Новосибирск 4.9 °C

Научить или... натаскать?

28.08.2010 00:00:00
Научить или... натаскать?
Научить или... натаскать?

В последний год — так уж вышло — удалось нередко встречаться с учеными и преподавателями самых разных университетов и институтов Новосибирска, Томска и Москвы. Причем в раскованной и доброжелательной обстановке, когда общение дружеское и откровенное. Среди собеседников были геодезисты, математики, физики, химики, технологи, филологи, геологи, материаловеды и другие специалисты с давно защищенными кандидатскими и докторскими диссертациями и солидным педагогическим стажем.

Почти всем им я задавал один и тот же вопрос:

— Ну, и какое у вас впечатление о первокурсниках, которые пополнили высшую школу с помощью ЕГЭ?

Ответы были самые разные. Имен называть не буду... за редкими исключениями. Потому что далеко не всем хотелось бы, чтобы их частные мнения прозвучали как коллективные.

— Очень слабое пополнение, — говорил один проректор. — Мы за счет вузовской программы подтягиваем их по математике и физике, которые они явно недоучили в школе. Конкретику они еще понимают. Для них преграда в учении — абстрактные понятия и формулировки. Мышление у них не просто сужено. Порой кажется, что его у них совсем нет. Ни школа, ни жизнь мыслить их не научили.

— Похоже, — говорил второй мой собеседник, — что сегодняшние первокурсники — это кроссвордисты преимущественно. Они натасканы на отгадки. Но это другой тип мышления. Отнюдь не тот, который нужен специалистам с высшим образованием, если они хотят работать в науке и быть, положим, конструкторами, исследователями, творческими сотрудниками. Кроссворды тренируют память, и не более того. Они ничего не добавляют к аналитике, не развивают воображение, не учат мыслить по-своему, нестандартно.

— Я и в прежние годы и сегодня очень доволен своими аспирантами, — рассказывал директор Института геологии и минералогии имени Соболева СО РАН, член-корреспондент РАН Николай Петрович Похиленко. Уже двенадцать из них защитили кандидатские диссертации. Не скажу про них ни одного дурного слова. Есть у меня два аспиранта и в Канаде. Один очень хороший, эрудированный, умный, работящий. А другой с особенностью, которая распространяется, к сожалению, с помощью ЕГЭ и у нас. Этот аспирант, живя в Канаде, практически ничего не читал: ни Джека Лондона, ни Драйзера, ни Майн Рида, ни Фенимора Купера... Когда я назвал эти имена, то он тут же попросил составить список всех, кого бы ему надо прочесть. Что делать?! Его мир — компьютер. В результате общая подготовка к науке достаточно низкая.

По этому же пути проходят теперь и многие наши студенты, поступающие в вузы. Одна и та же система тестового отбора отбросила то ценное, что было в нашей средней и высшей школе.

Мне часто приходится общаться с учеными нашего института, которые преподают в НГУ. Слышал от них и такие оценки: «Последние волосы встают дыбом, когда разговариваешь с нашими первокурсниками». Один преподаватель задал после вводной лекции вопрос аудитории:

— Кто из вас знает закон Архимеда?

В ответ было смущенное молчание. Наконец, один смельчак нашелся и кое-как ответил.

В наших беседах очень краток был молодой и обаятельный кандидат наук из Москвы, уже участвующий в разных конференциях и читающий лекции за рубежом.

— Никогда я не видел в нашем МГУ, — сказал он с очаровательной улыбкой, — столько молодых дураков, как в последнее время.

Сигналы того, что не стоит слепо перенимать все то, что есть в западной высшей школе, в нашей академической среде появлялись давно. Еще несколько лет назад член-корреспондент РАН В. А. Сидоров потребовал, чтобы ему в Академгородок вернули его родных внуков. Потому что он пришел в ужас, когда узнал, как и чему они учатся в американской школе. Не вспоминаю уж о том, кто из ученых у нас в Академгородке выбросил телевизоры из своих квартир, спасая детей от бесконечных стрелялок и других ужасов экрана.

Конечно, проколы от массового применения ЕГЭ еще не отозвались в полной мере. Пока первый этап. О нем можно и поспорить. В том числе и со знаком плюс. Как бы ни критиковали тестовый отбор, когда важнее натаскать, чем научить, но он открыл равную дорогу всем для получения высшего образования. Хотя бы формально, но в нем демократизма больше, чем было раньше, когда в дураки зачисляли однолюбов, к примеру. Но коррективы, на мой взгляд, в нынешней системе ЕГЭ неизбежны. А может быть, и некий возврат к прошлому. Хотя бы потому, что сейчас высшей школе некогда доучивать молодежь за школу среднюю. Сейчас преобразования в науке и технике идут в ускоренном темпе. Складывающаяся подготовка кадров высшей квалификации за ними явно не поспеет.

Ныне все меняется буквально за считанные годы. Например, металлургия уже вовсю применяет редкоземельные элементы. Такие, как скандий или ниобий, к примеру. Это применение сулит огромные выгоды. Тем более, что у нас запасов скандия столько, что его хватит, как заверяют ученые, всему миру на триста лет.

Меняется значение и предназначение алюминия, если добавлять в него редкоземельные элементы. Алюминий можно сваривать, делать легированным, менять его свойства. В авиации уже отказываются от заклепок на самолетах. В ход, то есть в производство, идут совершенно новые материалы. А где у нас специалисты по тому же скандию?! Что-то не слышал о них...

Для предстоящей работы в условиях модернизации и инноваций у высшей школы придется повышать реактивность отзыва и отклика на перемены. А для этого нужны не кроссвордисты, а подлинные «умницы и умники».

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: