Новосибирск -0.7 °C

Бальзаковский возраст «Нивы»

12.08.2010 00:00:00
Бальзаковский возраст «Нивы»
Машины — они, как женщины: в каждом возрасте прекрасны по-своему.

Возможно, через два года в Новосибирске появится памятник первому российскому внедорожнику — автомобилю «Нива». В 2012 году исполняется 35 лет с момента создания машины, ставшей гордостью отечественного автопрома.

В 2007 году в редакцию «Вечернего Новосибирска» пришел наш читатель Иршат Бульхин. Иршат рассказал о своей идее установить в Новосибирске памятник автомобилю «Нива». Почему в Новосибирске? Потому что конструктор этой машины — родом из Новосибирской области. Иршат Бульхин узнал об этом совершенно случайно, занимаясь изысканиями в области истории автомобилестроения. Как оказалось, об «отце» первого советского джипа — Валерии Павловиче Сёмушкине — в Новосибирске почти никто ничего не знает. Тогда Иршат пришел в газету и предложил о нем написать. С тех пор в «Вечерке» прошло несколько публикаций о «Ниве» и ее конструкторе. Материалы брались из архивов, старых газет, электронных источников.

Недавно Иршат Бульхин пришел к нам с радостной новостью: его идею увековечить в камне самую популярную из отечественных машин поддержало руководство АвтоВАЗа и сам Валерий Сёмушкин. Это произошло благодаря журналистам федеральной автомобильной газеты «Семь верст», которые прочли материалы в «Вечерке», связались с пресс-центром АвтоВАЗа и устроили Иршату Бульхину встречу с Валерием Сёмушкиным.

Специально для своих земляков — читателей «ВН» — Валерий Павлович написал о себе. Мы решили привести его автобиографию в оригинале, лишь с некоторыми сокращениями.

Художник пишет кончиками нервов

Создать «автомобиль для сельской местности» конструктора вдохновила сибирская природа

«Я родился 27 февраля 1940 года в селе Спирино Ордынского района на Оби, в 140 километрах от Новосибирска.

Отца я помнить не мог, так как в 1941 году мать проводила его на фронт, а в 44-м он погиб в Польше. Но до сих пор у меня хранятся его письма, в которых он часто делал рисунки цветными карандашами.

Мать — учительница, тоже рисовала и по потребности, и по обязанности. Наглядных пособий в сельских школах после войны было, прямо скажем, немного. Моя мама выполняла их сама карандашами и красками на листах ватмана. Так что желание и потребность в рисовании были заложены во мне, можно сказать, с рождения.

А начиналось с чего?

С природы, с красоты тех мест, где родился. Представьте широченную Обь, с островами, заливами. Берега и песок, и обрывы, и гранитные валуны. А с другой стороны — роскошный сосновый лес, стоящий от края до края необъятной темно-зеленой стеной.

А автомобили?

В наше село на лето к соседям приезжал мальчик — мой ровесник и привозил с собой автомобильный конструктор. Чего там только не было! Рамы, крылья, колесики, двери, гаечки, винтики. Но нужно было заслужить доверие, чтобы тебе дали отверточку и позволили собрать машинку. Сейчас я даже удивляюсь, какой это был аккуратный и бережливый мальчик — не растерял ни одной гаечки.

Потом был дядя Андрей — шофер маслозавода. Он помогал нам с матерью и сестрой переезжать из деревни в деревню, куда мать переводили учительствовать.

Однажды дядя Андрей ушел в магазин, а меня оставил в кабине, не заглушив двигатель. Рычаг коробки передач призывно подрагивал, и я решил: а проеду-ка немного. Вроде ничего сложного в этом нет. Толкнул рычаг, коробка заскрежетала, полуторка дернулась и заглохла. Выражение ужаса на лице дяди Андрея, выскочившего из магазина, я помню до сих пор. Было мне тогда лет 7—8.

После дяди Андрея значительную роль в моей будущей судьбе сыграл уже родной дядя — брат матери — Володя. Сначала со своим мотоциклом Иж-49, затем с «Победой М20», которую я водил, когда мне было 12 лет.

А как же соединились техника и рисование?

До этого было много всяческих метаний.

Пятьдесят седьмой год — начало освоения целины. Отовсюду гремит: «Едем мы, друзья, в дальние края...»

Мать, конечно же, отговаривала. Я сказал: «Ну, если не на целину, тогда я хочу учиться в Ленинграде на художника!» — «Нет, сынок. Это очень далеко. Я не смогу тебе помочь».

Но все же оба моих желания исполнились. На выпускном вечере в школе был директор целинного совхоза, который лично пригласил меня на работу. Там довелось и в уборочной поучаствовать, и ремонтом комбайнов заняться, и токарное дело освоить.

Трудиться с металлом мне очень понравилось. Наверное, потому, что деревенский токарь, к которому я попал в ученики, был виртуозом своего дела. Отработав на целине по комсомольской путевке, я поехал в Новосибирск и поступил в техническое училище № 2 при заводе имени Чкалова — на токаря.

Желание рисовать и здесь не оставляло меня. Поступил в две изостудии. Там познакомился с начальником отдела новой техники завода имени Чкалова. Он меня пригласил: «Приходи ко мне в отдел — мне нужен художник-конструктор». Вот так соединились техника и рисование.

Руководителем изостудии был ставший впоследствии знаменитым художник Александр Чернобровцев, автор скульптурной композиции «Монумент Славы», выпускник Ленинградского высшего художественно-промышленного училища имени Мухиной. Он мне сказал: езжай и поступай в «Мухинку». Я поехал и поступил.

Темой дипломной работы был заказ ВАЗа на разработку дизайн-проекта «автомобиля для сельской местности». Пятого апреля получили задание, а десятого июля — защита диплома перед госкомиссией.

Защита прошла удачно. По окончании вуза меня пригласили в Центр стиля предприятия «АвтоВАЗ», где я проработал 38 лет. Сначала дизайнером, затем начальником бюро, затем начальником отдела дизайна кузовов. Был ведущим дизайнером первой «Нивы» — ВАЗ-2121, затем ее модификаций. В конце 90-х разрабатывал дизайн автомобиля ВАЗ-2123, ставшего «Шевроле-Нивой».

 

На вершине Эвереста и на «маковке» Земли

Несмотря на то, что большинство отечественных автомобилей вряд ли можно назвать вершиной конструкторской мысли, автомобиль «Нива» — один из немногих — заслужил общемировое признание. Разработанный в конце 70-х годов прошлого века, он считается родоначальником целой когорты внедорожников, а его конструкция не устарела до сих пор.

Первые 50 автомобилей сошли с конвейера в январе 1976 года. Однако по-настоящему серийный выпуск начался 5 апреля 1977 года. Восемьдесят процентов машин уходило на экспорт.

Необычайную популярность у европейских автолюбителей «Нива» обрела в 1979 году, когда в Европе выдалась очень многоснежная зима. Обычные западные легковушки не могли пробраться по заметенным дорогам, а тяжелые джипы вязли в снегу. На этом фоне ярко проявила себя «Нива» — легкая и юркая. Лучшей рекламы невозможно было придумать. В одной только Германии за этот год было продано «Нив» в четыре раза больше, чем годом раньше.

Во Франции «Нива» стала культовым автомобилем еще до того, как заслужила подобный статус на родине. В начале 80-х французские автогонщики регулярно занимали призовые места на «Нивах» в ралли-рейдах «Париж — Дакар».

В 85—86 годах наши раллисты на «Нивах» приняли участие в австралийском аналоге ралли «Париж — Дакар» — «Винн сафари», где заняли первые места в своем классе.

В сентябре 1999 года три питерских и один американский альпинист на серийной «Ниве» покорили Эверест. Своим ходом они добрались до базового лагеря, расположенного на отметке 5350 метров над уровнем моря.

Наконец, в актив «Нивы» следует записать покорение Северного полюса. Автомобиль смог пройти своим ходом около 100 километров по ледяным торосам и оказаться на «макушке» Земли.

Сегодня легендарный внедорожник продолжает пользоваться спросом как на российском, так и на зарубежном рынках.

Один из поклонников «Нивы» — премьер Владимир Путин.

 

Юбилей отметят автопробегом

Есть вероятность, что в 2012 году Валерий Сёмушкин посетит Новосибирск и свое родное село Спирино. Путь от Тольятти до нашего города он намерен проделать за рулем «Нивы» в рамках автопробега, посвященного 35-летию с момента создания «Нивы». Инициатива проведения автопробега принадлежит руководству АвтоВАЗа и издательскому дому «Семь верст».

Пробег начнется из Москвы — от стен Кремля — и пройдет через Тольятти и Новосибирск до села Спирино, где Валерий Семушкин встретится с земляками. Для почетных участников автозавод выделит несколько новых «Нив». Все желающие владельцы одноименных машин смогут присоединиться к автопробегу. Финансирование мероприятия берут на себя АвтоВАЗ и его дилеры.

Читатели «ВН» узнают о подробностях автопробега от Иршата Бульхина, который намерен непременно быть в числе участников.

Что касается памятника «Ниве», руководство АвтоВАЗа одобрило идею, и сейчас решается вопрос, где будет размещен символ: в Новосибирске или в селе Спирино. Открытие памятника также планируется приурочить к 35-летнему юбилею «Нивы».

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: