Новосибирск 8.1 °C

Замкнутый круг?

24.08.2010 00:00:00
Замкнутый круг?
Чем обеспокоены художники Новосибирска.

Наука говорит, что для существования человека необходимы две среды обитания. Первая — это природа. Вторая — культура. Обе имеют одинаково важное значение для людей.

Но если для защиты природы принимаются (пусть даже не всегда исполняющиеся) законы, а ученые-экологи (пусть не постоянно) информируют население о состоянии окружающей среды с помощью конкретных показателей загрязнения, то в культуре все обстоит гораздо хуже. Нет, на словах абсолютно все согласны, что культуре надо помогать, развивать её, вкладывать в это развитие деньги. Но когда доходит дело до конкретных шагов, и тем более шагов по отношению к такой части культуры, как изобразительное искусство....

Именно об этом и шла речь на пресс-конференции известных новосибирских художников во время открытия последней, заключительной части выставки «Точка отсчета» в галерее «Декарт», где были представлены их работы. Вадим Иванкин, секретарь Союза художников России, председатель Новосибирского отделения Союза художников России, профессор, заслуженный художник РФ Михаил Омбыш-Кузнецов, заслуженный художник РФ, профессор, заведующий кафедрой монументально-декоративного искусства НГАХА, член Новосибирского отделения Союза художников России, лауреат Ленинской премии, Евгения Шадрина-Шестакова, преподаватель НГАХА — честно и прямо говорили о состоянии дел в изобразительном искусстве, об отношениях между творцами и потребителями и о будущем арт-галерей Новосибирска. Оптимистичным разговор назвать трудно. Ближе всего к определению — замкнутый круг.

Отказавшись одновременно с идеологическим контролем от попечительства в культуре, государство предоставило ее рынку, которого в России — и уж точно на предметы культуры — нет. Но, как известно, культурные потребности, в отличие от физиологических, если их не формируют и не поддерживают, угасают, исчезают или трансформируются. Приношу извинения за вульгаризм, но примерно так же, как при отсутствии чистой воды: как бы чистоплотен ни был человек, через некоторое время он запаршивеет. Точно в такое же состояние — при отсутствии культурной среды вокруг — придет через некоторое время и его душа.

А в результате художники не могут жить за счет продаж своих работ, потому что они не востребованы ни широким кругом населения, ни музеями, ни обеспеченным меньшинством. При этом нет ни поддержки, ни заказов от власти. (Евгения Шадрина-Шестакова, самый молодой участник пресс-конференции, привела пример своего постоянного ежемесячного заработка — 4,5 тысячи рублей, получаемых за преподавание в НГАХА. Приведу ее слова: «Необходимость хвататься за любой заработок, нравится он мне или не нравится, практически не оставляет времени на действительно творческие работы. Понятно, почему только единицы остаются в нашей профессии!» Здесь стоит напомнить, что все присутствовавшие на пресс-конференции художники, известные и признанные не только в России, но и за рубежом, вынуждены работать преподавателями. И это далеко не худший вариант. Александр Жуков, известный новосибирский акварелист, например, работает на стрелочном заводе.

Причем, по сравнению с Иркутском, Томском, Кемеровом и Барнаулом, да и другими городами за Уралом, как ни странно, в Новосибирске художественная ситуация сегодня едва ли не самая сложная. Реформы, затянувшееся выяснение отношений между двумя Союзами художников, огромное количество самодеятельных художников, продающих свои далекие от профессионального уровня работы у метро, в переходах, сувенирных лавочках, сбили и не дают подниматься ценам на картины в Новосибирске. Помимо невозможности зарабатывать продажей своих работ, это ведет и к тому, что рынок арт-галерей в Новосибирске очень мал. Даже в сравнении с другими сибирскими городами, не претендующими на статус столицы и третьего по величине города России.

Вадим Иванкин перечислил галереи, открывавшиеся в последние два десятилетия в Новосибирске и погибшие из-за отсутствия продаж. А потому и прибыли. «Сибирский пейзаж», «Альф», «Поларис», «Антураж», «Зеленая пирамида» и галерея Сибирского торгового банка... По словам Вадима Иванкина, «арт-галереи в Новосибирске не приживаются». Но так как арт-галереи — это слагаемые процесса искусства, то по ним тоже можно судить и о состоянии дел в изобразительном искусстве.

Общее положение дел в изобразительном искусстве Новосибирска Михаил Омбыш-Кузнецов оценил так:

— Кто работал, тот и работает. Новые имена в Новосибирске появляются редко, хотя только художников-монументалистов каждый год архитектурная академия выпускает 100 человек. Где они? Уходят в менеджеры, переезжают в другие города, меняют профессии, потому что невозможно, работая художником, прокормиться. Из других регионов в Новосибирск художники тоже не приезжают по вышеперечисленным причинам. А ведь в прошлые, дореформенные десятилетия новосибирские художники были на слуху не только в стране, но и за рубежом, привлекая внимание авангардными творениями. Например, мировую известность имеет художник из Новосибирска Эдуард Гроховский, хотя в Новосибирске больше знают и ценят Грицюка. В 90-е годы Новосибирск потерял таких известных мастеров, как скульптор-керамист Валерия Семенова (уехала в Санкт-Петербург), художники Евгений Коньков, Галина Якубовская (ныне пребывающие в Москве)... А ведь для роста художественного мастерства у художников должна быть возможность выставляться, сравнивать свои и чужие работы, общаться... При сегодняшнем отсутствии денег все это почти невозможно. Художникам нужна поддержка власти. В конце концов, искусство было и остается элементом идеологии государства, способом воспитания своих граждан.

Подытожу. Конечно, спасение утопающих — дело рук самих утопающих. Но инициирование новых культурных потребностей и увеличение круга культурных потребителей — тоже постоянная государственная задача, которую нельзя просто так взять и возложить на производителей культуры. Надорвутся и вымрут. А свято место пусто не бывает. Его займут, как это уже происходит, — китайские, не такие уж дешевые, но безвкусные постеры и пластмассовые сувениры...

Напомню к слову. В стране с самой либеральной моделью культурной политики — а это США, одновременно и самая богатая страна мира, — существует и самое большое количество частных фондов, способствующих развитию элитных, авангардных и традиционных форм искусства. Понятно, что в этой богатой стране возможности творцов существовать за счет продаж своих творений в принципе несравнимы с возможностями творцов России, и уж тем более Новосибирска. Что касается Европы, то во Франции государство трактует культуру как фактор национальной самобытности, возлагая на власть ответственность за национальное достояние, имеющее важнейшее значение для имиджа и престижа страны в мире. Еще одна модель культурной политики «на почтительном расстоянии», где государство делегирует свои полномочия специальным художественным советам, считая главной задачей нейтрализацию воздействий рынка на развитие культуры, используется в Великобритании и Ирландии. Точно такую же, как когда-то в СССР, модель культурной политики — государственно-бюрократическо-просветительскую — имеют такие страны с несомненной рыночной экономикой, как Швеция и Голландия.

...Что касается самой выставки, то представленные на ней работы давали много возможностей гордиться мастерством и талантом новосибирских художников. На открытии присутствовала и министр культуры Новосибирской области Наталья Ярославцева.


Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: