году, например, в Новосибирск впервые приедут стажироваться менеджеры из Германии и Франции. Это событие станет для нашего города своеобразным «экзаменом», поскольку иностранные специалисты должны будут изучить предприятия и увидеть изнутри весь рабочий процесс.

Что же касается профессиональных училищ, некоторые из них демонстрируют высокую культуру производства и приятно удивляют темпами своего развития.

— Рекомендую вам побывать в училище № 50, где предлагаются технологии итальянского производства мебели, — рассказывает Марина Ананич. — Это уже не цеха 40-х годов. Это прекрасные мастерские, абсолютно новое оборудование, новый подход ко всему. Умение работать руками дает специалисту возможность выйти на совершенно иной уровень. Исследуя, например, профессиональную школу дизайна, мы вдруг с ужасом обнаружили, что слово «дизайн» связывается с рисованием! А ведь на самом деле дизайн — это макетирование: если хочешь, чтобы продукт пошел в жизнь, ты должен сделать опытный образец... Абитуриентам, которые не поступят в вузы, я желаю начать старт с рабочей профессии — узнать, как производится продукт, чтобы впоследствии его разрабатывать. Вполне правильная траектория!


Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: